Стороны психики. Кратко об общей характеристике психики человека

Главная / Электромонтаж

Психические процессы - процессы субъективного непрерывного отражения объективной реальности разной модальности, построения ее многосторонних целостных психических образов (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и речь, эмоции, чувства). Психические состояния - психические процессы, протекающие определенное время в одних и тех же условиях: управляемые той или иной потребностью в тех или иных внешних возможностях ее реализации теми или иными способностями в том или ином биологическом цикле обменных процессов в организме. Основные переменные параметры состояния связаны с работоспособностью человека (умственной, физической, эмоциональной). Психическое свойство - индивидуальное качество коммуникативных, когнитивных, регулятивных психических функций, отдельных сторон психики человека, в том числе качество его психических процессов и типичность психических состояний. Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей. Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Сознательный уровень психической деятельности - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1. эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2. подсознательными, субъективно-эмoциональными 3.сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

3. Клиническая (синдромальная) классификация психических расстройств по степени тяжести.

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства)

F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

F7 Умственная отсталость

F8 Расстройства психологического (психического) развития

F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F99 Неуточненное психическое расстройство

4. Расстройства восприятия. Основные виды галлюцинаций, понятие психогенных галлюцинаций. Восприятие - это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д. По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий: 1) физические; 2) физиологические; 3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно. существует. Все галлюцинации делятся на истинные и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой («голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Псевдогаллюцинации чаще характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела, то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений. (Слуховые, императивные, Антагонистические (контрастирующие), Зрительные, Обонятельные, Тактильные, Висцеральные, Гипнагогические, Функциональные, Внушенные и вызванные галлюцинации). Галлюцинации психогенные-обманы восприятия, возникающие после психического потрясения и содержание которых отражает как содержание психотравмирующей ситуации, так и отношение к ней со стороны пациента.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий: 1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на: а) предметную агнозию; б) агнозию на цвета и шрифты; в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.). 2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха; 3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.


Похожая информация.


Психика – свойственное высокоорганизованным позвоночным животным, обладающим корой головного мозга, психическое отражение объективной действительности и объективизирование отраженного в поведении, а человеком – и в деятельности.

Развивается психика человека как результат его практического взаимодействия с внешним миром в процессе деятельности, которая и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов.

Основной особенностью высших психических процессов является их опосредованность. Это качество самым непосредственным образом связано с социально-исторической детерминацией психики, поскольку функцию опосредования обеспечивают «психологические орудия», роль которых выполняют знаки. Посредством знаков происходит, с одной стороны, овладение собственным поведением, то есть развивается произвольность, с другой стороны, происходит приобщение к культуре.

В развернутом во времени психическом отражении выделяют формы, механизмы и содержание.

Формы психического отражения характеризуют тип ответа психики человека на внешнее воздействие. Различают три формы психического отражения:

Эмоциональная форма - это такое отражение взаимодействия человека со средой, когда основной ответной реакцией со стороны психики является переживание (эмоция радости или огорчения, гнев или страх и т.п.);

Познавательная форма реализуется в виде формирования знания;

Волевое отражение реализуется в форме действия, направленного на преодоление разнообразных трудностей.

Если эмоция отражает мир с точки зрения биологического выживания организма, то знание как форма отражения открывает для человека объективные закономерности. В простейшем случае оно реализуется путем формирования в психике идеального подобия (образа, модели) предмета или явления, воспринимаемого человеком.

Сознательный уровень психики (сознание) представляет собой высший уровень отражения, при котором человек заранее ставит определённую цель, соответствующую его потребностям, объективным условиям реальной действительности (включая свои способности и возможности и адекватный прогноз последствий ее достижения намеченной цели), и твёрдо управляет своей внутренней (психической) и внешней (практической) деятельностью по её (цели) достижению.

Сознание - это знание вместе с кем-то, это способность отвечать на внешние стимулы и расшифровывать их так, как принято обществом. Осознать - значит приобрести потенциальную возможность сообщить, передать с помощью знаков (символов) своё знание другому, в том числе другим поколениям, в виде памятников культуры.

Однако, кроме открыто признаваемых нами (то есть осознанных) причин, руководящих нашими действиями, существуют еще тайные причины, в которых мы не признаемся себе, а за этими тайными есть еще более тайные, потому что они неизвестны нам самим.

Бессознательный уровень психического отражения - это самый низкий уровень, при котором человек не осознаёт, каким образом его психика осуществляет отражение реальной действительности. Например, палец внезапно коснулся необычайно горячего предмета - рука мгновенно отдергивается прежде, чем мы почувствуем боль или осознаем опасность. Мы не осознаём, а следовательно, и не замечаем как реагирует наш зрачок на свет и темноту.

Подсознательный уровень отражения является промежуточным между бессознательным и сознательным. В подсознание вытесняются, например, действия, доведенные до автоматизма. Однако в экстремальных ситуациях этот «материал» может быть «затребован» в сознание. Вы идёте домой, поднимаетесь по лестнице, подходите к двери... В вашей руке уже нужный ключ - как он в ней оказался вы не заметили, это произошло само собой, сознание только отметило результат.

Если форма отражения характеризует тип реакции организма, а уровень - степень осознанности, то механизм психического отражения отвечает на вопрос: каким образом, в соответствии с какими закономерностями при взаимодействии человека с окружающей действительностью формируется ответная реакция организма? Различают механизмы эмоционального, познавательного и волевого отражения.

Итак, формы, уровни и механизмы психического отражения – это органически взаимосвязанные характеристики, описывающие разные аспекты единого явления, единой открытой иерархизованной системы - психики человека. Иногда вместо слова «психика» употребляется словосочетание «психические явления», которые подразделяются на следующие:

- психические процессы - элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности (они наиболее кратковременны - от доли секунды до десятков минут); это внутренняя «механика» психической жизни (эмоциональные, познавательные и волевые процессы);

- психические состояния - более сложные психические явления, длящиеся от нескольких часов до нескольких недель (например, состояния бодрствования, работоспособности, усталости, раздражительности, рассеянности и т.д.);

- свойства личности - характер, темперамент, способности, навыки, умения, убеждения, мировоззрение, идеалы.

Важно отметить, что психические процессы, состояния и свойства личности взаимосвязаны и взаимозависимы. Свойства темперамента и психические процессы, например, предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, в свою очередь, часто повторяясь, может стать склонностью, привычкой или чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость. Психические процессы также могут включаться один в другой, например, ощущение возбуждает внимание и мышление; восприятия сопровождаются представлениями и воображением; эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

1. Психология - это наука о психике и психической деятельности человека. Она изучает факты, закономерности и механизмы психической деятельности человека.

2. Психика - это внутренний мир человека: образы, его мысли, чувства, стремления, желания, убеждения, мировоззрение, идеалы.

3. Психика - это высшая форма отражения, присущая материи в лице многомиллионного ансамбля клеток головного мозга. Это всего лишь свойство высочайшим образом организованной материи.

Однако есть две особенности нашей психики, которые полностью еще не особзнанны.

Особенность первая: являясь свойством мозга, психика отражает не его работу непосредственно, а внешний мир , объективную реальность. Иными словами, нами ощущается не «работа» нервных клеток мозга, не передача нервного импульса из отдельных частей мозга в другие, а лишь конечный результат деятельности мозга, благодаря чему в сознании воссоздаются образы окружающего внешнего мира, то есть картина внешнего мира. И речь идет не о «фотографическом» отображении действительности, а об активном процессе, в котором образы внешнего мира преломляются через индивидуальный опыт субъекта.

Особенность вторая: картина внешнего мира предстает в сознании как нечто отдельное от субъекта, то есть образы внешнего мира не сливаются с переживанием своего «Я», которое ощущается как нечто отдельное от среды и до известной степени противопоставленное ей.

Интересно, что это свойство психики имеет определенную аналогию с одним из наиболее простых проявлений живого, а именно с имунными реакциями. Сущность этих реакций, как вам известно, составляет способность организма к отделению «своего» белка от «чужого». Противопоставляя себя внешней среде, организм как бы сопротивляется её хаотичным воздействиям. На уровне психики свойство противопоставлять себя внешней среде обеспечивает индивидуальность психической сферы человека, неповторимость его внутреннего мира.

Данная особенность психики находит своё отражение в смысловой структуре слова «сознание » , то есть «вместе со значением ». Сознаниеотличается от знания тем, что предполагает наличие субъекта, обладающего знанием, что может быть передано словосочетанием: «Я знаю… »

Внимание! Для желающих проверить себя в наличии способности адекватно оценивать поведение других людей предлагается тест «Хороший ли Вы психолог?».

Для работы предъявляются 12 предложений и по три варианта ответов. Выберите свой ответ по каждому предложению (запишите соответствующую букву). Работать с каждым предложением следует «оперативно», долго не раздумывая. Обязательно необходимо отреагировать на все без исключения 12 предложений.

1. Люди, которые придают очень большое значение соблюдению правил поведения и никогда не нарушают вежливого тона, - это: а) вежливые люди; в) строго воспитанные люди; с) неискренние, потому что скрывают свой истинный характер.

2. Вы знаете супругов, которые почти что никогда не ссорятся. Вы считаете, что: а) они счастливы; в) равнодушны друг к другу; с) не совсем доверяют один другому.

3. Вы видитесь с человеком впервые, и он сразу начинает рассказывать анекдоты. Вы подумаете, что он: а) шутник; в) чувствует себя неуверенно и пытается таким образом преодолеть своё состояние; с) хочет произвести хорошее впечатление.

4. Вы говорите с каким-то человеком на тему, интересную вам обоим. Ваш собеседник сопровождает разговор нервными движениями рук, выраженными жестикуляцией и пантомимикой. Вы убеждены, что: а) это выдаёт его внутреннее напряжение; в) он очень устал; с) он неискренен с вами.

5. Вы решили узнать получше кого-то из своих знакомых. Считаете, что полезнее всего для этого: а) оказаться с ним в одной компании; в) понаблюдать как он работает; с) увидеть его в затруднительном положении.

6. Вы находитесь в ресторане с человеком, который даёт официанту большую сумму «на чай». Вы у6еждены, что он хочет: а) произвести впечатление; в) заработать уважение персонала; с) что он добряк.

7. Вы знаете многих людей, которые никогда не начинают разговора первыми. Вы считаете, что: а) они скрытные и нарочно не хотят разговаривать; в) они мнительные и не считают нужным говорить с вами; с) они боязливые.

8. Есть люди, с которыми Вы даже не говорили, но вынесли суждение по их физиономии. По вашему мнению, низкий лоб означает: а) глуповатость; в) твердолобость; с) ничего особенного не значит.

9.Что Вы думаете о человеке, который не смотрит собеседнику в глаза? Считаете, что у него: а) комплекс неполноценности; в) что он неискренен; с) что он рассеян.

10. Вы знаете и таких людей, которые, если случается что-нибудь, сразу же заявляют, что они это заранее знали и по этой причине ничего не предпринимали. Вы считаете их: а) за особенно характерные личности; в) за людей, которые чувствуют себя не очень уверенно и поэтому хвалятся; с) за людей, которые ничем не хотят себя обременять.

11. Вы знаете человека очень хорошо материально обеспеченного, но который всегда покупает самые дешевые вещи. Вы считаете, что: а) он скромен; в) он бережлив; с) он скуп.

12. Наверное, Вам доводилось судить о других только по внешнему виду. На Ваш взгляд, полные люди: а) симпатичнее других, потому что веселы и добросердечны; в) совсем несимпатичны, потому что ленивы и бесцеремонны; с) они такие же, как и остальные: одни добры, другие - ленивы, третьи - лицемерны.

Потребности человека

Носитель народной мудрости - язык связывает слово «потребность » с тем, что отсутствует, с тем, чего в данный момент нет, в чем имеется надобность, нужда. Не случайно рядом со словом «потребность» чаще всего стоит слово «удовлетворение».

Удовлетворить потребность - это значит ликвидировать отсутствие чего-то, дать нужное. Удовлетворение потребности, следовательно, как правило, предполагает активную деятельность нуждающегося субъекта, цель которой - восполнить недостающее, снять противоречие между желаемым и реально наличествующим.

Таким образом, мы можем принять к сведению первое «рабочее» определение потребности:

Потребность - это состояние субъекта, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или представляющимся субъекту необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Информативны и другие определения:

- потребность как переживание человеком недостатка чего-то, отражающегося в его сознании и вызывающего стремление к устранению данного недостатка;

- потребность возникает как переживание нужды в определенных предметах, видах деятельности, отношениях и т.п.;

- потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения;

- потребность - это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования, которая выступает источником активности личности;

- потребность - свойство организма человека «требовать» для своего нормального функционирования строго определенные условия, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия (гомеостазиса ). Для человека такими условиями являются:

Условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (на уровне индивида);

Условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуальности (социальные и др.);

Условия, необходимые для жизни и развития человека как личности (духовные).

Таким образом,потребность - это необходимость (нужда) выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, как индивидуальности и как личности. Потребности человека определяют направленность его психики, вызывают повышенную чувствительность ее к определенным сторонам действительности («Кому поп, кому попова дочка»).

Когда мы говорим «потребность», то мы имеем в виду такую реальность нашей психики, которая состоит как бы из 2-х «половинок». Первая из них находится в самом организме и именуется «потребностным состоянием» (это и есть субъективное переживание нужды !). Вторая же «половинка » (то, в чем проснулась нужда ) находится вне нашего организма, во внешнем, сложно устроенном мире (предмет потребности).

«Потребностное состояние» имеет свой специфический «язык »: здесь слова, которыми мы оперируем в быту, никакого значения не имеют. Потребностное состояние «дает о себе знать» прежде всего эмоциями, а основной формой такого «крика» проснувшейся потребности будет являться субъективно переживаемое эмоциональное напряжение, эмоциональный дискомфорт, тревожность («что-то не то», «чего-то не хватает»). В других случаях «потребностное состояние » переживается нами как «хандра », «дурное настроение » и т.п.; мы порой не отдаем себе отчета в том, что в таких случаях, в сущности, все связано с отсутствием определенного объекта какой-то нашей потребности.

Правда, в длительной многовековой эволюции за жизненно важными потребностями, такими как потребность в воде, пищевая потребность, потребность самосохранения, закрепились специфические и всеми одинаково понимаемые эмоциональные переживания. Например, если данный человек стал испытывать чувство голода, значит, он должен принимать пищу, и если он этого не сделает, то организм будет страдать и может погибнуть. Но таких жизненно важных потребностей у нас не так уж много. Кстати, все они относятся к инстинктам, то есть генетически закрепленным механизмам адаптации.

Но у современного человека имеется множество других потребностей. Как он узнает о них? Обнаружено, что каждая из потребностей «пробивается» в наше сознание с большим трудом, то есть осознается нами да­леко не сразу, а по этапам, по «ступенькам »:

- влечение – смутное, слабо дифференцированное эмоциональное переживание потребности;

- желание – начало осознания того, к чему в потенции нас влечет;

- интерес – окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на тесно связанных с актуальной потребностью объектах;

- склонность – здесь к интересу уже присоединяется волевое стремление (тенденция действовать) в направлении объекта интереса;

- страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его сил и устремлений.

Каждая из этих «ступенек » может мотивировать поведение человека.

Итак, циклически «просыпающаяся» в организме человека нужда в каких-то условиях часто не «информирует» сознание о предмете этой нужды. В психологии принято обозначать эту субъективно переживаемую

нужду как потребностное состояние. С отражением в сознании человека предмета нужды потребностное состояние переходит в качественно иной психологический ранг - ранг опредмеченной потребности, то есть потребности, нашедшей свой предмет - мотив . С этого момента человек побуждается к деятельности, конечная цель которой - удовлетворение потребности. Попытаемся схематизировать сказанное:

Парадокс заключается в том, что человек, как правило, не осознает всей этой цепочки из 5-ти звеньев. На 4 этапе этой последовательности (мышление) он устанавливает для себя цель. И в дальнейшем ему самому именно этот момент осознания цели кажется отправной точкой, побуждением к деятельности. При этом чувственная (эмоциональная) мотивация этой деятельности остается нераскрытой. А между тем, как указывал Ф. Энгельс , поступки человека вытекают из его потребностей, а не из его мышления. Мышление лишь промежуточный этап между потребностью и достигнутым результатом.

«Влечение ставит задачу мышлению (интеллекту) для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно (влечение ) давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход».

Великими русскими учеными И.М.Сеченовым и И.П.Павловым был обнаружен и экспериментально «выверен» один из основных механизмов работы головного мозга и «функционирования» психики. Таким основным механизмом является условный рефлекс. Как был экспериментально обнаружен этот механизм на животных?

Одновременно с дачей кормушки с пищей голодной собаке зажигается яркая электролампочка. После съедания животным пищи лампочка выключается. И так каждый раз при каждом кормлении. Через 15-20 таких сочетаний пищи не дают, а только лишь включают электрическую лампочку - слюна у собаки выделяется! Образовалась условная связь (в коре головного мозга) между безусловным раздражителем (пищей) и условным (свет от лампочки). А если теперь при каждом включении лампочки включать одновременно электрозвонок, то после 20-25 таких сочетаний слюна будет выделяться у собаки на один лишь звонок («2-й этаж условной связи»). И так можно этот путь продолжить («третий этаж» и т.д.).

А теперь вернемся к разговору о потребностях. Как этот принцип работы мозга - выработка условной связи - реализуется здесь? Итак, потребностное состояние... часто осознается человеком ложно, и тогда этот человек будет убежден в том, что цель своих действий, а точнее, своей деятельности, он якобы осознает, но...

Например, иногда, благодаря предыдущему опыту организма, связанное с голодом выделение пищеварительных соков и спазмы стенок желудка принимаются за боль желудка, вследствие чего этот человек умышленно отказывается от еды (считая, что от принятия пищи боль усилится).

В чем тут секрет ? Индивид находится в состоянии напряжения , вызванного неудовлетворением какой-то потребности, которая «не пробилась» еще в сознание, то есть не осозналась. Если при этом действие какою-то внешнего раздражителя и проведенная индивидом деятельность уменьшат или снимут это напряжение, образуется условная связь между этим раздражителем, деятельностью и уменьшением (снятием) данного эмоционального напряжения. Произошло «научение». С этого времени индивид каждый раз, когда будет повторяться аналогичное напряжение, будет стремиться именно к этому раздражителю и будет считать, что он «знает», как надо себя вести в подобных случаях.

Вот еще пример такой «ловушки ». Ребенок, которого родители кормили на коленях, подрастает настолько, что может уже сам есть за столом. Родители едят... Ребенок, предоставленный самому себе в ситуации, в которой он всегда был предметом исключительного внимания окружающих, начинает капризничать. Теперь родителям достаточно снова заняться его кормлением, чтобы у ребенка возникла условная связь между его капризами и концентрацией на нем внимания родителей. Таким образом, капризы ребенка будут награждаться, а послушание наказываться.

Именно по такому пути, в зависимости от среды и собственных черт личности, может формироваться индивидуальный набор способов удовлетворения потребностей.

Потребность - это не только нужда, но и отражение этой нужды в сознании, то есть осознание ее, «внутренний образ » необходимого. Формируясь в осознании, этот «образ необходимого » может быть весьма различен у разных людей.

Сформированные конкретной социальной средой привычки, представления, взгляды, образ жизни - все это сообщает «образу необходимого » ярко выраженную индивидуальную окраску.

Скажем, потребность в пище - это объективная нужда организма. А что жизненно необходимо для нашего организма? Всего-навсего вот что: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Теперь давайте вспомним сцену завтрака героев романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» Константина Левина и Стивы Облонского. Как по-разному эта нужда проявляется у них, если первому совершенно безразлично, чем и как утолить голод («Мне все равно. Мне лучше всего щи и каша.»), то сибарит Облонский относится к выбору меню, как к наисерьезнейшему делу («Устрицы должны быть не остендские, а фленбургские, шампанское - с «белой печатью.»).

«Голод есть голод , - пишет К.Маркс - однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов ».

Из этого высказывания вытекает необычайно важное для нас положение: способы удовлетворения потребности сами могут стать потребностью. Например, собирание книг, которое вначале удовлетворяло познавательную потребность в знаниях, может стать само (то есть сам факт собирания) по себе потребностью, перейдя в библиофилию (страсть к собиранию книг - это уже предмет интереса психиатров). Кстати, К.Маркс обращал внимание и на эту закономерность:

«Сама удовлетворенная потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей есть первое историческое дело ».

Если вы собираетесь научиться разбираться в мотивах поведения людей, необходимо знать, что на почве удовлетворения основных физиологических (общих для всех людей) потребностей формируются у каждого конкретного человека новые потребности - индивидуальные, перечень которых бесконечно велик.

На процесс индивидуализации потребностей оказывают влияние следующие факторы:

1.Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом и что число этих способов ограничено у конкретного человека, так как готовность пользоваться неэффективными или вредными способами угасает, тогда как использование других способов закрепляется. Кстати, в этом и заключается формирование индивидуальных черт характера.

2. Ментализация (осознание) основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Именно осознание предмета потребности делает возможным участие самого человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей и может существенно влиять на ход деятельности, удовлетворяющей потребность. Например, если мне удастся осознать, что мой способ поведения в данной ситуации есть результат удовлетворения определенной потребности, у меня может появиться творческий поиск других, более отвечающих моему самосознанию способов действия.

3. Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой течет наша жизнь.

Итак, конкретизация, ментализация и социализация определяют то, что можно назвать индивидуальным стилем жизни конкретного человека. А он у каждого человека является показателем его жизненного опыта, личностных возможностей и богатства преображения.

Венский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд в свое время заявил, что такой «самой важной» потребностью у человека является сексуальная потребность. Однако его же ученики были с этим не согласны. А. Адлер, например, в качестве фундаментальной потребности человека называл «стремление к превосходству», Салливен - «потребность в нежности», Хорни - «бегство от исходного страха» и т.д.

В 50-60-х годах нашего столетия широкое распространение получила теория мотивации американского социального психолога Маслоу. Его заслуга состояла в том, что он один из первых попытался выстроить систему потребностей личности, то есть в основу был положен принцип иерархии:

1) потребность в самореализации (самоутверждении);

2) потребность в уважении;

3) потребность в любви (принадлежности к кому-либо);

4) потребность в безопасности и благополучии;

5) физиологические потребности.

Принцип иерархии по Маслоу состоит в том, что потребности вышележащей ступени становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены потребности нижележащие. Образно это можно сравнить с пятиступенчатой ракетой, от которой в процессе «полета» последовательно отделяются низшие ступени, пока, наконец, ведущим мотивом для личности не становится одна, главная потребность - в самореализации.

Н.Н.Михайлов для популяризации знаний по этому вопросу предлагает структуру потребностей человека представить в виде многоэтажного дома. На нижних этажах этого дома располагаются материальные (физиологические) потребности, служащие как бы фундаментом, основой, на которой вырастают духовные запросы человека. И чем прочнее будет этот «фундамент», то есть чем полнее будут удовлетворяться материальные запросы человека, тем больше будет реальных возможностей для духовной деятельности, тем он будет свободнее, независимее от материальных забот.

«Верхние этажи» этого здания занимают духовные потребности (общественно-политические, познавательные, нравственные, эстетические, потребность в мировоззрении и др.). «Каркасом» же здания потребностей является потребность в труде - это доминантная потребность человека, по мнению автора. А родовой потребностью у человека является потребность в самореализации. (Гегель называл ее «всеобщей и материальной»).

Так вот, в этом «здании потребностей» человека потребность в самореализации будет выполнять роль лифта, курсирующего между этажами. В зависимости от того, в удовлетворении каких потребностей осуществляется самореализация человека (то есть на каком этаже остановился «лифт»), мы можем судить о направленности социальной ориентации личности этого человека. Иными словами, потребность в самореализации является поливалентной («многовалентной). Что такое «валентность»? «Валентность» - свойство потребностей в процессе их удовлетворения вступать в комбинации (соединяться) с другими потребностями, в результате чего нередко происходит замещение первоначально удовлетворяемых потребностей другими, более насущными для субъекта. Можно говорить о трех формах проявления валентности потребностей:

Кумуляция (накопление) - поскольку одна и та же деятельность индивида может быть мотивирована поливалентно, то в процессе этой деятельности нередко удовлетворяются самые различные потребности. В процессе осуществления деятельности в результате этого и происходит накопление (кумуляция) потребностей. Например, одна и та же деятельность - забота об одежде - может быть продиктована потребностью в тепле и потребностью самоутверждения.

Компенсация - одна и та же потребность может быть удовлетворена различными способами, в различных видах деятельности. Например, игра с собачкой, просмотр телепередачи, прием гостей, философская дискуссия - все эти столь различные понятия могут тем не менее быть способом реализации одной потребности - потребности в общении. Иными словами, неудовлетворение определенной потребности в одном из видов деятельности и связанное с этим чувство неудовлетворенности можно хотя бы частично возместить (компенсировать) путем удовлетворения этой (или близкой к ней) потребности в другом виде деятельности, иным способом. Еще пример: человек может быть плохим работником и не пользоваться уважением в коллективе, однако потребность в уважении и самоуважении может компенсироваться им в другой сфере, скажем, в семье или дружеской компании. Основой удовлетворения этой потребности в данном случае будет являться уже не трудовая деятельность, а занятия в сфере досуга.

Особым проявлением замещения потребностей выступает отношение, которое связано с подавлением потребностей и которое может быть названо сублимацией . Подавление потребности может проистекать из-за отсутствия объекта удовлетворения, неприемлемости для индивида способа удовлетворения или невозможности реализовать данную потребность наиболее адекватным способом. Подавленная потребность остается неудовлетворенной, хотя субъект и пытается реализовать ее, избирая для этого иной объект и иной способ удовлетворения. Жизнь полна примеров подобной сублимации, и не случайно к ней так часто обращаются художники и писатели. Невозможность удовлетворения потребности в любви порождает у тургеневского Герасима сублимацию этой потребности в привязанности к собачке. Настя из пьесы Горького «На дне» стремится «заместить» аналогичную потребность чтением бульварных романов и сочинением романтических историй.

Таким образом, кумуляция, компенсации и сублимация являются механизмами превращения действительных потребностей в ложные, неразумные. Понятно, что этот механизм приводится в действие лишь при определенных условиях, иногда налицо регрессирующее воздействие социальных факторов: определенной нравственной атмосферы в семье, отрицательного влияния на индивида ближайшего личностного окружения, неправильного воспитания.

В современных учебниках по психологии принято подразделять все потребности человека на три блока: физиологические потребности, социальные потребности и духовные потребности. Каждый из блоков в свою очередь включает свой «веер » потребностей. Так, в физиологический блок включаются потребности в пище, воде, кислороде, сохранении температурного режима и др.; в социальный блок - в общении, престиже, социальном статусе, в авторитете, сочувствии, взаимопонимании и др.; в блок духовных потребностей - в эстетическом наслаждении, в смысле жизни, в самореализации и др.

У человека этот комплекс потребностей образует сложную потребностно-мотивационную систему, обеспечивающую реализацию основного закона жизни – процесса удовлетворения потребностей.

Итак, если юрист имеет намерение (а оно будет принудительно диктоваться характером профессиональной деятельности) разобраться в мотивах противоправного (да и законопослушного) поведения конкретного человека, он должен знать, что «никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей» (К.Маркс). И мысли, и чувства, и поступки людей зависят от этого основного закона жизни . Понимает, осознает ли это человек - это вопрос другого свойства.

Отсюда следует, что отождествлять понятия «мотив поведения» и «мотивация поведения» будет не совсем правильно.

Эмоции и противоправное поведение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Сущность психики человека

1.1 Понятие психики

1.2 Особенности психики

Заключение

Библиография

Введение

Человек как продукт природы и общества -- явление сложное и многогранное. Применительно к обсуждаемой теме, человек нас интересует как составная часть системы управления, которая способна принимать решения и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.

Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.

Психика (греч. "душевный") свойство мозга человека (высокоорганизованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку (душа). Внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Специфический продукт деятельности человека во взаимодействии его с окружающей средой.

Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут быть поняты вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.

Цель работы - рассмотреть особенности психики человека и поведения.

1. Сущность психики человека

1.1 Понятие психики

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существуют два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам.

Нормальную, здоровую психику человека должны отличать:

1) Необходимый набор рецепторов вкупе с механизмом адекватной рецепции всех сигналов-раздражителей, поступающих из био- и инфосферы, при этом широта и глубина источников раздражений должна охватывать не менее половины сфер макро- и микрокосмоса. Процесс должен образно напоминать репортажи спецкоров с места событий.

2) Сбалансированная рефлективность, включающая среднедостаточную силу реакций как возбуждения, так, если надо, и торможения соответствующих РАД. При этом должна четко осуществляться оценочно-аналитическая обработка поступающей от системы рецепции информации через взаимосвязь с сознанием, обеспечивая, таким образом, широту и направленность рефлективности в сторону разумности, ноосферности.

3) Наличие всех четырех сигнальных подсистем, развитость которых и взаимосвязь с сознанием подтверждалась бы каждодневной практикой суждений, принимаемых решений, предпринимаемых действий, образом жизни и манерами поведения.

Результирующие параметры индивидуальной психики каждого человека зависят, как мы уже говорили, от организации нейропиля коры головного мозга и находят свое отражение на означенных ординатах, отражающих степень адекватности рефлективности и инфосферную ориентацию психики, точнее:

Рефлективность - от полного не восприятия до сверхвысокой возбудимости.

Состояние сигнальных подсистем - от наличия только первой до обладания полным набором всех четырех.

Инфосферная ориентация - ноосферное направление, негасферное влияние, смешанное.

Любые отклонения от обозначенной области характеризуют ту или иную степень ее неразвитости или искаженности. Иными словами, нормальной для нынешнего времени следует считать такую психику у человека, которая предельно рефлективная, при этом человек способен сдерживать при необходимости свои эмоции при любых обстоятельствах. Кроме того, его психика должна обладать способностью, адекватно реагировать на раздражители всех четырех сигнальных подсистем по широкому кругу макро- и микрокосмических сфер, функционируя в режиме ноосферной направленности, отражая влияние негасферных явлений.

Какие способы оценки параметров психики (своей, чужой) известны в настоящее время? Врач-психиатр с помощью своего молоточка банальным ударом по коленке может определить только степень рефлективности некоторых АФЦ I-ой сигнальной подсистемы. Ничего более. Даже то, как человек реагирует на прекрасное или безобразное, врач-психиатр не в состоянии выяснить сразу. Функциональные же центры прочих сигнальных подсистем с достоверностью можно оценить лишь в процессе продолжительных наблюдений за поведением человека в жизни, что специалистам вне стен клиники делать затруднительно. Другие способы проверок и тестов, включая собеседования, пока неэффективны.

Поэтому следует иметь в виду, что нормальная работа функциональных центров II-ой сигнальной подсистемы, например, выражается в послушании, дисциплине, разумном подчинении индивида. Балансировка этих центров и наполнение содержанием соответствующих РАД осуществляется в процессе воспитания человека, а дисбаланс или отсутствие требуемых РАД проявляется при недостатке воспитания или его полном отсутствии.

Психическая ненормальность человека влечет за собой широкий спектр расстройств менталитета - от легких кратковременных поведенческих отклонений (неврозы и другие т.н. пограничные состояния) до тяжелых длительных заболеваний, связанных с глубокими значительными расстройствами и функциональными изменениями психоневротической деятельности, сопровождающимися нарушением отражения реальности и поведения (психозы, арефлексия и т. д.).

Эти отклонения влияют, прежде всего, на адекватность рефлективности индивида на те или иные события и явления жизни, что тем или иным образом отражается на характере и манере его поведения (нарушения спокойствия, уравновешенности, предусмотрительности, рассудительности, разумности и т. д.), а также в итоге на все параметры его менталитета.

Суммативные эффекты индивидуальных психик в итоге находят отражение в показателях общественной психики, психическом климате, атмосфере данного общества, широте макрокосмических сфер ее рефлективности.

Результирующие этих суммативных явлений дают нам нормальное психическое состояние данного общества, социума: либо общественное спокойствие, сопровождаемое гармоничным его развитием, либо общественное волнение, общественный психоз вплоть до истерии, часто сопровождающиеся какими-то общественными катаклизмами (вплоть до революций), общественную эйфорию, общественную апатию, панику в обществе и т.п.

1.2 Особенности психики

Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Остальные (алгоритмический модуль, интеллект и сознание) складывались позднее в процессе эволюционного развития человека. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, т. е. его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека. Будучи важнейшим, если не главным признаком Жизни вообще и показателем развитости любого организма, психика и сама имеет филогенезный период развития, исторически сопоставимый по времени лишь с длительностью самой Жизни с момента ее зарождения на планете Земля, и продолжает свое совершенствование до сих пор. На особенностях развития психики с философской, строго научной точки зрения остановимся несколько подробнее.

Про психику в настоящее время можно сказать, что это наиболее изученная часть менталитета человека (см. массу литературы по психиатрии и психологии). Но, прежде всего, хотелось бы привести описание сути психических процессов, сделанное В.М. Бехтеревым: «Другая особенность функциональной деятельности мозговой коры, выявленная уже при первоначальных исследованиях в отношении мозговых центров, это - взаимная смена явлений возбуждения и торможения, с которой мы встречаемся при повторном возобновлении раздражений, вызывающих сочетательные рефлексы, ибо каждый сочетательный рефлекс при повторном его возобновлении постепенно угасает или тормозится и, с другой стороны, заторможенный рефлекс после прекращения раздражений через то или другое время вновь растормаживается. Независимо от такого внутреннего торможения и внутреннего же растормаживания мы имеем и процесс внешнего торможения, наступающего под влиянием какого-либо стороннего внешнего раздражения в период выявления рефлекса, как мы имеем и внешнее растормаживание, осуществляемое под влиянием внешнего раздражения, производимого в период заторможенности рефлекса.

Дело идет, таким образом, о замещении одного процесса другим, а это доказывает, что между обоими процессами нет противоположения, ибо эти оба процесса, будучи активными, находятся в условиях функционального взаимоотношения. Это взаимоотношение обоих процессов выявляется не только во времени в виде смены одного другим, но и в пространстве, ибо в обычных условиях возбуждение одной мозговой функции сопутствуется торможением других функций и наоборот (так называемая индукция Sherrington"a). Но этого мало. Мы встречаемся здесь еще с особым взаимоотношением того и другого процесса, ибо в случае особо сильного возбуждения одной из функций не только затормаживаются все другие области мозговой коры, но оно еще привлекает к себе импульсы из других частей коры. В этом случае всякое стороннее раздражение не вызывает обычных местных рефлексов, а еще более усиливает степень возбуждения деятельного центра.

Таким образом, эти процессы генерализации рефлекса и его последовательной дифференцировки представляются тесно связанными между собой, являясь выражением одного и того же процесса возбуждения и торможения в различных фазах его развития.

Из вышеизложенного ясно, что действие раздражителей ничуть не представляется одинаковым, ибо один и тот же раздражитель при одних условиях может возбуждать сочетательный рефлекс или растормаживать временно угасший сочетательный рефлекс, при других условиях может действовать тормозящим образом на воспитанный сочетательный рефлекс. Иначе говоря, ни один раздражитель не имеет абсолютного значения в отношении характера воздействия, а лишь относительное, ибо его действие определяется ничуть не его свойствами, а соотношением его с состоянием того аппарата, на который это действие падает. Это то, что я обозначаю законом относительности в деятельности центров.

Далее, в сочетательных рефлексах выявляется очень важный процесс замещения, состоящий в том, что раздражитель, действовавший ранее в смысле вызывания дифференцированного сочетательного рефлекса, может быть замещен другим раздражителем, способным вызывать столь дифференцированный сочетательный рефлекс».

Итак, согласно большинству определений, под психикой, прежде всего, подразумевают способность центральной нервной системы головного мозга человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой, - биосферой и инфосферой, т. е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах самой окружающей среды, как среды его обитания. Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.

Психика не является функцией организма с изначально заданными параметрами. Она, как и другие компоненты менталитета, появилась на определенной ступени биологической эволюции органических форм материи и находится в стадии постоянного все большего совершенствования. Ее элементной базой является общий для всего менталитета человека спектр рефлекторных и рефлекторно-алгоритмических дуг, а также аналитико-инициаторно-ассоциативных функций центров во всех их сочетаниях и взаимосвязях.

Не будем слишком углубляться в начальный период зарождения психики, т.е. описывать ее признаки у простейших - амеб, туфелек, бактерий и т. п. Опустим этот период, лишь отметив, что эти признаки существовали и существуют, как очевидно существует их живость, вообще, характеризуемая именно реакцией организации их организмов на изменяющиеся факторы окружающей среды. Доказательством того, что их рефлективность адекватна этим изменениям, служит сам факт существования до сих пор современных представителей простейших (бактерий, вирусов, микробов, грибных спор и т. п.). Вместе с тем для понимания природы психики необходимо все же знать, как она зародилась, развивалась и по сей день функционирует у организмов I-го поколения, т. е. у представителей растительного мира.

Как известно, одной очень важной особенностью строения стеблей растений в процессе их эволюции стало включение в структуру их организмов сигнальной подсистемы, имеющей свои ответвления практически во всех органах растения. Однако главные каналы связи проходят именно через стебли. По этим каналам внутренняя информация организма поступает из одной подсистемы в другую, координируя, таким образом, во времени начало и прекращение тех или иных реакций, запрограммированных алгоритмами соответствующих функциональных ячеек. Эти же сигналы служат для внесения коррекции в указанные алгоритмы.

Следует отметить, что само понятие организм включает в себя наличие условно целостной биологической системы с обязательным присутствием сигнальной подсистемы. Именно благодаря сигнальной подсистеме некое скопление органических клеток объединено в систему единого организма. В простейших организмах растений сигнальная подсистема возникла вначале также в довольно зачаточном состоянии, развившись со временем в примитивную первую сигнальную подсистему, положившую вместе с тем начало появлению духовности в организме.

2. Индивидуальные особенности поведения

Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

биологических и психологических особенностей его организма;

условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

Для правильного объяснения поведения людей необходимо:

знать их психическую жизнь;

понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;

уметь наблюдать внешние проявления психики человека;

уметь правильно их истолковывать.

Именно эти знания и навыки составляют основу социально-психологических качеств руководителя.

Различают два вида направленности человеческого поведения:

реактивное;

активное.

Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.

Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.

В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Но человек -- это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми.

С одной стороны, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой "психологический аспект", так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей.

С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.

Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией (лат. "общество, -логия"). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек.

Такими общими потребностями и интересами являются:

материальные условия жизни; интересная работа;

социальная стабильность.

Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять! Но как?

Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией.

Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду - наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения - возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей.

В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны:

1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и активность поведения. Стимуляция поведения связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

Современное производство - это сложная и динамичная система, основу которой составляют трудовые коллективы. Успехи их производственной деятельности во многом зависят от активного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морально-психологического климата в коллективе и от умения руководителя управлять поведением людей.

Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей.

Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач -- вот что составляет сущность социально-организационной функции управления.

Необходимым условием успешного выполнения такой функции является знание руководителем основ психологии, социологии и педагогики. Руководитель часто сталкивается с задачами, при решении которых нельзя обойтись без социально-психологических знаний.

Руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.

В разработке технологии и организации труда необходимо соблюдать важнейшие качественные признаки человека: его физическое устройство, его психические свойства. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.

Проблема индивидуального осознания условий и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированных отношений между руководителем и подчиненными.

Заключение

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования.

Развитие психики это, прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют два пути истории развития психики: филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий; онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Библиография

психика индивид поведенческий

1. Кудрявцев В.Т. Диалектика присвоения культуры человеком: универсальность и творчество // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М., 1988.

2. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981.

4. Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психол. журнал. 1984. № 1.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2: Пер. с франц. - М.: Мир, 1996. - 376 с.

6. Стеценко А.П. Психологическая структура значения и ее развитие в онтогенезе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Совершенствование психических механизмов адаптации организмов к среде в процессе эволюции. Психика человека как отражательно-регуляционная деятельность. Характеристика процессов памяти человека. Понятие и анализ ощущения, восприятия и представления.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2010

    Основные функции психики человека: отражательная, регулирующая, побуждающая, смыслообразующая, контролирующая и ориентирующая. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Мир психических явлений человека: процессы, свойства, состояния и образования.

    презентация , добавлен 10.11.2015

    Проблема взаимодействия тела и психики. Мысли, чувства и волевые побуждения как проявления внутренней сущности, психики человека. Работы ученых в поисках наличия соответствия между строением тела или отдельных его частей и особенностями психики человека.

    реферат , добавлен 05.11.2009

    Определений черт характера человека, типов темперамента и влияние этих свойств на психическое состояние. Психика как результат эволюции материи. Развитие высших психических функций у человека. Состояние стресса у человека, проявление тревожности.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2015

    Психика человека и его мозг - важнейшая часть психического отражения и активности личности. Мотивационная функция психики, побуждение человека к активности и поддержанию её на определенном уровне. Качество труда и зарплата, стиль руководства и коллектив.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2012

    Психические явления человека, их классификация. Психическое состояние в функциональном уровне психической активности в зависимости от деятельности человека в данный момент и его особенностей. Законы, характеризующие структуру психических явлений.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2013

    Развитие представлений о влиянии мелодии на состояние человека. Исследование коррелятов особенностей реагирования на музыку разных стилей в контексте индивидуальных особенностей личности. Изучение физиологического понимания устройства психики человека.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2015

    Физиологические основы психики. Законы функционирования психической деятельности человека. Специфическая и неспецифическая реакция организма. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе. Формирование личности.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Эмоции – своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Разновидности эмоциональных состояний. Понятие аффекта, стресса, фрустрации. Проблема контроля в зависимости от особенностей человека.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Психика человека как сложная система, состоящая из отдельных иерархически организованных подсистем. Психические процессы, свойства, состояния. Строение головного мозга. Взаимодействие психики и особенностей головного мозга. Строение нервной системы.

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Именно созданный образ влияет на дальнейшее отношение к жизненным ситуациям, вещам, субъектам и самому себе.

Выдуманное представление очень сильно отличается от реальных событий, ведь оно наполнено большей эмоциональностью и яркостью. К тому же на окончательное суждение нередко влияют другие истории, которые происходили чуть раньше.

Психические образы, которые касаются каких-то , называют первичными. Если же они основываются на памяти или воображении, то их называют вторичными. Они очень сильно влияют на дальнейшие отношения к каким-то ситуациям и объектам.

Стоит отметить, что данным свойством может обладать только живое существо. Психика человека и животных схожа и базируется на некоторых общих принципах, но существенные отличия все же есть. К примеру, у животных принятие решений основывается только на конкретных ситуациях, а также мотивация имеет лишь биологический характер. Что касается чувств, то животные их тоже могут испытывать, но спектр их значительно меньше.

Научная трактовка

Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

  • По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
  • Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
  • Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
  • Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
  • Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления

Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).

2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:

  • Познавательные ( , мышление, воображение, ощущения и т.п.).
  • Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).

3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

4. Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Примером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Развитие в психологии

Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

  • Раскрытие принципов психики.
  • Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
  • Принятие системы психической деятельности.
  • Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.

За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки. Автор: Лена Мелисса

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал