Западная и Северная Европа в конце ХХ - начале ХХ1вв. Новейшие изменения в восточной европе

Главная / Электрооборудование

В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. Народы Европы основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света. Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914 – 1918), а Вторая мировая война (1939 – 1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу. Европа долгое время считалась вторым «центром» современного мира, но это ее не устраивает. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

Европейский Союз (European Union) – крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности. В состав Европейского Союза входят 28 государств. В Европейском Союзе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

Основные институты власти Евросоюза :

1. Европейская Комиссия – исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из 25 членов (считая президента), которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат;

2. Европейский Парламент – собрание из 732 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия);

3. Совет министров – основной орган принятия решений в ЕС, который собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов: Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования;

4. Европейский суд – судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия между государствами-членами ЕС, между государствами-членами ЕС и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами;

5. Счетная палата (Суд аудиторов) – орган Европейского Союза, созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов;

6. Европейский Омбудсмен занимается жалобами европейских частных и юридических лиц на институты и учреждения ЕС.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ и с тех пор непрерывно расширяется. Объединенная Европа должна стать инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т. е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене. Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Р. Проди (премьер-министр Италии ( – , май – январь ), между двумя премьерствами был президентом Еврокомиссии ( – )), – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу».

В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством. Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо учитывать изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы. Определяющее значение имеет также состояние природных, демографических и финансовых ресурсов этих стран.

Интеграционный процесс в Евросоюзе идет в двух направлениях – вширь и вглубь . Так, уже в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Финляндия, Австрия и Швеция, в мае 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Мальта и Кипр. Сегодня в состав ЕС входят 28 стран.

Развитие интеграции вглубь можно проследить на примере изменения хозяйственного взаимодействия стран – участниц Евросоюза:

Первый этап (1951 – 1952) является своего рода вступлением;

Центральное событие второго этапа (конец 50-х – начало 70-х годов XX в.) – создание зоны свободной торговли, затем был создан таможенный союз, крупным завоеванием стало решение проводить единую сельскохозяйственную политику, что позволило установить единство рынка и систему защиты сельского хозяйства стран-союзниц от конкурентов из других стран;

На третьем этапе (первая половина 70-х годов) сферой регулирования стали валютные отношения;

Четвертый этап (с середины 70-х до начала 90-х годов) характеризуется созданием однородного экономического пространства на основе принципов «четырех свобод» (свободное обращение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы);

На пятом этапе (с начала 90-х годов XX в. до настоящего времени) началось формирование экономического, валютного и политического союза (введение единого гражданства ЕС наряду с национальным, единой валюты и банковской системы и др.), подготовлен проект Конституции Евросоюза, которая должна быть утверждена на референдумах всех стран – членов ЕС.

Создание Евросоюза было обусловлено рядом причин , прежде всего тем, что именно в Западной Европе после окончания Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между глобальным характером современной экономики и узкими национально-государственными границами ее функционирования, что выражалось в интенсивной регионализации и транснационализации именно этого региона. Кроме того, вплоть до начала 90-х годов XX в. стремление западноевропейских стран к объединению объяснялось острой конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная политическая причина интеграции состояла в стремлении стран Западной Европы преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность военного противостояния на континенте в будущем. К тому же страны Западной Европы в большей мере и раньше, чем страны других регионов, были подготовлены к тесному экономическому сотрудничеству друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков, сходство их экономических структур, территориальная и социокультурная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Одновременно страны Западной Европы усилением торговых связей и иных форм взаимозависимости пытались компенсировать потерю богатых колониальных владений. Сближение экономик европейских стран на базе связей между их компаниями и рынками преследовало также цель использовать эффект от интеграции для усиления позиций Европы в конкурентной борьбе с другими центрами мировой экономики. При этом самым важным было стремление западноевропейских стран укрепить свои позиции на мировом рынке перед лицом самого мощного конкурента – Соединенных Штатов Америки. Укреплению единства стран западноевропейского региона способствуют и некоторые природные факторы, прежде всего территория. При характеристике географического своеобразия Европы обычно отмечают три главные его черты:

1) относительная компактность территории, что делает европейские страны близкими соседями;

2) приморское положение большинства европейских стран, что определяет преобладание мягкого и влажного морского климата;

3) наличие сухопутных и морских границ между европейскими странами, что благоприятно для развития международного сотрудничества.

Социально-экономическая характеристика современной Европы .

Демографическая ситуация в Европе весьма непроста. За период 1913 – 2000 гг. население Западной Европы увеличилось только в 1,7 раза, всех развитых стран – в 2,4 раза, а население всего мира за это время увеличилось в 4,0 раза. Низкая рождаемость (1,74 ребенка на женщину детородного возраста в Великобритании; 1,66 – во Франции; 1,26 – в Германии) ведет к сокращению численности населения Западной Европы. В некоторых государствах (например, в Австрии, Германии, Дании) в отдельные годы наблюдалось даже абсолютное сокращение населения (смертность превышала рождаемость). Среднегодовые темпы прироста населения в странах Западной Европы в 1991 – 2000 гг. составляли 0,4% (в том числе в Австрии – 0,0%). По расчетам ООН, к середине XXI в. доля европейцев в мире снизится с 12 % (или даже 20% во второй половине XIX в.) до 7%. Ухудшение демографической ситуации в Европе обычно связывают с отказом от традиционного уклада жизни населения. Рост духовного и интеллектуального потенциала различных слоев населения, широкое участие женщин в общественном производстве и социально-экономических процессах приводят к сознательному ограничению рождаемости (этому способствуют и использование новых технологий контроля рождаемости, и легализация абортов). Успехи медицины, повышение уровня жизни и другие факторы обусловили сокращение общей и детской смертности, а значит, увеличение продолжительности жизни и повышение среднего возраста населения. За последние 50 лет продолжительность жизни выросла больше, чем за предыдущие 5000 лет. По приблизительным оценкам, в Великобритании, Франции и других странах до промышленной революции XVII в. люди старше 65 лет составляли 2 – 3% населения, а сейчас в западноевропейских странах их расчитывается 14 – 15%. Большое влияние на европейские демографические ресурсы оказала эволюция семейных отношений, которая проявилась в ряде стран уже в конце XIX – начале XX в. Европа стала пионером в развитии явления, которое демографы назвали «браком по-европейски» (позднее вступление в брак, ограничение количества детей, большой удельный вес разводов и др.). В 80 – 90-х годах XX в. во многих странах Европы уменьшилось количество заключаемых брачных союзов, вырос средний возраст вступающих в брак. В то же время коэффициент разводов (количество разводов на 100 браков, заключенных в течение данного года), например, во Франции возрос втрое. На все эти изменения, которые иногда называют кризисом семьи,

В последние десятилетия в западноевропейских странах происходят огромные изменения в сфере финансовых ресурсов . Этот процесс, который нередко называют финансовой революцией, оказывает большое влияние на процесс объединения Европы. Прежде всего необходимо отметить увеличение роли финансовой деятельности в жизни ведущих европейских стран. Главной причиной этого являются производственно-технический прогресс и интернационализация экономики. Создание ЭВМ и новых средств связи стимулировали развитие разнообразных финансовых институтов, сформировавших за короткое время международные рынки ценных бумаг. На посреднических операциях с этими бумагами выросли огромные состояния. Кто бы ни был их владельцем (рантье, спекулянты, предприниматели), финансовые интересы явно господствуют у них над производственными интересами. Огромный рост значения финансов также связан с расширением торговли и «финансовой инженерии» предприятий, в деятельности которых появились новые инструменты, позволяющие расширить операции с ценными бумагами.

Большие изменения происходят в организации финансовых рынков. Традиционно в Западной Европе существовала двойственная структура, включавшая национальные рынки, где совершались операции между местными резидентами, и иностранные рынки как часть национальных, где функционировали иностранные или смешанные кредитно-финансовые институты. Общей их чертой являлась регламентация деятельности рынков со стороны государств, на территории которых они размещались, контроль, часто жесткий, уполномоченных органов власти. Развитие финансовой глобализации, рост международных перемещений фондовых ценностей привели к возникновению так называемых чистых международных рынков, т. е. рынков, полностью свободных от государственного регулирования. За ними закрепилось название еврорынков. Евровалюта – это любая валюта, которая депонирована в банке за пределами страны происхождения и, таким образом, находится вне юрисдикции и контроля валютных органов этой страны. Наиболее важный вид евробумаг – еврооблигации . По мере роста рынка еврооблигаций международная торговля бумагами зарубежных заемщиков принимает многосторонний характер, тем самым национальные рынки фондовых ценностей выступают как международные. Вторая разновидность бумаг, обращающихся на еврорынках, – это евроакции . Они эмитируются вне национальных фондовых рынков и приобретаются на евровалюту, а потому не входят в сферу контроля национальных рынков.

Сегодня огромная роль в объединении Европы принадлежит единой европейской валюте – евро . Она превращается в серьезного конкурента доллару на международной арене, становится второй мировой валютой, обслуживающей торговые связи между странами, международные капиталопотоки, мировые финансовые рынки. В европейских странах евро решительно победил доллар. Удалось потеснить доллар и на рынках развивающихся стран, включая Латинскую Америку. Руководители Евросоюза отмечают, что только с введением евро американцы начали всерьез размышлять о реальности создания Объединенной Европы. Роль единой европейской валюты определяется общим экономическим и финансовым потенциалом стран Евросоюза. В случае роста курса евро его международное использование будет также расти.

Огромное значение для дальнейшего развития объединительных процессов в Европе имеет общность структур хозяйства западноевропейских стран. «Ядром» европейской интеграции стали ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, подписавшие в 1958 г. договор об экономическом союзе). Немалую роль в формировании и развитии Евросоюза сыграло определенное единство их социально-экономической структуры . Влияние этого единства сказывается и сегодня, хотя с увеличением количества членов Союза и кандидатов в ЕС положение меняется и нарастают противоречия.

Для стран Западной Европы, и прежде всего тех, которые составляют «ядро» Евросоюза, издавна характерна высокая степень экономической активности государства. В итоге длительного исторического развития в них сложилась совокупность таких факторов, как значительное развитие государственной собственности; высокий удельный вес государства в общих капиталовложениях и финансировании НИОКР; большой объем государственных закупок, включая военные; государственное финансирование социальных расходов; широкие масштабы государственного регулирования экономики; участие государства в экспорте капитала и в других формах международных экономических отношений.

Страны Западной Европы различаются по размерам государственной собственности. Страной классической национализации называют Францию. Здесь государство всегда играло важную роль в экономике, хотя доля его участия постоянно менялась. В целом на долю государственного сектора сегодня приходится до 20% национального достояния страны. Французская система смешанной экономики представляет собой дозированное соединение рыночного и государственного секторов.

В Германии исторически сложилась ситуация, когда множество хозяйственных объектов находится в полной или частичной собственности государства. В отличие от Франции, в ФРГ никогда не проводилась национализация отдельных отраслей промышленности. В различные периоды своего существования германское государство строило или выкупало у частного предпринимателя железные и автомобильные дороги, радиостанции, почту, телеграф и телефон, аэродромы, каналы и портовые сооружения, электростанции, военные объекты и большое число промышленных предприятий, главным образом в отраслях добывающей и тяжелой промышленности. В собственности государства оказались также значительные земельные угодья, денежные средства, золотовалютные резервы, имущество за рубежом. Государственные хозяйственные объекты находятся в руках федерального правительства, правительств земель и местных властей. Из всей государственной собственности наибольшую роль в экономике ФРГ играют два отраслевых комплекса: объекты инфраструктуры, обеспечивающие условия для расширенного воспроизводства, а также промышленные и энергетические предприятия, большинство из которых объединено в государственные концерны. В последние десятилетия в Германии, как и в других европейских странах, предпринимательские функции государства уменьшаются. Переход к новым формам регулирования экономики сопровождается определенным сокращением госсектора – через продажу акций на фондовых рынках. Но и сегодня удельный вес госсектора в германской экономике довольно высокий. К тому же для ФРГ характерна частичная приватизация госпредприятий, т. е. превращение их в смешанные компании. Подобные процессы развиваются и в Италии.

Великобританию многие экономисты относят к группе стран «англосаксонского» капитализма, но, как и для других стран Евросоюза, для нее характерна практика государственно-частного партнерства. В 90-е годы XX в. в Великобритании было реализовано проектов такого партнерства на 40 млрд. долл. (строительство тоннеля под Ла-Маншем, прокладка веток лондонского метро и др.).

В Германии, Франции, Италии и других западноевропейских странах широкое развитие получили разнообразные формы государственного регулирования экономики. Огромных размеров достигли, например, объемы государственных бюджетов, расходы на науку. Государство выступает в качестве одного из главных заказчиков и потребителей товаров и услуг, участвует во внешней торговле, оказывает разностороннюю помощь экспорту частного капитала. В настоящее время уже сложилась (а где-то еще складывается) государственная система программирования экономики, которая сочетает текущее регулирование экономических процессов с перспективной координацией экономического развития на основе составления и реализации общенациональных экономических программ.

В Западной Европе общественно-экономические системы имеют социальную ориентацию . Государство здесь выполняет наибольшее количество социальных функций. Так, «германская экономическая модель» позволила восстановить полностью разрушенную в результате Второй мировой войны страну, стать в конце XX столетия одним из мировых лидеров и обеспечить высочайший уровень жизни для населения Германии. На социальные нужды Германия расходует примерно 30% своего ВВП. Во Франции общий уровень развития социальной системы один из самых высоких в мире. Различные социальные выплаты составляют примерно треть номинальной заработной платы наемного работника. Среди достижений Франции в социальной сфере важное место отводится семейным пособиям (впервые они были введены в 1939 г.). Семейные пособия выплачиваются всем гражданам независимо от доходов семьи и от того, рожден ли ребенок в браке или вне брака.

Системы социального обеспечения действуют и в других странах Западной Европы. Италия выделяется высоким уровнем пенсионного обеспечения. В Бельгии, Нидерландах и Швеции отмечается относительно высокий жизненный уровень населения. По индексу человеческого развития Бельгия и Нидерланды в 2002 г. занимали 7 – 8-е места в мире. В Швеции социальная политика направлена на сокращение безработицы (среднегодовой уровень безработицы – 4%) и выравнивание уровня доходов населения. Налоги в стране составляют 56,5% национального ВВП. В Дании сформировался социально ориентированный капитализм с рыночно-государственной регулируемой экономикой. В Финляндии на социальные цели тратится 25% ВВП страны. Социальная политика государства направлена прежде всего на сокращение безработицы (в 2002 г. – 8,5%).

Важнейшая закономерность экономического развития Западной Европы в конце XX – начале XXI в. – это трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную , или экономику услуг («новая экономика»). Этот процесс имеет объективный характер. В его основе лежит поступательное движение производительных сил, результаты которого конкретизируются в постоянном возрастании производительности труда и других факторов производства. Формирование современной постиндустриальной модели экономики происходит за счет структурной революции, т. е. фундаментального перераспределения между первичным (аграрный), вторичным (промышленный) и третичным (услуги) секторами экономики, а также за счет изменений внутри каждого из перечисленных секторов: во всех развитых странах сектор услуг превратился в ведущую составную часть экономики. Вклад сферы услуг в экономический рост стал превосходить вклад промышленности. Сегодня в развитых странах мира в сфере услуг сосредоточено более 60% всего работающего населения. Предприятия сферы услуг обеспечивают значительную часть мирового ВВП – около 70%. Если в 70-е годы XX в. показатели среднегодовых темпов роста совокупности отраслей сферы услуг превосходили показатели сельского хозяйства примерно в 2 раза, а промышленности – в 1,5 раза, то в конце XX в эти темпы увеличились соответственно в 2,5 и 3,5 раза.

Основным элементом постиндустриальной экономической модели можно также считать информативную революцию, суть которой состоит в огромном росте информатизации всей жизни общества. Информация превращается в важнейший вид ресурсов, используемых людьми, поэтому современное общество нередко называют информационным . Выявлены не только высокая степень корреляции показателей экономического роста и уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и тенденция к усилению роли ИКТ как средства экономического роста – даже условия этого роста. Более того, говорят о формировании информационного сектора экономики (его называют четвертичным). Показателями этого процесса служат широкая компьютеризация экономики и быта, глобализация систем связи и сам факт возникновения информационного сообщества.

Увеличение роли услуг во всем их разнообразии тесно связано с технико-технологической революцией Связь между ними имеет двусторонний характер. С одной стороны, развитие техники и передовых технологий служит материальной основой роста третичного сектора экономики – сферы услуг. Без радикального увеличения общей производительности труда, чему содействует технико-технологическая революция, такая ситуация, когда стоимость услуг превышает стоимость промышленного продукта, была бы просто невозможна. Но с другой стороны, сам рост сектора услуг является мощным средством дальнейшего увеличения производительности труда, повышения эффективности экономики. В результате снижаются затраты на все элементы производства, повышается квалификация рабочей силы, что способствует улучшению качества продукции и увеличению объемов ее производства (например, в результате развития здравоохранения уменьшаются потери, связанные с болезнями работников). Сфера услуг становится ведущей силой развития современной экономики. Отныне она – центральный сектор экономики. Но при этом сектор услуг оказывается тесно связан с промышленным сектором. Услуги становятся составной частью производственного процесса.

К концу XX в. совокупное действие этих и других причин существенно изменило основные пропорции хозяйства, что означало формирование постиндустриальной экономики. Главными ее признаками являются:

Радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражающееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте,

Развитие сектора услуг и информации,

Изменение мотивов и характера человеческой деятельности,

Появление нового типа ресурсов, вовлекаемых в производство,

Существенная модификация всей социальной структуры.

Становление «экономики услуг» – универсальный процесс, свойственный всем странам, но реализуется он в каждой из них по мере осознания внутренних предпосылок, что прямо зависит от уровня экономического развития государства. В экономически слабо развитых странах хозяйственная деятельность и сегодня сводится преимущественно к производству «вещной» продукции. А чем выше уровень развития хозяйства, производительности труда, тем больше в структуре экономики роль трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных видов продукции, выражаемых в форме услуги.

К наиболее существенным чертам европейского развития на рубеже веков можно отнести компьютеризацию и интернетизацию экономики , повышение образовательного и научно-технического потенциала стран.

Остановимся на основных сферах развития постиндустриальной экономики Европы: сфера услуг (в ней занято более 65% работающего населения европейских стран, предприятия сферы услуг обеспечивают около 70% ВВП стран Евросоюза); торговля (в характере современной торговли происходят существенные изменения, которые в Западной Европе нередко называют даже коммерческой революцией); связь (совокупность отраслей, призванных передавать и распределять различного рода информацию, всегда была важным элементом жизни общества, но в современных условиях роль средств связи существенно усиливается, степень развития средств связи – один из важных показателей зрелости экономики); транспорт (создание Евросоюза способствовало дальнейшей модернизации ряда отраслей транспорта, усилению межотраслевой и международной координации транспортной деятельности, улучшению качественных показателей многих транспортных предприятий Западной Европы, в транспортном хозяйстве ЕС занято более 8 млн. человек и производится более 7% суммарного ВВП).

Последствия европейской интеграции .

Оценивая результаты европейской интеграции на современном этапе, надо отметить прежде всего ее достижения. За время существования Евросоюза сложился развитый механизм интеграции, основанный на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной функций. К числу важных уроков европейской интеграции относится разработка интеграционной стратегии Евросоюза. Ряд европейских стран пошли на ограничение своего суверенитета и передачу части своих полномочий в ведение наднациональных интеграционных структур. Главенство законов Евросоюза ярко проявилось в отношении слаборазвитых государств Южной Европы – Греции, Испании и Португалии. Присоединение к общему европейскому рынку стало мощным стимулом для развития экономики этих стран. А достижения Греции, Испании и Португалии стимулировали желание вступить в ЕС у других относительно небогатых стран Европы.

Быстрое развитие интеграционных процессов способствовало радикальным сдвигам в структуре европейской экономики. На ЕС приходится более 90% ВВП стран Европы. По объему ВВП (21%) Объединенная Европа сравнялась с США. Более того, по некоторым важным показателям страны ЕС превзошли уровень США. Больше американского и европейский рынок рабочей силы. В начале XXI в. общая численность работников в странах Евросоюза превысила 160 млн. человек (в США – 137 млн. человек). Страны Западной Европы обладают очень развитой банковской системой. В то же время Евросоюз отстает от США по уровню постиндустриализации. Так, явное первенство в развитии новейших технологий принадлежит Соединенным Штатам Америки. Страны ЕС также пока еще существенно отстают от США по степени компьютеризации экономики.

Но экономическое развитие стран Евросоюза весьма неравномерно. Сравнение развития ЕС и США во второй половине XX в. показывает, с одной стороны, сближение их экономических показателей, с другой – нарастающую тенденцию к определенному ослаблению позиций ЕС по отношению к бурно развивавшимся в 90-х годах США. Одним из основных препятствий для устойчивого роста экономики в странах Евросоюза являются снижение трудовых ресурсов, в частности старение населения и уменьшение его численности. Сейчас на одного пенсионера в ЕС приходится 4 человека трудоспособного возраста, а в 2050 г., по прогнозу Еврокомиссии, будет приходиться только 2 работника. Наконец, рост курса евро по отношению к доллару ухудшил положение европейских компаний на американском и других рынках. В итоге масштабы рецессии в европейской экономике увеличились, и улучшение ситуации связано с решением многих сложных проблем:

  • финансовый кризис (за двадцатилетие на рубеже XX – XXI вв. 5 развитых и 88 развивающихся стран испытывали системный финансовый кризис);
  • фондовый кризис (снижение курса акций);
  • кризис системы страхования (серьезной опасностью для всей мировой экономики являются нарастающие трудности в страховой системе многих стран, что позволяет говорить о кризисе этой сферы как составной части современного финансово-экономического кризиса, только за 2002 г. страховой бизнес в Западной Европе сократился более чем на 50%);
  • банковский кризис (по всем странам мира рост числа просроченных кредитов отмечен в сотнях банков).

Первоначально «новая экономика» как совокупность новейших информационных и телекоммуникационных технологий объявлялась не подверженной кризисам. Однако с начала XXI в. стали говорить и о кризисе «новой экономики», причем некоторые аналитики назвали его основным структурным кризисом современного мира. С конца 2000 г. начал резко замедляться общий рост экономики США и ряда стран Западной Европы. Статистическая картина изменений, происходящих в последние годы, свидетельствует о замедлении темпов роста промышленного производства в странах Евросоюза и даже в ряде случаев о сокращении его объемов. Обращает на себя внимание различие экономической динамики в «новых» и «старых» странах Евросоюза. Во всех «новых» странах в 2001 – 2002 гг. имел место рост промышленного производства. Но его темпы, а также относительно малые объемы экономик этих государств не могли оказать большого влияния на общее положение в западноевропейской и тем более мировой экономике. Основным «виновником» ухудшения общей экономической ситуации выступает Германия, в которой фактически прекратился рост промышленного производства. Падение производства началось с 1996 г., но в 2003 г. сложилось особо тяжелое положение.

В настоящее время существуют серьезные противоречия в развитии Европейского союза. Раскол в Евросоюзе замедляет процесс интеграции европейских стран. А это ведет к широко обсуждавшимся в ходе разработки и утверждения Евроконституции проектам политических реформ в ЕС. Положение осложняет наличие ряда трансатлантических противоречий. Экономическая мощь США, их военно-политическое превосходство позволяют американским правящим кругам оказывать всестороннее давление и на «старых», и на «новых» членов Евросоюза, пытаясь проводить свой курс, который направлен на ослабление европейских позиций.

Объединение Европы – составная часть процесса всесторонней глобализации. Успех европейской интеграции оказывает положительное воздействие на образование региональных и трансконтинентальных объединений во всем мире.

Страны Восточной Европы были захвачены Германией, а затем освобождены войсками стран антигитлеровской коалиции. Часть этих стран (Венгрия, Болгария, Румыния) изначально сражалась на стороне Гитлера. После окончания войны страны Восточной Европы попали под влияние СССР.

События

1940-е г. - в странах Восточной Европы произошла волна переворотов, которая привела к власти коммунистов; в эти годы на карте Европы появляются новые государства.

1945 г. - образование Федеративной Народной Республики Югославии во главе с коммунистическим правительством Иосипа Броза Тито. В Югославию вошли Сербия (в составе Сербии - албанские автономии Косово и Метохия, Воеводина), Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония.

Первые трещины в едином социалистическом лагере появились в 1948 году , когда югославский лидер Йосип Броз Тито , желавший вести свою политику во многом без согласования с Москвой, в очередной раз сделал своевольный шаг, что послужило обострению советско-югославских отношений и их разрыву (см. Рис. 2). До 1955 года Югославия выпала из единой системы, и больше туда целиком не возвращалась. В этой стране возникла своеобразная модель социализма - титоизм , основанная на авторитете лидера страны Тито. При нём Югославия превратилась в страну с развитой экономикой (в 1950 - 1970 гг. темпы производства выросли в четыре раза), авторитет Тито скреплял многонациональную Югославию. Идеи рыночного социализма и самоуправления были положены в основу югославского процветания.

После смерти в 1980 году Тито в государстве начались центробежные процессы, что привело страну к распаду в начале 1990-х гг., войне в Хорватии, массовому геноциду сербов в Хорватии и Косово. К 1999 году бывшая цветущая Югославия лежала в руинах, сотни тысяч семей были уничтожены, свирепствовали национальная вражда и ненависть. Югославию составляли только две бывшие республики - Сербия и Черногория, последняя из которых отделилась в 2006 году. В 1999-2000 гг. авиация стран НАТО наносила бомбовые удары по мирным и военным объектам , вынуждая действующего президента - С. Милошевича уйти в отставку.

Второй страной, которая вышла из объединённого социалистического лагеря и больше в него не входила, была Албания. Албанский лидер и убеждённый сталинист Энвер Ходжа не согласился с решением ХХ съезда КПСС по осуждению культа личности Сталина и разорвал дипломатические отношения с СССР, выйдя из СЭВ. Дальнейшее существование Албании имело трагический характер. Единоличный режим Ходжи привёл страну к упадку и массовой бедности населения. В начале 1990-х гг. между сербами и албанцами стали вспыхивать национальные конфликты, выливающиеся в массовое уничтожение сербов и оккупацию исконно сербских территорий, продолжающиеся по сей день.

В отношении остальных стран соцлагеря проводилась более жёсткая политика. Так, когда в 1956 году вспыхнули волнения польских рабочих , протестующих против невыносимых условий жизни, колонны были расстреляны войсками, а лидеры рабочих найдены и уничтожены. Но в свете политических преобразований, происходивших в это время и в СССР, связанных с десталинизацией общества , в Москве согласились поставить во главе Польши репрессированного при Сталине Владислава Гомулку . Позже власть перейдёт к генералу Войцеху Ярузельскому , который будет бороться с набиравшим политический вес движением «Солидарность» , представлявшим рабочих и независимые профсоюзы. Лидер движения - Лех Валенса - стал лидером протеста (см. Рис. 3). На протяжении 1980-х гг. «Солидарность» набирало всё большую популярность, несмотря на преследования властей. В 1989 году, с распадом социалистической системы, в Польше к власти пришла «Солидарность». В 1990 - 2000-х гг. Польша встала на путь евроинтеграции , вступила в НАТО.

В 1956 году вспыхнуло восстание в Будапеште . Поводом послужили десталинизация и требование рабочих и интеллигенции честных и открытых выборов, нежелание находиться в зависимости от Москвы. Восстание в скором времени вылилось в преследование и аресты сотрудников венгерской госбезопасности; часть армии перешла на сторону народа. По решению Москвы, в Будапешт были введены войска ОВД. Руководство Венгерской партии трудящихся, возглавляемое сталинистом Матиашем Ракоши, вынуждено было поставить на пост премьер-министра Имре Надя . Вскоре Надь заявил о выходе Венгрии из ОВД, что вызвало гнев Москвы. В Будапешт были опять введены танки, и восстание было жестоко подавлено. Новым лидером стал Янош Кадар , который репрессировал большую часть восставших (Надь был расстрелян), но стал проводить экономические реформы, способствовавшие тому, что Венгрия превратилась в одну из самых процветающих стран соцлагеря. С крушением социалистической системы, Венгрия отказалась от прежних идеалов, к власти пришло прозападное руководство. В 1990-2000 гг. Венгрия вступила в Евросоюз (ЕС) и НАТО.

В 1968 году в Чехословакии было избрано новое коммунистическое правительство во главе с Александром Дубчеком , который хотел провести экономические, социальные и политические преобразования. Видя послабление во внутренней жизни, вся Чехословакия была охвачена митингами. Видя то, что социалистическое государство стало тяготеть к миру капитала, лидер СССР Л.И. Брежнев приказал ввести в Чехословакию войска ОВД. Не изменяемое ни при каких обстоятельствах соотношение сил между миром капитала и социализма после 1945 года получило название «Доктрина Брежнева» . В августе 1968 года войска были введены, всё руководство компартии Чехословакии было арестовано, танки открыли огонь по людям на улицах Праги (см. Рис. 4). Вскоре Дубчек будет заменён просоветским Густавом Гусаком , который будет придерживаться официальной линии Москвы. В 1990-2000 гг. Чехословакия распадётся на Чехию и Словакию («Бархатная революция » 1990 года), которые вступят в ЕС и НАТО.

Болгария и Румыния на протяжении всего периода существования соцлагеря будут оставаться верными Москве в своих политических и экономических преобразованиях. С распадом общей системы, в этих странах к власти придут прозападные силы, которые будут настроены на евроинтеграцию.

Таким образом, страны «народной демократии », или страны «реального социализма » на протяжении последних 60 лет пережили трансформацию от социалистической системы к капиталистической системе во главе с США, оказавшись во многом зависимыми от влияния нового лидера.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.
  1. Военно-промышленный курьер ().
  2. Интернет-портал Coldwar.ru ().
  3. Интернет-портал Ipolitics.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 21 учебника Шубина А.В. и ответьте на вопросы 1-4 на стр. 226.
  2. Назовите страны Европы, вошедшие в т.н. «Орбиту СССР». Почему из неё выпали Югославия и Албания?
  3. Возможно ли было сохранить общий социалистический лагерь?
  4. Сменили ли страны Восточной Европы одного покровителя на другого? Почему?

После десятилетия стабильности в политической жизни западноевропейских стран настало время социальных конфликтов. В 1960-е годы участились выступления разных слоёв населения под различными лозунгами.

Во Франции в 1961 -1962 гг. проходили демонстрации и забастовки (во всеобщей политической забастовке участвовали свыше 12 млн человек) с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил в Алжире (эти силы выступали против предоставления Алжиру независимости). В Италии прошли массовые выступления трудящихся против активизации неофашистов, ширилось движение рабочих, выдвигавших как экономические, так и политические требования. В Англии число забастовок в 1962 г. по сравнению с предшествовавшим годом возросло в 5,5 раза. В борьбу за повышение заработной платы включались также «белые воротнички» - высококвалифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события 1968 г. во Франции.

Даты и события:

  • 3 мая - начало студенческих выступлений в Париже с требованиями демократизации системы высшего образования.
  • 6 мая - осада полицией университета Сорбонны.
  • 9-10 мая - студенты строят баррикады.
  • 13 мая - массовая демонстрация трудящихся в Париже; начало всеобщей забастовки; к 24 мая число бастующих по стране превысило 10 млн человек; среди лозунгов, которые несли участники демонстраций, были и такие: «Прощай, де Голль!», «Десяти лет достаточно!»; рабочие автомобильного завода близ Манта и заводов «Рено» заняли свои предприятия.
  • 22 мая - в Национальном собрании поднят вопрос о доверии правительству.
  • 30 мая - президент Ш. де Голль распустил Национальное собрание и назначил новые парламентские выборы.
  • 6-7 июня - участники забастовки приступили к работе, настояв на повышении заработной платы на 10-19%, увеличении отпусков, расширении прав профсоюзов.

Эти события оказались серьёзным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, рассчитывая получить подтверждение того, что французы по-прежнему его поддерживают. Но 52 % избирателей отклонили законопроект. Сразу после этого де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран представитель Голлистской партии Ж. Помпиду. Основное направление своего курса он определил девизом «Преемственность и диалог».

1968 г. ознаменовался серьёзными политическими событиями и в других странах. Осенью этого года в Северной Ирландии активизировалось движение за гражданские права .

Историческая справка

В 1960-е годы в Северной Ирландии сложилась следующая ситуация. По религиозной принадлежности население делилось на две общины - протестантскую (950 тыс. человек) и католическую (498 тыс.). Правившая с 1921 г. Юнионистская партия состояла в основном из протестантов и выступала за сохранение связей с Великобританией. Оппозицию ей составляли несколько партий, поддерживавшихся католиками и выступавших за самоуправление Северной Ирландии, объединение Ирландии в одно государство. Ключевые позиции в обществе занимали протестанты, католики чаще находились на низших ступенях социальной лестницы. В середине 1960-х годов безработица в Северной Ирландии составила 6,1 %, тогда как в Великобритании в целом - 1,4 %. При этом безработица среди католиков была в 2,5 раза выше, чем среди протестантов.

В 1968 г. стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооружённый конфликт, в который включились протестантские и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.


В условиях социальной напряжённости в конце 1960-х годов в ряде стран Западной Европы активизировались неофашистские партии и организации. В ФРГ успехов на выборах в ландтаги (парламенты земель) в 1966-1968 гг. добилась Национал-демократическая партия (НДП) во главе с А. фон Тадденом, которой удалось привлечь в свои ряды молодёжь, создав такие организации, как «Молодые национал-демократы» и «Национальнодемократический союз высшей школы». В Италии расширили свою деятельность Итальянское социальное движение (партия основана сторонниками фашизма ещё в 1947 г.), организация «Новый порядок» и др. «Боевые группы» неофашистов громили помещения левых партий и демократических организаций. В конце 1969 г. руководитель ИСД Д. Альмиранте заявил в одном интервью: «Фашистские молодёжные организации готовятся к гражданской войне в Италии...»

Социальная напряжённость и обострившееся противостояние в обществе находили особый отклик в молодёжной среде. Участились выступления молодых за демократизацию образования, стихийные протесты против социальной несправедливости. В Западной Германии, Италии, Франции и других странах появились молодёжные группы, занимавшие крайне правые или крайне левые позиции. И те и другие применяли в своей борьбе против существующего порядка террористические методы.

Ультралевые группировки в Италии, Германии осуществляли взрывы на вокзалах и в поездах, захваты самолётов и т. д. Одной из наиболее известных организаций такого рода стали «красные бригады», появившиеся в Италии в начале 1970-х годов. Основой своей деятельности они провозгласили идеи марксизма-ленинизма, китайской культурной революции и опыт городской герильи (партизанской войны). Печально известным примером их действий стало похищение и убийство известного политического деятеля, председателя Христианско-демократической партии Альдо Моро.


В Германии «новые правые» создавали «национал-революционные базисные группы», выступавшие за объединение страны силовым путём. В разных странах ультраправые, придерживавшиеся националистических взглядов, устраивали расправы над людьми других убеждений, национальностей, веры, цвета кожи.

Социал-демократы и социальное общество

Волна социальных выступлений в 1960-е годы привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них к власти пришли социал-демократические и социалистические партии.

В ФРГ в конце 1966 г. представители социал-демократов вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 1960-е годы её партнёрами стали левые- социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны (1964).

При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов в этот период имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание социального общества, основными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. В этом обществе они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоёв населения. В 1970- 1980-е годы эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих. В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, установления цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путём перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежали около 6 % производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 1970-х годов составляла около 30 %.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы.

Государственные социальные расходы, % от ВВП

Продвижение в решении социальных проблем было одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики: чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала формироваться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряжённо трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные, поистине исторические шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике». Сущность нового подхода В. Брандт раскрыл в своём первом выступлении в бундестаге в качестве канцлера: «ФРГ нуждается в мирных отношениях в полном значении этих слов также и с народами Советского Союза, и со всеми народами европейского Востока. Мы готовы к честной попытке достичь взаимопонимания, чтобы можно было преодолеть последствия катастрофы, которую навлекла на Европу преступная клика».


Вилли Брандт (настоящее имя - Герберт Карл Фрам) (1913-1992) . После окончания гимназии начал работать в газете. В 1930 г. вступил в Социал-демократическую партию Германии. В 1933-1945 гг. находился в эмиграции в Норвегии, а затем - в Швеции. В 1945 г. участвовал в воссоздании Социал-демократической партии Германии, вскоре стал одним из её руководящих деятелей. В 1957-1966 гг. занимал пост бургомистра Западного Берлина. В 1969-1974 гг. - канцлер ФРГ. В 1971 г. награждён Нобелевской премией мира. С 1976 г. - председатель Социалистического Интернационала (международной организации социал-демократических и социалистических партий, основанной в 1951 г.).

Даты и события

  • Весна 1970 г. - первые за годы существования двух германских государств встречи их руководителей - В. Брандта и В. Штофа в Эрфурте и Касселе. Август 1970 г. - подписан договор между СССР и ФРГ.
  • Декабрь 1970 г. - подписан договор между Польшей и ФРГ. Оба договора содержали обязательства сторон воздерживаться от угрозы силой или применения силы, признавали нерушимость границ Польши, ФРГ и ГДР.
  • Декабрь 1972 г. - подписан договор об основах отношений между ГДР и ФРГ.
  • Декабрь 1973 г. - договор между ФРГ и Чехословакией признавал «ничтожными» Мюнхенские соглашения 1938 г. и подтверждал нерушимость границ между двумя государствами.

«Восточные договоры» вызвали острую политическую борьбу в ФРГ. Против них выступили блок ХДС/ХСС, правые партии и организации. Неонацисты называли их «договорами о распродаже территории рейха», утверждая, будто они приведут к «большевизации» ФРГ. За договоры высказались коммунисты и другие левые партии, представители демократических организаций, влиятельные деятели евангелической церкви.

Названные договоры, а также четырёхсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную основу для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 22 ноября 1972 г. в Хельсинки состоялась подготовительная встреча по проведению Международной конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании

Начавшаяся в 1960-е годы волна социальных выступлений и политических перемен дошла и до Юго-Западной и Южной Европы. В 1974-1975 гг. сразу в трёх государствах произошёл переход от авторитарных режимов к демократии.

Португалия. В результате апрельской революции 1974 г. в этой стране был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществлённый Движением вооружённых сил в столице, привёл к смене власти на местах. Основу первых послереволюционных правительств (1974-1975) составил блок руководителей Движения вооружённых сил и коммунистов. В программном заявлении Совета национального спасения выдвигались задачи полной дефашизации и утверждения демократических порядков, немедленной деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Первыми преобразованиями новой власти стали национализация крупнейших предприятий и банков, введение рабочего контроля.

В ходе развернувшейся затем политической борьбы к власти приходили силы разной ориентации, в том числе правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования. Находившиеся у власти в 1980-1990-е годы правительства основанной М. Соарешем Социалистической партии и Социал-демократической партии приняли меры по укреплению демократического строя и вхождению Португалии в европейские экономические и политические организации.

В Греции в 1974 г. после падения установившейся с 1967 г. военной диктатуры (или «режима полковников») власть перешла к гражданскому правительству во главе с К. Караманлисом. Были восстановлены политические и гражданские свободы. Правительства правой партии Новая демократия (1974-1981, 1989-1993, 2004-2009 гг.) и Всегреческого социалистического движения - ПАСОК (1981-1989, 1993-2004, с 2009 г.) при различиях во внутренней и внешней политике в целом способствовали демократизации страны, включению её в процессы европейской интеграции.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. С его одобрения начался постепенный переход от авторитарного режима к демократическому. По определению политологов, этот процесс сочетал в себе «демократический разрыв с франкизмом» и реформы. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. Оно сумело заключить соглашения с наиболее влиятельными, в том числе оппозиционными, левыми партиями.

В декабре 1978 г. на референдуме была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. Обострение экономической и политической ситуации в начале 1980-х годов привело к поражению руководимого А. Суаресом Союза демократического центра. В результате парламентских выборов 1982 г. к власти пришла Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), её лидер Ф. Гонсалес возглавил правительство страны. Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Особое внимание в её программах уделялось мерам по подъёму производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х годов правительство провело ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся, и др.). Политика социалистов, находившихся у власти до 1996 г., завершила процесс мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу в Испании.

1980-е годы: волна неоконсерватизма

К середине 1970-х годов в большинстве западноевропейских стран деятельность социал-демократических и социалистических правительств всё чаще наталкивалась на труднопреодолимые проблемы. Положение ещё больше осложнилось в результате глубокого кризиса 1974-1975 гг. Он показал, что необходимы серьёзные перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для неё при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало.

В сложившейся ситуации свой ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство, индивидуальную активность хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях (вложении денежных средств) в производство.

В конце 1970 - начале 1980-х годов консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.). В 1980 и 1984 гг. президентом США был избран республиканец Р. Рейган. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Прервалось многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах 1976 г. в Швеции и Дании, 1981 г. - в Норвегии.

Победивших в этот период консервативных деятелей не зря назвали неоконсерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперёд, способны на перемены. Их отличали хорошее понимание ситуации, напористость, политическая гибкость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость, пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и новые лозунги. После победы на выборах 1987 г. М. Тэтчер заявила: «Наша политика заключается в том, чтобы каждый, имеющий доход, стал собственником... Мы строим демократию собственников ».


Маргарет Тэтчер (Робертс) родилась в семье торговца. С молодых лет примкнула к Консервативной партии. Изучала химию, а позже - юриспруденцию в Оксфордском университете. В 1957 г. избрана в парламент. В 1970 г. заняла министерский пост в консервативном правительстве. В 1975 г. возглавила Консервативную партию. В 1979-1990 гг. - премьер-министр Великобритании (по длительности непрерывного пребывания у власти установила рекорд в политической истории Великобритании XX в.). В знак признания её заслуг перед страной была удостоена титула баронессы.

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись: свёртывание государственного регулирования экономики, курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике неоконсерваторы отвергли принципы равенства, перераспределения прибылей (М. Тэтчер в одном из выступлений даже пообещала «покончить с социализмом в Британии»). Они прибегли к понятию «общество двух третей», в котором считается нормой благополучие или даже «процветание» двух третей населения при том, что оставшаяся треть живёт в условиях бедности. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки.

В дальнейшем, в связи с началом перестройки в СССР, провозглашением М. С. Горбачёвым идей нового политического мышления в международных отношениях, западноевропейские лидеры вступили в диалог с советским руководством.

На рубеже веков

Последнее десятилетие XX в. было наполнено событиями переломного характера. В результате распада СССР и восточного блока коренным образом изменилась ситуация в Европе, мире. Происшедшее в связи с этими переменами объединение Германии (1990) после более чем сорокалетнего существования двух германских государств стало одной из важнейших вех в новейшей истории немецкого народа. Г. Коль, который являлся в этот период канцлером ФРГ, вошёл в историю как «объединитель Германии».


Ощущения торжества идеалов и главенствующей роли западного мира возникали в 1990-е годы у многих лидеров западноевропейских стран. Это, однако, не устраняло собственных, внутренних проблем в названных странах.

Во второй половине 1990-х годов позиции консерваторов в ряде стран ослабли, к власти пришли представители либеральных, социалистических партий. В Великобритании правительство возглавил лидер лейбористов Энтони Блэр (1997-2007). Канцлером ФРГ в 1998 г. был избран социал-демократ Герхард Шрёдер. Однако в 2005 г. его сменила представительница блока ХДС/ХСС Ангела Меркель, первая в истории страны женщина-канцлер. А в Британии в 2010 г. коалиционное правительство сформировали консерваторы. Благодаря такой смене и обновлению власти и политического курса происходит саморегулирование современного европейского общества.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

    1990- объединились разделенные с 1949 г. Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии.

    1991- распалась крупнейшая в мире федерация - СССР.

    1992- распалась Социалистическая Федеративная Республика Югославия; образовалась Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории, Хорватия, Словения, Македония*, Босния и Герцеговина).

    1993- образовались самостоятельные государства: Чешская Республика и Словацкая Республика, ранее входившие в федерацию Чехословакия;

    2002- Союзная Республика Югославия стала именоваться «Сербия и Черногория» (республики должны были иметь единую оборонную и внешнюю политику, но отдельные экономики, валютные и таможенные системы).

    2006- по результатам референдума провозглашена независимость Черногории.

21. Политико-географическая характеристика Западной Европы.

22. Политико-географическая характеристика Европы.

Северная Европа включает Скандинавские страны, Финляндия, страны Балтии. Скандинавскими странами называют Швецию и Норвегию. Учитывая общие исторические и культурные особенности развития, в страны Северной Европы относят также Данию и Исландию. Под странами Балтии понимают Эстонию, Литву, Латвию. Северная Европа занимает территорию 1433 тыс. км2, что составляет 16,8% площади Европы - третье место среди экономико - географических макрорегионов Европы, после Восточной и Южной Европы. Большие по площади страны - Швеция (449,9 тыс. км2), Финляндия (338,1 км2) и Норвегия (323, 9 тыс. км2), которые занимают более трех четвертей территории макрорегиона. К малым странам относятся Дания (43,1 тыс. км2), а также страны Балтии: Эстония - 45,2, Латвия - 64,6 и Литва - 65,3 тыс. км2. Исландия по площади наименьшей из всех стран первой группы и почти вдвое превышает площадь любой отдельно взятой малой страны. Территория Северной Европы состоит из двух субрегионов: Феноскандии и Балтии. В первый субрегион вошли такие государства, как Финляндия, группа скандинавских стран - Швеция, Норвегия, Дания, Исландия вместе с островами северной части Атлантики и Северного Ледовитого океана. В частности, в составе Дании находятся Фарерские острова и остров Гренландия, который пользуется внутренней автономией, а в Норвегии принадлежит архипелаг Шпицберген. Большинство северных стран сближены сходством языков и характеризуются историческими особенностями развития и природно-географической целостностью. Во втором субрегионе (страны Балтии) входят Эстония, Литва, Латвия, которые в силу своего географического положения всегда были северными. Однако реально их можно было отнести к Северному макрорегиона только в новой геополитической ситуации, сложившейся в начале 90-х годов XX ст., То есть после распада СССР. Экономико - географическое положение Северной Европы характеризуется следующими особенностями: во-первых, выгодным положением относительно пересечения важных воздушных и морских путей из Европы в Северную Америку, а также удобством выхода стран региона в международные воды Мирового океана, во-вторых, близостью расположения к высокоразвитых стран Западной Европы (Германия, Голландия Бельгия, Великобритания, Франция), в-третьих, соседством на южных границах со странами Центрально-Восточной Европы, в частности Польшей, в которой успешно развиваются рыночные отношения, в-четвертых, сухопутным соседством с Российской Федерацией, экономические контакты которой способствовать формированию перспективных рынков сбыта продукции; в-пятых, наличием территорий, находящихся за пределами Полярного Круга (35% площади Норвегии, 38% - Швеции, 47% - Финляндии). Природные условия и ресурсы. В рельефе Северной Европы отчетливо выделяются Скандинавские горы. Они сформированы в результате поднятия каледонских сооружений, которые в последующие геологические эпохи в результате выветривания и новейших тектонических движений превратились в относительно выровненную поверхность, которую в Норвегии называют Фельд. Скандинавские горы характеризуются значительным современным оледенением, которое занимает площадь почти 5 тыс. км2. Снеговая граница в южной части гор находится на высоте 1200 м., а на севере может опускаться до 400 м. В восточном направлении горы постепенно снижаются, переходя в кристаллическое плато Норланд высотой 400-600 м. В Скандинавских горах проявляется высотная зональность. Верхняя граница леса (тайга) на юге проходит на высоте 800-900 м. над уровнем моря, понижаясь на севере до 400 и даже 300 м. Выше границы леса находится переходный пояс шириной 200-300 м., который выше (700-900м.) превращается в зону горной тундры. В южной части Скандинавского полуострова кристаллические породы Балтийского щита постепенно исчезают под толщами морских отложений, образуя Середньошведську холмистую низменность, которая с поднятием кристаллической основы перерастает в невысокое плато Споланд. Балтийский кристаллический щит понижается в восточном направлении. На территории Финляндии он несколько поднимается, образуя холмистую равнину (Озерное плато), которая севернее 64 ° с.ш.. постепенно повышается и на крайнем северо-западе, куда заходят отроги Скандинавских гор, достигает наибольших высот (гора Хамты, 1328 г.). На формирование рельефа Финляндии повлияли четвертичные ледниковые отложения, которые перекрыли древние кристаллические породы. Они образуют моренные гряды, валуны различной величины и формы, которые чередуются с большим количеством озер, болотистых понижений. По климатическим условиям Северные земли - строжайшая часть Европы. Большинство ее территории подвергается воздействию океанических масс умеренных широт. Климат отдаленных территорий (островов) - арктический, субарктический, морской. На архипелаге Шпицберген (Норвегия) практически не бывает лета, а средние температуры июля соответствуют показателям от... +3 ° до... -5 °. Наиболее удаленная от материковой Европы Исландия имеет несколько лучший температурный режим. Благодаря одной из веток Североатлантического течения, проходит у южных берегов острова, здесь в июле температуры составляют... +7 ° ... +12 °, а в январе - от... -3 ° до... +2 °. В центре и на севере острова значительно холоднее. Осадков в Исландии много. В среднем за год их количество превышает 1000 мм. Больше всего их выпадает осенью. В Исландии практически нет лесов, зато преобладает тундровая растительность, в частности моховые и осиновые заросли. Вблизи теплых гейзеров прорастает луговая растительность. В целом природные условия Исландии мало пригодны для развития сельского хозяйства, в частности земледелия. Лишь 1% ее территории, преимущественно луга, используется для сельскохозяйственных целей. Все другие страны Феноскандии и Балтии характеризуются лучшими климатическими условиями, особенно выделяются западные окраины и южная часть Скандинавского полуострова, находящихся под непосредственным влиянием атлантических воздушных масс. В восточном направлении теплый океанический воздух постепенно трансформируется. Поэтому климат здесь значительно суровее. Например, средние температуры января северной части западного побережья меняются от... -4 ° до 0 °, а на юге от 0 до... +2 °. Во внутренних районах Феноскандии зимы очень затяжные и могут длиться до семи месяцев, сопровождаясь полярной ночью, низкими температурами. Средние температуры января здесь составляют... -16 °. Во время проникновения арктических воздушных масс температура может понижаться до... - 50°. Для Феноскандии характерно прохладное, а на севере еще и короткое лето. В северных районах средняя температура июля не превышает... +10- ... +120, а на юге (Стокгольм, Хельсинки) - ... +16- ... + 170. Заморозки могут донимать до июня и появляться в августе. Несмотря на такое прохладное лето, большинство сельскохозяйственных культур средних широт созревают. Это достигается благодаря продолжению вегетации растений во время длительного полярного лета. Поэтому южные районы страны Феноскандии пригодны для развития земледелия. Осадки распределяются очень неравномерно. Больше всего их выпадает в виде дождя на западном побережье Скандинавского полуострова - на территории, обращенной к насыщенных влагой атлантических воздушных масс. Центральные и восточные районы Феноскандии получают значительно меньше влаги - около 1000 мм., А северо-восточные - всего 500 мм. По сезонам года количество осадков тоже распределяется неравномерно. Южная часть западного побережья всего увлажняется в зимние месяцы в виде дождя. Максимум осадков в восточных районах приходится на начало лета. Зимой преобладают осадки в виде снега. В горных районах и на северо-западе снег лежит до семи месяцев, а в высоких горах остается навечно, подпитывая таким образом современное оледенение. Дания по природным условиям несколько отличается от своих северных соседей. Будучи расположенной в средней части Среднеевропейской равнины, она больше напоминает приатлантической страны Западной Европы, где преобладает мягкий влажный климат. Максимум осадков в виде дождей приходится на зиму. Здесь почти не бывает морозов. Средняя температура января около 0 °. Лишь изредка, когда прорывается арктический воздух, могут быть низкие температуры и выпадать снег. Средняя температура июля - ... + 16 °. В странах Балтийского субрегиона преобладает морской климат с переходным к умеренно континентальному. Лето прохладное (средняя температура июля - ... +16 ... +17 °), зима мягкая и относительно теплая. Наиболее континентальный является климат Литвы. Количество осадков за год колеблется в пределах 700-800 мм. Больше всего их выпадает во второй половине лета, когда завершаются жатвы и заготовка кормов.В целом климат и равнинная местность Эстонии, Литвы и Латвии способствуют хозяйственной деятельности человека. Страны Северной Европы неодинаково обеспечены минеральными ресурсами. Больше всего их в восточной части Феноскандии, фундамент которой составлен из кристаллических пород магматического происхождения, ярким проявлением которых является Балтийский щит. Здесь сосредоточены залежи железных, титаномагниевый и медно-колчеданов руд. Подтверждением сказанному являются месторождения железистых руд Северной Швеции - Кирунаваре, Луссаваре, Гелливаре. Породы этих месторождений залегают от поверхности до глубины 200м. Ценным попутным компонентом этих железорудных месторождений является апатит. Титаномагнетитовые руды занимают обширные территории в Финляндии, Швеции, Норвегии, хотя такие месторождения не выделяются значительными запасами сырья. До недавнего времени считалось, что Северные земли бедны запасы топливно-энергетических ресурсов. Лишь в начале 60-х годов XX в., Когда в донных отложениях Северного моря были открыты нефть и газ, специалисты заговорили о значительных залежи. Было установлено, что объемы нефти и газа в бассейне этой акватории значительно превышают все известные запасы данного сырья в Европе. Международными соглашениями бассейн Северного моря был поделен между государствами, расположенными вдоль его берегов. Среди северных стран наиболее перспективным на нефть оказался норвежский сектор моря. На его долю пришлось более одной пятой запасов нефти. К числу нефтедобывающих стран, пользующихся нефтегазоносным районом Северного моря, вошла и Дания. Среди других видов топлива в странах Северной Европы промышленное значение имеют горючие сланцы Эстонии, уголь Шпицбергена, торф Финляндии. Северные территории хорошо обеспечены водными ресурсами. Наибольшей их концентрацией выделяются Скандинавские горы, в частности их западная часть. За ресурсами полного речного стока впереди находится Норвегия (376 км3) и Швеция (194 км3), занимая первые два места в Европе. Важное значение для стран Северной Европы имеют гидроэнергетические ресурсы. Лучше всего обеспечены гидроэнергоресурсами Норвегия и Швеция, где обильные осадки и горный рельеф обеспечивают формирование сильного и равномерного стока воды, а это создает хорошие предпосылки для строительства гидроэлектростанций. Земельные ресурсы, особенно в Скандинавского полуострова, незначительны. В Швеции и Финляндии они составляют до 10% сельскохозяйственных угодий. В Норвегии - всего 3%. Доля непродуктивных и неудобных для освоения земель в Норвегии - 70% общей площади, в Швеции - 42% и даже в равнинной Финляндии - почти одна треть территории страны. Совсем иной ситуация в Дании и странах Балтии. Пашня в первой занимает 60% общей территории. В Эстонии - 40%, в Латвии - 60 и в Литве - 70%. Почвы в Северном макрорегионе Европы, особенно в Феноскандии, подзолистые, переувлажненные и малопродуктивные. Некоторые земли, особенно тундровые ландшафты Норвегии и Исландии, где преобладает мохово-лишайниковая растительность, используются для экстенсивного выпаса оленей. Одним из величайших богатств стран Северной Европы являются лесные ресурсы, то есть "зеленое золото". По площади лесов и валовыми запасами древесины выделяются Швеция, Финляндия, занимая по этим показателям соответственно первое и второе места в Европе. Лесистость в этих странах высока. В Финляндии она составляет почти 66%, в Швеции - более 59% (1995). Среди других стран Северного макрорегиона высокой лесистостью выделяется Латвия (46,8%). Северная Европа обладает разнообразными рекреационными ресурсами: средневысотные горы, ледники, фьорды Норвегии, шхеры Финляндии, живописные озера, водопады, полноводные реки, действующие вулканы и гейзеры Исландии, архитектурные ансамбли многих городов и другие историко-культурные памятники. их высокая атрактивнисть способствует развитию туризма и других форм отдыха. Население. Северная Европа отличается от других макрорегионов как по количеству населения, так и по основным демографическим показателям. Северные земли относятся к наименее заселенных территорий. Здесь проживает более 31,6 млн. человек, что составляет 4,8% общей численности населения Европы (1999). Плотность населения невысока (22,0 человека на 1 км2). Наименьшее количество жителей на единицу площади приходится в Исландии (2,9 человека на 1 км2) и Норвегии (13,6 человека на 1 км2). Слабо заселены также Финляндия и Швеция (за исключением южных прибрежных районов Швеции, Норвегии, Финляндии). Среди стран Северной Европы наиболее густо заселена Дания (123 человека на 1 км2). Страны Балтии характеризуются средней плотностью заселения - от 31 до 57 человек на 1 км2). Темпы прироста населения Северной Европы очень низкие. Если в 70-е годы XX века. численность населения росла на 0,4% в год, преимущественно за счет естественного прироста, то в начале 90-х его прирост был сведен к нулю. Вторая половина последнего десятилетия XX в. характеризуется отрицательным приростом населения (-0,3%). Определяющее влияние на такую ситуацию оказали страны Балтии. Фактически Латвия, Эстония, Литва вступили в стадию депопуляции. В результате численность населения в Северном макрорегионе Европы, согласно прогнозам, в ближайшие десятилетия почти не расти. Страны Феноскандии, кроме Швеции, характеризуются положительным, но низким естественным приростом населения, за исключением Исландии, где естественный прирост сохранился на показателе 9 человек на 1000 жителей. Такая напряженная демографическая ситуация объясняется, в первую очередь, низкой рождаемостью. Тенденция к снижению рождаемости в европейских странах проявилась еще в 60-х годах и в начале 90-х прошлого века составляла в Европе всего 13 человек на 1000 жителей, что вдвое ниже среднемирового показателя. Во второй половине 90-х годов эта тенденция сохранилась, а разрыв даже несколько вырос. среднем в странах Северной Европы на одну женщину приходится 1,7 ребенка, в Литве - 1,4, в Эстонии - 1,2, а в Латвии - всего 1,1 ребенка. Соответственно и уровень детской смертности здесь самый: в Латвии - 15%, Эстонии - 10 и в Литве - 9%, тогда как в макрорегионе этот показатель составляет 6%, а в среднем по Европе - 8 смертей на тысячу родившихся (1999). Уровень смертности всего населения в североевропейских странах тоже достаточно дифференцирован. Для стран Балтии он составлял 14%, будучи на три пункта выше среднеевропейского показателя, для субрегиона Феноскандии - меньше на 1 ‰, составляя 10 человек на тысячу жителей. В мире на то время смертность составила 9% с, т.е. на 2 ‰ ниже среднеевропейского и на 2,5 ‰ ниже середньомакрорегіонального. Причины такого явления надо искать не в жизненном уровне или в существующем социальной защите, сложившегося в странах Северной Европы, а в росте потерь населения, связанных с профессиональными заболеваниями, производственными травмами, разного рода несчастными случаями, а также со старением населения. Средняя продолжительность жизни в странах Северной Европы высока - для мужчин она составляет почти 74 года, а для женщин более 79 лет.

Тема № 2.3 Страны Центральной и Восточной Европы в конце 20 начале 21 века.

Восточная Европа во второй половине 20 века

Большинство стран современной Восточной Европы - Польша, Чехословакия, Венгрия - появились на политической карте мира после Первой мировой войны. Это были в основном аграрные и аграрно-индустриальные государства, к тому же имевшие друг к другу территориальные претензии. В межвоенный период они стали заложниками взаимоотношений великих держав, «разменной монетой» в их противоборстве. В конечном счете они попали в зависимость от фашистской Германии.

Подчиненный, зависимый характер положения государств Восточной Европы не изменился и после Второй мировой войны.

Восточная Европа в орбите влияния СССР

После разгрома фашизма к власти почти во всех восточноевропейских странах пришли коалиционные правительства. В них были представлены антифашистские партии - коммунисты, социал-демократы, либералы. Первые преобразования носили общедемократический характер и были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной
войной экономики. Проводились аграрные реформы, нацеленные на ликвидацию помещичьего землевладения. Часть земель передавалась беднейшим крестьянам, часть переходила государству, которое создавало крупные хозяйства.

С обострением противоречий между СССР, США и Великобританией и началом «холодной войны» В странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил. В 1947-1948 гг. все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.

Переход власти к коммунистам произошел мирным путем, без гражданской войны. Этому способствовал ряд обстоятельств. На территории большинства восточноевропейских стран находились советские войска. Авторитет коммунистов, завоеванный ими в годы борьбы с фашизмом, был довольно высок. Они наладили тесное сотрудничество с другими левыми партиями, в ряде стран им удалось объединиться с социал-демократами. Созданные коммунистами избирательные блоки получили на выборах от 80 до 90 % голосов (в том числе в Албании и Югославии, на территории которых не было войск СССР). Возможности оспорить результаты этих выборов антикоммунистические партии и их лидеры не имели. В 1947 г. король Румынии Михай отрекся от престола, в 1948 г. президент Чехословакии Эдуард Бенеш вынужден был уйти в отставку. Его сменил Клемент Готвальд, руководитель компартии.

Просоветские режимы в восточноевропейских странах получили название «народно-демократических». Многие из них сохранили остатки многопартийности. Политические партии в Польше, Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, которые признали ведущую роль коммунистов, не были распущены, их представителям предоставлялись места в парламентах и правительствах.


За основу модели преобразований был взят советский путь развития. К началу 1950-х гг. банки и большая часть промышленности перешли в собственность государства. Мелкий бизнес, да и то в крайне ограниченных масштабах, сохранился лишь в сфере обслуживания. Повсюду (кроме Польши и Югославии) было проведено обобществление сельского хозяйства. В тех восточноевропейских странах, где промышленность была развита слабо, важнейшей задачей стало проведение индустриализации, прежде всего развитие энергетики, добывающей и тяжелой промышленности.

С использованием опыта СССР осуществлялась культурная революция - ликвидировалась неграмотность, вводилось всеобщее бесплатное среднее образование, создавались высшие учебные заведения. Развивалась система социальной защиты (медицинского, пенсионного обеспечения).

СССР оказывал большую помощь государствам Восточной Европы продовольствием, оборудованием для заводов и фабрик. Это привело к ощутимым экономическим успехам. К 1950 г. объем производства ВВП в странах Восточной Европы как в абсолютном выражении, так и на душу населения, по сравнению с 1938 г., удвоился. К этому времени большинство стран Западной Европы лишь восстановили довоенный уровень развития.

Зависимость восточноевропейских стран от СССР усилилась после того, как в 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро или Коминформ). В него входили правящие партии стран Восточной Европы, а также компартии Франции и Италии. Руководство ими стало осуществляться централизованно. При решении любых вопросов позиция СССР играла определяющую роль. И.В. Сталин очень негативно относился к любым проявлениям самостоятельности со стороны правящих партий восточноевропейских стран. Его крайнее недовольство вызвало намерение руководителей Болгарии и Югославии - Георгия Димитрова и Иосипа Броз Тито заключить Договор о дружбе и взаимопомощи. В него должен был войти пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила». Димитров и Тито выступили с планом создания конфедерации восточноевропейских стран. Советское руководство увидело в этом угрозу своему влиянию на освобожденные от фашизма страны.

В ответ СССР разорвал отношения с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито. Преобразования в Югославии шли так же, как в соседних странах. Экономика контролировалась государством, вся власть принадлежала коммунистической партии. Тем не менее режим И. Тито, вплоть до смерти Сталина, именовался фашистским.

В 1948-1949 гг. по странам Восточной Европы прокатилась волна расправ над всеми, кого подозревали в симпатиях к идеям Тито. При этом, как ранее и в СССР, к «врагам народа» причислялись представители независимо мыслящей интеллигенции, коммунисты, чем-либо не угодившие своим лидерам. В Болгарии, после смерти Г Димитрова, также утвердилось враждебное отношение к Югославии. В социалистических странах искоренялось всякое инакомыслие.

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал