Финансовая политика предприятия стратегия и тактика. управление государственным кредитом

Главная / Провода и кабели

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В основе современной концепции стратегического управления лежит теория конкурентной стратегии и конкурентного преимущества , разработанная ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.

Важную роль в стратегическом управлении играет также дифференциация видов стратегий развития предприятия по их уровням. В системе этого управления выделяют обычно три основные вида стратегий - корпоративную стратегию, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).

Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия - максимизацию благосостояния его собственников.

На корпоративном уровне стратегия охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих товарных рынках, различные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами. Разработкой корпоративной стратегии занимаются в основном менеджеры высшего звена управления предприятием.

Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные стратегии предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функциональных подразделений предприятия.

Стратегии хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей - обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу. Разработкой стратегий этого уровня занимаются руководители и менеджеры стратегических хозяйственных единиц при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов предприятия.

Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. По отношению к операционной стратегии финансовая стратегия носит подчиненный характер . Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности предприятия. Финансовая стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии с избранной им корпоративной стратегией.

Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия. Это связано с тем, что основные цели операционной стратегии - обеспечение высоких темпов реализации продукции, рост операционной прибыли и повышение конкурентной позиции предприятия связаны с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков (в тех сегментах, где предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность) не совпадают, может возникнуть ситуация, когда стратегические цели развития операционной деятельности предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае соответственно корректируется операционная стратегия предприятия.

Все многообразие стратегий операционной деятельности, реализацию которых призвана обеспечивать финансовая деятельность предприятия, может быть сведено к следующим базовым их видам:

Виды операционной стратегии

Ограниченный (или концентрированный) рост. Этот тип операционной стратегии используется предприятиями со стабильным ассортиментом продукции и производственными технологиями, слабо подверженными влиянию технологического прогресса. Выбор такой стратегии возможен в условиях относительно слабых колебаний конъюнктуры товарного рынка и стабильной конкурентной позиции предприятия. Основными типами этой базовой стратегии являются:

Стратегия усиления конкурентной позиции;

Стратегия расширения рынка;

Стратегия совершенствования продукта.

Соответственно финансовая стратегия предприятия в этих условиях направлена в первую очередь на эффективное обеспечение воспроизводственных процессов и прироста активов, обеспечивающих ограниченный рост объемов производства и реализации продукции. Стратегические изменения финансовой деятельности в этом случае сводятся к минимуму.

Ускоренный (интегрированный или дифференцированный) рост. Такой тип операционной стратегии избирают, как правило, предприятия, находящиеся в ранних стадиях своего жизненного цикла, а также в динамично развивающихся отраслях под воздействием технологического прогресса. Основными типами этой базовой стратегии являются:

Стратегия вертикальной интеграции;

Стратегия обратной интеграции;

Стратегия горизонтальной "диверсификации;

Стратегия конгломератной диверсификации.

Финансовая стратегия в этом случае носит наиболее сложный характер за счет необходимости обеспечения высоких темпов развития финансовой деятельности, ее диверсификации по различным формам, регионам и т.п.

Сокращение (или сжатие). Эта операционная стратегия наиболее часто избирается предприятиями, находящимися на последних стадиях своего жизненного цикла , а также в стадии финансового кризиса. Она основана на принципе "отсечение лишнего", предусматривающем сокращение объема и ассортимента выпускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка и т.п. Основными типами этой базовой стратегии являются:

Стратегия сокращения структур;

Стратегия сокращения расходов;

Стратегия "сбора урожая";

Стратегия ликвидации.

Финансовая стратегия предприятия в этих условиях призвана обеспечить эффективное дезинвестирование и высокую маневренность использования высвобождаемого капитала в целях обеспечения дальнейшей финансовой стабилизации.

Сочетание (или комбинирование). Такая операционная стратегия предприятия интегрирует в себе рассмотренные различные типы частных стратегий отдельных стратегических зон хозяйствования или стратегических хозяйственных единиц. Такая стратегия характерна для наиболее крупных предприятий (организаций) с широкой отраслевой и региональной диверсификацией операционной деятельности. Соответственно финансовая стратегия таких предприятий (организаций) дифференцируется в разрезе отдельных объектов стратегического управления, будучи подчинена различным стратегическим целям их развития.

Результаты исследований показывают, что при разработке финансовой стратегии предприятия целесообразно выделять следующие доминантные сферы (направления ) развития финансовой деятельности:

Стратегия формирования финансовых ресурсов предприятия. Цели, задачи и основные стратегические решения этой части финансовой стратегии должны быть направлены на финансовое обеспечение реализации корпоративной стратегии предприятия и соответственно подчинены ей.

Стратегия распределения финансовых ресурсов предприятия. Параметры стратегического набора этой части финансовой стратегии должны быть, с одной стороны направлены на финансовое обеспечение реализации отдельных функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, а с другой, составлять основу формирования направлений инвестиционной деятельности предприятия в стратегической перспективе.

Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия. Цели, задачи и важнейшие стратегические решения этой части финансовой стратегии должны быть направлены на формирование и поддержку основных параметров финансового равновесия предприятия в процессе его стратегического развития.

Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия. Параметры стратегического набора этой части финансовой стратегии разрабатываются финансовыми службами предприятия и включаются в виде самостоятельного блока в корпоративную и отдельные функциональные стратегии предприятия.

Процесс разработки и реализации финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам .

1. Определение общего периода формирования финансовой стратегии.

2. Исследование факторов внешней финансовой среды.

3. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его финансовой деятельности.

4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия.

5. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия.

6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности.

7. Принятие основных стратегических финансовых решений.

8. Оценка разработанной финансовой стратегии.

9. Обеспечение реализации финансовой стратегии.

10. Организация контроля реализации финансовой стратегии.

Объектом финансового управления выступают капитал и денежные потоки. Эти стоимостные категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Организация с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.

Следовательно, финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач организации.

В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).

При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития организации, используя прогнозы опытных специалистов (менеджеров). Следует отметить, что обеспечение долговременного развития предприятия в интересах его собственников (акционеров) предполагает :

Формирование оптимальной величины уставного капитала;

Привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов);

Аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);

Формирование нераспределенной прибыли, направляемой на капиталовложения;

Привлечение специальных целевых средств;

Учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов.

Исходя из принятой стратегии, определяются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

Важнейшие направления разработки финансовой стратегии предприятия следующие:

Анализ и оценка финансово-экономического состояния;

Разработка учетной и налоговой политики;

Формирование кредитной политики;

Управление основным капиталом и выбор метода амортизации;

Управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;

Управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

Определение ценовой политики;

Выбор дивидендной и инвестиционной политики;

Оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены).

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получения прогнозного дохода в связи с влиянием внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, определяющее основные параметры деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика - это решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что объясняется изменчивостью рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал).

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику должны осуществлять профессионалы - главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике компании. Для принятия управленческих решений используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном финансовом планировании.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая стратегия – это генеральный план действия по обеспечению государств (предприятий) необходимыми денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политики, политику в области ценных бумаг.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

Различают генеральную финансовую стратегию, отраслевую финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач.

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовой доход и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, зарплата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что создает возможность все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов, или небольшое превышение доходов над расходами. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение государства (предприятия) необходимыми финансовыми ресурсами.

Задачи финансовой стратегии:

    Исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;

    Разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов государства (предприятий) и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния;

    Определение финансовых взаимоотношений со звеньями финансовой системы;

    Выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных и оборотных фондов;

    Обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;

    Определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей;

    Разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий на его преодоление.

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректировать и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, увеличивать денежные накопления.

Финансовая тактика подчинена стратегии и в то же время корректирует отдельные направления и способы использования и накопления финансовых ресурсов в рамках коротких отрезков времени. Фактически финансовую тактику следует рассматривать в качестве определенного этапа (стадии) реализации финансовой стратегии.

Финансовая стратегия и финансовая тактика диалектически взаимосвязаны. Задачи финансовой тактики не только вытекают из задач стратегии финансовой деятельности, но и самым существенным образом могут повлиять на решение финансовой стратегии.

Например, в качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособности продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита ГБ, уменьшение инфляции,фицита ГБ, уменьшение инфляции фляции кции.едует рассматриавть вой деятельности, но и самым существенным образом могут повля 0 0 0 укрепление курса белорусского рубля, чем и занимается финансовая тактика.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.


Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

5. Если товарное обеспечение рубля находится в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50: 50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

16. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынокне преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.

Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки Дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить уверенность в объеме их выпуска.

В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 Лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.

В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

17. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков - отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

Обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

Реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

Установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

Стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

Сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

Реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

Ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

Государство призвано использовать финансы для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. И в реализации этих функций и достижении целей значительная роль принадлежит финансовой политике. Финансовая политика - это политика использования финансов в системе стоимостной денежной формы реализации экономических законов товарного производства, иначе говоря, финансовая политика - это искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах создания условий для увеличения базы распределения, общего объема располагаемых ресурсов, то есть искусство управления финансами. При осуществлении такой политики определяются основные направления использования финансов и осуществления практических действий, которые могут способствовать выполнению финансами их роли и в обществе. Такими направлениями выступают, во-первых, выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития кредитной системы, потребностей населения, и, во-вторых, определение основных направлений использования финансов на перспективный и текущий период, исходя из путей достижения поставленной цели, учитывая международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов, а также осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике. Финансовая стратегия - это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей. Она обычно реализуется путем изменения организации финансовых связей, перемещения финансовых ресурсов, гибкого использования финансов как инструмента, содействующего выполнению задач ближайшего периода.

Финансовая политика — совокупность мероприятий государства в области финансов. Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике региона, определенной местности (местные органы власти), т.к. они обладают определенными законодательными правами.

В условиях перехода к рыночной экономике место финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако, возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются (плановая экономика: устанавливались цены, зарплата и т.д.. Финансовая политика была одним из важных секторов в общей политике государства). В настоящее время государство может диктовать цены только на естественные монополии, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы — только на уровне ЦБ (раньше вся кредитная сфера контролировалась государством).

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, под которым подразумевают формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые применяются с целью создания условий, благоприятствующих экономическому развитию. Финансовый механизм представляет неотъемлемую составную часть более общего экономического механизма, системы управления экономикой. В иерархической структуре финансового механизма выделяются два уровня, образующие механизм финансов предприятий и организаций и механизм функционирования государственных финансов. Самостоятельную часть представляет страховой финансовый механизм. Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм, законов, постановлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых связей, защищают экономические интересы общества, коллективов и отдельных граждан.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Стратегия — долговременный план. Примеры финансовой стратегии — программные документы, антиинфляционная финансовая политика, политика по приватизации госсектора.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Примеры: новые задачи, которые ставятся в Федеральном бюджете.

Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс (например, политика Гайдара была нацелена на очень скорый результат, но стратегию пришлось корректировать).

Финансовая политика — элемент надстройки, а финансы — элемент базиса, значит нельзя проводить финансовую политику игнорируя основные особенности финансовой категорию, историческое развитие финансов.

Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов, успешна лишь при принятии соответствующих нормативных документов. Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством с одной стороны, субъектами хозяйствования и населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности, взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом. Для эффективного проведения финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть, т.к. она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако, основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной посредством нормативных актов.

В демократическом обществе исполнительная власть может делать только то, что написано в законе, поэтому в западной практике Парламент опутывает исполнительную власть сетью законов (США — 7000 законов, Бельгия — 3000). До начала реформ Горбачева в России было принято около 100 законов за год, во время его правления — 200, сейчас, около 100 за год. То, что не охвачено законом, регулируется документами, принятыми исполнительной властью(Указы Президента, Постановления Правительства, ведомственные инструкции). Мировая практика показывает, что эффективный парламентский контроль предупреждает неправильные решения. принимаемые исполнительной властью, т.к. на нее сильнее воздействуют различные лоббистские группировки.

Современная финансовая политика российского государства охватывает очень большой круг мероприятий, т.к. с 1991 года проводится коренная экономическая реформа. 3 основных направлений финансовой политики государства:

1) Комплекс мероприятий. обеспечивающих переход к рыночной экономике.

2) Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.

3) Социальная поддержка населения.

Соотношение между этими направлениями финансовой политики не исчерпывают всех задач (существуют задачи совершенствования бюджетной системы и т.д.). В 1991 году на 1 месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 — кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных преобразованиях, о снижении спада производства и инфляции, т.е. номер два. Накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.

Финансовая политика направленная на создание рыночной экономики.

25 управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом - одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей - обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом в России переходного периода:

а) минимизация стоимости долга для заемщика;

б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

в) усиление инвестиционного характера займов;

г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

е) определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Основная задача управления государственным долгом России - изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.

Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, будет требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных среде выборе наилучшего варианта экономического развития.

Управление государственным долгом включает следующие меры: эффективное использование средств заимствования; поиск средств для выплаты долга; нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача — не допустить превышения над ВВП более чем в 2,5 раза. Считается, что большая величина не позволит стране решать свои проблемы, и все усилия ее будут направлены лишь на погашение долга.

61. РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ

Для определения современного рынка капиталов необходимо обратиться к понятию ссудного капитала как экономической категории.

Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности.

Формой движения ссудного капитала является кредит.

Ссудный капитал представляет собой особую историческую категорию капитала, которая возникает и развивается в условиях капиталистического способа производства.

Основными источниками ссудного капитала служат денежные капиталы (денежные средства), высвобождаемые в процессе воспроизводства. К ним относятся:

– амортизационный фонд предприятий, предназначенный для обновления, расширения и восстановления производственных фондов;

– часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат;

– денежные средства, образующиеся в результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы;

– прибыль, идущая на обновление и расширение производства;

– денежные доходы и сбережения всех слоев населения;

– денежные накопления государства в виде средств от владения государственной собственностью, доходы от производственной, коммерческой и финансовой деятельности правительства, а также положительные сальдо центрального и местных бюджетов.

За последние 20-30 лет в качестве источника ссудного капитала все активнее используются сбережения населения, особенно трудящихся слоев. Эта тенденция характерна для США, Англии, Канады, Германии, Франции, Италии, Японии и других стран. Как правило, сбережения населения воплощаются:

– в банковских вкладах,

– в резервах пенсионных фондов, страховых компаний,

– в покупке различных ценных бумаг.

Современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками: временным; институциональным.

По временному признаку различают:

– денежный рынок, на котором предоставляются кредиты на период от нескольких недель до одного года,

– непосредственно рынок капиталов, где денежные средства выдаются на более длительные сроки; от года до пяти лет (рынок среднесрочных кредитов) и от пяти и более лет (рынок долгосрочных кредитов).

По функционально-институциональному признаку современный рынок ссудных капиталов подразумевает наличие двух основных звеньев:

– кредитной системы (совокупности различных кредитно-финансовых институтов);

– рынка ценных бумаг.

Последний в свою очередь разделяется на:

– первичный рынок, где продаются и покупаются новые эмиссии ценных бумаг,

– биржевой (вторичный), где покупаются и продаются ранее выпущенные ценные бумаги,

– внебиржевой рынок, где совершается реализация ценных бумаг, которые не могут быть проданы на бирже. Внебиржевой рынок еще называется уличным.

Временной и функционально-институциональный признаки рынка ссудных капиталов характерны для всех стран. Вместе с тем о состоянии национального рынка судят по институциональному признаку, т.е. по наличию двух основных ярусов: кредитной системы и рынка ценных бумаг.

Наиболее развитыми являются рынки капиталов США, стран Западной Европы и Японии. В этих странах существуют разветвленные, гибкие рынки капиталов с хорошо развитыми двумя основными ярусами и разветвленной сетью различных кредитно-финансовых институтов. В то же время рынок капитала в США находится в привилегированном положении, поскольку указанные характеристики в нем представлены значительно ярче и глубже.

Увеличение масштабов накопления денежного капитала в условиях капитализма обусловило развитие рынка ссудных капиталов. Под влиянием спроса и предложения происходит движение ссудного капитала: капитал, накапливаемый в виде денежных средств, превращается непосредственно в ссудный капитал.

Рынок ссудных капиталов как экономическая категория выражает социально-экономические отношения, которые определяются законами капиталистического хозяйствования, формирующими в итоге его сущность, т.е. связи и отношения как внутри самого рынка, так и во взаимодействии с другими экономическими категориями.

Денежный капитал высвобождается в процессе воспроизводства. Он направляется туда в виде ссудного капитала через рынок, а затем вновь возвращается к кредитору (банкам и другим кредитно-финансовым институтам).

Сущность рынка ссудных капиталов не зависит от того, какой денежный капитал используется на нем: собственный или чужой, аккумулированный, т.е. не имеет значения, ведет ли банкир свое дело лишь при помощи собственного капитала или только капитала, депонированного у него.

В свою очередь сущность этого рынка предопределяет конкретную роль, которую он выполняет в современном механизме государственно-монополистического капитализма.

Рынок ссудных капиталов способствует:

– росту производства и товарооборота,

– движению капиталов внутри страны,

– трансформации денежных сбережений в капиталовложения,

– реализации научно-технической революции,

– обновлению основного капитала.

В этом смысле рынок опосредствует различные фазы воспроизводства, является своеобразной опорой материальной сферы производства, откуда она черпает дополнительные денежные ресурсы.

Экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в его способности объединить мелкие, разрозненные денежные средства в интересах всего капиталистического накопления.

Это позволяет рынку активно воздействовать на концентрацию и централизацию производства и капитала.

Объединению мелких капиталистов и наращиванию концентрации на самом рынке первоначально способствовали банки, которые были «кассирами промышленных капиталов», а в последующем - все другие виды кредитно-финансовых учреждений и биржи.

Характеризуя роль кредита в капиталистическом хозяйстве, обычно выделяют следующие основные положения:

– объединение разбросанных индивидуальных денежных капиталов и сбережений всех классов общества в руках ссудных капиталистов;

– экономия общественных издержек обращения;

– уравнивание нормы прибыли;

– создание акционерных обществ.

Возросшая роль рынка ссудных капиталов в экономике проявляется в трех основных направлениях:

– предоставление ссудного капитала частному сектору, государству и населению, а также иностранным заемщикам;

– аккумуляция свободного денежного капитала и денежных сбережений населения;

– сосредоточение фиктивного капитала.

Аккумуляция и объединение индивидуальных денежных капиталов осуществляются не только частными кредитно-финансовыми институтами, но и рынком ценных бумаг.

Важной особенностью рынка ссудных капиталов являются усиление влияния на процесс интернационализации мирового хозяйства посредством обеспечения миграции капиталов.

Кроме того, рынок ссудных капиталов играет большую роль в структурной перестройке капиталистической экономики, особенно таких промышленно развитых стран, как США, государства Западной Европы и Япония.

В послевоенные годы кредитно-финансовые институты содействовали созданию мощных военных концернов (типа «Макдонелл - Дуглас») и конгломератов в США. Банкирский дом Ротшильда способствовал централизации капитала в горнодобывающей промышленности Франции. Три ведущих коммерческих банка участвовали в реорганизации концерна Круппа в ФРГ.

За счет ресурсов рынка происходит финансирование отраслей - двигателей научно-технического прогресса. При этом следует отметить, что даже военные концерны, стабильно финансируемые государством, в ряде случаев вынуждены прибегать к услугам рынка ссудных капиталов (в США им неоднократно пользовались такие известные гиганты военного производства, как «Локхид», «Дженерал Дайнэмикс», «Крайслер» и др.).

Важно выяснить, в какой степени рост экономики позволяет увеличивать денежные накопления на рынке ссудных капиталов и в какой мере рынок обеспечивает экономику капиталами, т.е. высока ли ее зависимость от кредитов и займов, поступающих с рынка. В большинстве промышленно развитых стран относительно высокие темпы экономического роста в послевоенные годы (до середины 70-х гг.) способствовали высокой норме накопления и степени аккумуляции денежных сбережений рынком ссудных капиталов.

Промышленность и другие сферы хозяйства развивались в основном за счет самофинансирования (внутренних источников: прибыли и амортизации), но с привлечением заемных средств, особенно в период циклического подъема. Сложился определенный баланс между внутренними и заемными источниками финансирования (соответственно 70 и 30%). Исключением явилась лишь Япония, где доля заемных средств на протяжении почти всех послевоенных лет составляла свыше 60%. Тем самым здесь определялась большая зависимость экономики от рынка ссудных капиталов, чем в других странах. Примерно с середины 60-х гг. в США также постепенно начала обнаруживаться аналогичная тенденция, и в 70-х гг. она резко усилилась. Однако причины этого процесса для США и Японии кардинально отличаются.

Рынок ссудных капиталов выполняет макроэкономическую функцию. В современной капиталистической экономике денежный капитал накапливается в основном в виде денежного ссудного капитала (хотя частная тезаврация золота означает всего лишь аккумуляцию денежного капитала как анахронизм в форме металлических денег). Поэтому накопление денежного капитала важно не само по себе как обособленный процесс, а прежде всего с точки зрения его воздействия на весь ход капиталистического воспроизводства, т.е. в макроэкономическом аспекте.

В этом отношении накопление денежного капитала тесно взаимодействует с реальным накоплением, представляющим в целом иной процесс. Большая часть денежного капитала формируется за счет сбережений населения, а их размеры играют значительную роль в образовании общенациональной нормы реального накопления, доли капиталовложений в валовом национальном продукте и национальном доходе.

Огромные массы денежного капитала, аккумулируемые и мобилизуемые через рынки ссудных капиталов, создают определенную иллюзию того, что объем денежного капитала потенциально равен объему ссудного капитала. Эта видимость возникает прежде всего в тех странах, где существует разветвленная кредитная система.

Именно хранение денежных средств на счетах различных кредитно-финансовых учреждений, в ценных бумагах, а также выражение их в денежной форме способны создавать видимость стирания границ между денежным и ссудным капиталами, особенно в условиях государственно-монополистического капитализма, когда такие границы все более размываются с развитием кредитной системы.

При развитой кредитной системе практически весь денежный капитал, в каком бы смысле мы ни употребляли этот термин, отдается в ссуду, присоединяет к качеству денежной формы качество отчуждения посредством ссуды, становится ссудным денежным капиталом.

Однако ни государственно-монополистический капитализм, ни разветвленная кредитная система не могут отождествлять сущность денежного и ссудного капиталов. Последний является лишь производным от денежного капитала, его частью, хотя и значительной. Ссудный денежный капитал следует рассматривать с точки зрения накопления на рынке ссудных капиталов, тогда как денежный капитал возникает в процессе кругооборота капитала и служит основой появления ссудного капитала. Поэтому денежный капитал - более широкое понятие в качественном и количественном отношениях.

Денежный капитал не всегда может помещаться для депонирования на рынке ссудных капиталов - многие фирмы держат в наличности большие средства для различных специальных целей (поглощения конкурентов, подкупов, избирательных кампаний), не отражая их на своих вкладах. Кроме того, в условиях перманентных валютно-финансовых потрясений в мире усилилась тезаврация золота и серебра частными лицами.

Это также показывает определенные различия между денежным и ссудным капиталами, хотя в современных условиях масштабы рынка ссудных капиталов не всегда позволяют четко определять границы между указанными понятиями.

Функции рынка ссудных капиталов

Функции рынка ссудных капиталов определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в системе капиталистического хозяйства, а также задачами по воспроизводству капиталистических производственных отношений.

Следует выделить пять основных функций рынка ссудных капиталов.

Первая - обслуживание товарного обращения через кредит.

Вторая - аккумуляция, или собирание, денежных сбережений (накоплений): предприятий, населения, государства, иностранных клиентов.

Третья - трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства.

Эти три функции стали активно использоваться в промышленно развитых странах в послевоенный период.

К четвертой функции следует отнести обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов (учитывая огромную роль рынка ссудных капиталов в покрытии бюджетных дефицитов и финансировании жилищного строительства через ипотечное кредитование в рамках государственно-монополистического капитализма).

Во всех четырех случаях рынок выступает как своеобразный посредник в движении капитала.

Пятая функция - ускорение концентрации и централизации капитала для образования мощных финансово-промышленных групп.

Указанные функции рынка ссудных капиталов направлены на:

– поддержание капиталистического способа производства,

– обеспечение функционирования экономической системы государственно-монополистического капитализма.

Отражая накопление и движение денежного капитала, рынок ссудных капиталов органически связан:

– с движением стоимости в ее денежной форме,

– с образованием и использованием различных денежных фондов в виде кредитных ресурсов и ценных бумаг.

Посредством рынка ссудных капиталов как экономической категории можно:

– измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие капиталистического общественного воспроизводства,

– установить классовый спектр использования денежного капитала, воздействие его на социально-экономические (отношения.

Развитие национальных рынков ссудных капиталов определяется рядом факторов:

– экономическим развитием,

– традициями функционирования кредитной системы и рынка ценных бумаг,

– уровнем производственного накопления и личных сбережений.

Однако доминирующим фактором остается экономическое развитие страны (в это понятие входит не только потенциал промышленности и других отраслей экономики, но и объем накопления денежного капитала в рамках всей экономики и ее подразделений). Такому критерию больше всего соответствуют США, страны Западной Европы и Япония, где существуют развитые, гибкие и мощные рынки ссудных капиталов.

В то же время между рынками ссудных капиталов указанных стран имеются определенные различия. Так, в США этот рынок является наиболее мощным, он отличается: разветвленностью, наличием двух мощных звеньев - кредитной системы и рынка ценных бумаг, высоким уровнем накопления денежного капитала, широкой интернационализацией.

В настоящее время рынок ссудных капиталов в США в значительной степени определяет конъюнктурные ситуации как на рынках капиталов названных стран (через, процентные ставки, миграцию денежных потоков, колебания курсов ценных бумаг), так и на мировом рынке капиталов.

Рынки капиталов стран Западной Европы отличаются от американского рынка, прежде всего: меньшим объемом операций, недостаточной развитостью отдельных кредитно-финансовых институтов, относительной ограниченностью рынка ценных бумаг.

89. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

В сложившихся условиях хозяйствования важная роль принадлежит валютно-финансовому механизму внешнеэкономических связей и форме организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни, резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и других межстрановых связей во второй половине 20 в. мировая валютная система претерпела существенные изменения.

Мировая валютная система базируется на функции мировых денег. Они служат мировым платежным средством, мировым покупательным средством и материальным воплощением общественного богатства. В течение длительного исторического периода в роли мировых денег выступало золото. Однако на практике международные расчеты всегда осуществлялись в наиболее сильных и устойчивых валютах мира. Это объяснялось не только тем, что рассчитываться золотом неудобно (поскольку каждый раз приходилось отливать кусок золота соответствующего веса и нести расходы по его пересылке из одной страны в другую и страхованию), но и тем, что развитие внешнеторгового оборота значительно обгоняло добычу благородных металлов. В 19 в. и до первой мировой войны международные расчеты осуществлялись в основном в английских фунтах стерлингов. После второй мировой войны главной валютой западного мира стал доллар США. Произошла демонетизация золота, т.е. процесс постеленной утраты им денежных функций. С развитием кредитных отношений кредитные деньги - векселя, банкноты, чеки - постепенно вытеснили золото сначала из внутреннего денежного обращения, а затем и из международных валютных отношений.

В современных условиях золото выполняет функцию мировых денег опосредованно через операции на рынках золота, где на золото можно приобрести необходимые валюты и соответственно товары. Золото выступает как необходимый страховой фонд государства и частных лиц.

Помимо доллара США и других свободно конвертируемых валют в качестве мировых денег используются ЕВРО - денежная единица, применяемая странами Европейского Союза.

Важным элементом валютной системы выступает валютный курс. Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах. В основе формирования курсов валют находятся стоимостные пропорции обмена - интернациональные стоимости определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей. На практике стоимостные пропорции обмена валют получают отражение в виде соотношения покупательной способности валют. Это в полной мере относится и к условиям действия золотого стандарта при котором банкноты Национального банка обменивались на золото. После полной демонетизации золота, внедрения в национальный и международный платежный обороты неразменных кредитных денег механизм, обусловливающий соответствие курсов валют соотношениям их покупательной силы, претерпел существенные изменения. Однако сущность этой закономерности осталась неизменной.

Отмена золотого содержания валют и переход к так называемым плавающим курсам не изменили ни саму сущность валютного курса как экономической категории, ни его функции в процессе воспроизводства. Валютный курс сохраняет объективную стоимостную основу, которая выступает в виде покупательной силы сравниваемых валют на мировом рынке. Валюты сопоставляются по интернациональным стоимостям определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей.

Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые зависят от многих факторов. Прежде всего положение валюты любой страны определяется состоянием ее экономики.

Курс валюты зависит также от соотносительных темпов инфляции в различных странах, от темпов роста производительности труда и ее соотношении между странами, от темпов роста ВНП (основы товарного наполнения денег), места и роли страны в мировой торговле, вывозе капитала. Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты. Именно эти фундаментальные факторы прежде всего определяют курс валюты той или иной страны. Долгосрочные тенденции развития валютного курса являются отражением хода воспроизводственного процесса в национальной экономике и роли страны в мировом хозяйстве.

Непосредственно на курс валюты влияют состояние ее платежного баланса, межстрановые разницы процентных ставок на денежных рынках различных стран, степень использования валюты данной страны на еврорынке и в международных расчетах, доверие к валюте страны и другие факторы. Наибольшее значение среди последних факторов имеет состояние платежного баланса. При улучшении платежного баланса курс валюты повышается, поскольку возрастает спрос на эту валюту. При ухудшении платежного баланса, то есть при его дефицитности, курс валюты падает, поскольку на такую валюту спроса нет. Однако в условиях золотых валют и валют с зафиксированным золотым содержанием отклонения валютного курса от паритета были незначительны.

Они происходили в пределах так называемых золотых точек (под золотыми точками понимаются пределы отклонений валютного курса от паритета. Такие отклонения в условиях действия золотого стандарта и Бреттонвудских соглашений составляли ±1%.).

Предприниматели не покупали валюту по курсу, значительно превышавшему паритет, а предпочитали рассчитаться путем пересылки золота. Поэтому отклонения курса от паритета могли быть в пределах стоимости пересылки золота из одной страны в другую и его страхования.

Таким образом, формирование валютного курса и его динамика представляют собой многофакторный процесс.

Уровень валютных курсов и их колебания оказывают значительное воздействие на все сферы мирохозяйственных связей - внешнюю торговлю, движение долгосрочных и краткосрочных капиталов, внешнюю задолженность - и в целом на внешние платежные позиции страны.

Список использованных источников

    О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 в ред. ФЗ от от 27.12.2009 № 352-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

    О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 29 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2004. № 31. Ст. 3233.

    О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации: ФЗ от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ // Российская газета. 12 июля 1996 г.

    О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификате и Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации: ФЗ от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ // Российская газета. 18 июля 1999 г.

    Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2010.

    Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 8 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Финансовая служба предприятия ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Важнейший элемент финансовой политики - это разработка правильных стратегий и тактики. Финансовая стратегия - это документ, составленный в письменной форме, в котором есть сформулированные указания непосредственно сотрудникам банка, относящимся к структуре инвестиционного портфеля, разновидностям ценных бумаг и стратегии банка в их купле-продаже. По мере того, как изменяется экономическая конъюнктура, меняется и политическая направленность банка по отношению к инвестициям. Стратегическая финансовая деятельность имеет тесную связь с рядом таких функций менеджмента, как маркетинг и инновации. Это означает наивысшую степень компетенции финансового менеджера, который в ответе за формулировку концепции инвестиционной стратегии и ее реализацию .

Эффективная реализация финансовой деятельности способствует развитию финансовых инструментов фондового и кредитного рынков, которые влияют на механизм и складывается из следующих этапов:

Накопление финансового капитала у инвесторов;

Поиск инвесторами эффективных направлений вложения средств;

Формирование финансовых инструментов, выгодных для направлений вложения средств;

Обеспечение правовой среды со стороны государства, способствующей эффективному привлечению и размещению финансового капитала.

Реализация данных этапов требует системного подхода в вопросах регулирования финансовой деятельности, ориентированного на получение ожидаемых результатов, начиная с обозначений стимулов финансовой деятельности и до окончательного получения намеченного эффекта .

Среди факторов риска, присущих инвестициям, выделяются следующие: кредитный, рыночный и процентный факторы. Кредитный риск вплотную связан с возможностью минимизации финансовых возможностей клиента, а так же невозможностью исполнения им своих финансовых обязанностей. Непредвиденные изменения в экономике, колебания котировок на рынке ценных бумаг - вот по каким причинам вероятен рыночный риск. Подверженность к риску имеют также активы, ввиду изменения процентных ставок, с которым связан риск снижения их цены на рынке. Уровень доходов от инвестиций обязан превышать стоимость издержек, связанных с мобилизацией средств. Бывает, принимается во внимание, и невысокий уровень прибыли, либо её отсутствие. Но это в том случае, программа способствует приросту прибыли от других инвестиций .

Финансовая стратегия предполагает минимизацию снижения стоимости портфеля инвестиций. Для корпораций он служит основным источником ликвидности в периоды, когда ставки по кредитам наиболее высокие. Самым важным условием актуальности инвестиционной стратегии является интенсивность изменения внешних инвестиционных факторов. Также существенным условием является будущий этап ее жизненного цикла. Ещё одним из условий является полярная смена целей деятельности организации, которая связана с новыми коммерческими возможностями.

Цели, которые преследует корпорация, осуществляя инвестиционную деятельность, реализуются через выработку финансовой политики. При ее выработке банки руководствуются традиционными критериями: ликвидность, доходность, риск и величина процентных ставок .

Таким образом, принято различать два основных вида финансовой политики:

1. Агрессивную: отдается с большой степенью риска, однако со значительной потенциальной доходности (акции);

2. Консервативную: значительную часть инвестиций занимают вклады в облигации и другие краткосрочные долговые обязательства, что приводит к уменьшению риска, повышения ликвидности, но к уменьшению доходности.

Мировая практика также различает два типа финансовой стратегии - пассивную и агрессивную.

Пассивная стратегия состоит в реализации четко продуманной инвестиционной политики.

Коммерческий банк зачастую использует конкретную структуру сроков погашения ценных бумаг, которая называется поддержание ступенчатой структуры ценных бумаг.

Агрессивная финансовая стратегия - стратегия, которая позволяет получить высокую доходность вложений в акции компаний и инструменты срочного рынка. Характеризуется наиболее высоким уровнем риска.

Равномерное распределение - это один из популярнейших способов решения проблемы инвестиционного горизонта. Такая политика популярна в небольших финансовых институтах и в основном состоит из выбора приемлемого срока, а также последующее инвестирование в ценные бумаги в равных пропорциях на каждом этапе в рамках такого срока.

Данная стратегия рассчитана не на максимизацию дохода от инвестиций, а на уменьшение отклонений доходов в ту или иную сторону, кроме того, осуществление этой стратегии не нуждается в значительных управленческих талантах. Она приносит, зачастую, некую инвестиционную гибкость, потому что определенные ценные бумаги всегда погашаются наличными денежными средствами, в свою очередь банк имеет возможность воспользоваться некими многообещающими нюансами, которые неожиданно могут возникнуть.

Денежные средства вкладывают в некие ценные бумаги, таким образом, чтоб во время последующих нескольких лет каждый год истекал срок погашения конкретной части портфеля инвестиций.

Поэтому в результате такой некой ступенчатости в сроках погашения ценных бумаг инвестиционного портфеля средства, которые высвобождаются в результате истечения срока погашения, будут реинвестироваться в абсолютно новые виды ценных бумаг с определенно продолжительными сроками погашения и с большей нормой доходности.

Данный подход проведения инвестиционной политики обеспечивает простоту контроля и регулирования, а также отчасти и определенную стабильность получения инвестиционных доходов банком в случае обеспечения необходимой степени ликвидности.

Для осуществления намеченных целей необходимо сформировать детальную финансовую стратегию, включающую в себя основные взаимосвязанные части: экономическую, институциональную и нормативно-правовую (рисунок 4).

Рисунок 4. Финансовая стратегия

Эффективная реализация финансовой стратегии, способствует достижению стратегических целей: развитие инвестиционной деятельности, формирование и развитие инвестиционных продуктов, мобилизация ресурсов инвесторов и привлечение новой клиентской базы.

Институциональный блок состоит из следующих составляющих: инвестиционный портфель, инвестиционные кредиты и риски.

Нормативно-правовой блок представляет собой: внутренние нормативные документы, регулирующие и способствующие осуществлению инвестиционной деятельности, законодательные акты государства, касающиеся осуществления инвестиционной деятельности банка .

Экономический блок состоит из системы экономических показателей, системы управления и финансирования инвестиционного процесса. В данном блоке рассматриваются некоторые критерии финансовой стратегии.

Из этого следует, что основной целью финансовой стратегии является: развить способность "видения" и выявление долгосрочных перспектив развития банка. Это требует проведения диагностики отечественных банков на ранней стадии на определение факторов, имеющих непосредственное влияние на его функционирование и выявление скрытых возможностей долгосрочного развития банка. Это возможно при применении STEP и SWOT-анализов. На их основе проводится анализ внутренней и внешней инвестиционной среды банка и дается стратегическая оценка. За счет этого становится возможным составить целостную картину финансовой среды. Анализ ближнего внешнего окружения основывается на изучении занимаемой доли на рынке банков, анализа спроса клиентской базы, степень освоения предлагаемых инвестиционных продуктов. Анализ дальней внешней среды основывается на выявлении потенциала других участников рынка, экономических и политических факторов, оказывающих прямое влияние на состояние банка. Своевременно выявленные факторы, влияющие на банковский сектор, дают возможность определить ту инвестиционную стратегию банка, которая необходима для долгосрочного развития.

Таким образом, данный анализ способствует выявлению сильных сторон банка, которые необходимо усилить и слабых, которые следует отработать или удалить. С помощью данного процесса возможно выявление скрытых дополнительных резервов банка, и определить их эффективное направление для дальнейшего развития экономики.

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал