Биография солона. Солон — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация В каком году жил солон

Главная / Электропроводка

Тирания, как стиль управления государством, в Древней Греции просуществовала сравнительно недолго. Но урон принесла немалый. Она существенно ослабила экономические механизмы и урезала социальные свободы афинян. Чтобы справиться с кризисом, нужны были радикальные меры. Законы Солона были именно тем рычагом, который вернул главный город Греции на путь экономического процветания.

Предыстория

Сельское хозяйство было одной из сильных производительных сил древней Аттики. Но никогда оно не находилось в столь тяжелом положении, как в 7 в. до н.э. Основной причиной кризиса было ростовщичество.

Согласно земля не была отчуждаемой собственностью, но крестьяне могли отдавать себя в рабство за некоторую сумму денег. Если должники не выплачивали вовремя долги, они становились собственниками кредиторов и должны были отдавать им шестую часть урожая. Такие должники назывались пелатами или гектеморами. Быстрое обнищание поставило экономику Афин в катастрофическое положение.

Краткая биография

Солон был выходцем из богатой землевладельческой семьи.

Ко времени своего избрания в народное собрание он уже зарекомендовал себя как поэт и военачальник. Начало своей популярности он положил, отвоевав у мегарян о. Саламин. Его элегии, в которых прославлялись мужество, благородство, бескорыстие, вдохновляли афинян по подвиги. Солон был врагом чрезмерности и несправедливости - именно ему приписывается принцип «все в меру». Хотя стремление человека к обеспеченности и богатству он находил нормальным и благородным - в одной из ранних своих элегий Солон просил муз дать ему материальное благополучие. Но при этом поэт признавал, что добиваться такого благополучия можно лишь честным путем, а богатство, добытое обманом и нечестными поступками - это грех, который жестоко карается Зевсом.

Политическая деятельность

В 594 году Солон был приглашен на должность архонта. Целью такого избрания был ряд экономических и социальных преобразований, способных вывести страну из затяжного кризиса. По законам для столь глубоких изменений требовалось согласие представителей народного собрания - именно оно представляло собой законодательные органы древнего города-государства. Будущее Греции и своих родных Афин архонт видел без тирании, но при этом настаивал на жестком следовании курсу изменений, которые перезагрузили бы социальную и экономическую сферу жизни. Эти перемены должны были перезагрузить власть и отношения в стране. Суть этих изменений представляли законы Солона.

Самым необходимым условием преобразования, по мнению Солона, была отмена долгового рабства. Весь процесс был назван сейсахтейя - освобождение от долгов. Суть необходимых предварительных дел сводилась к следующему:

  • все невольники, ставшие таковыми по условиям самозаклада, получили свободу;
  • земли, ставшие предметом залога, возвращены владельцам;
  • все аннулированы;
  • произведена реформация измерительной системы - все весы и меры в Афинах приведены к единому стандарту.

Данный процесс вызвал возмущение во всех слоях афинского общества. Бедные злились, что не удалось поделить всю землю богачей, а обеспеченные землевладельцы негодовали из-за потери большой части имущества. Впрочем, у жителей Афин не было другого выхода - и они решили и дальше проводить в жизнь законы Солона.

Социальные преобразования

Афинское общество делилось на четыре категории. Первую из них, самую знатную, составляли эвпатриды - богатые потомственные аристократы Афин. Вторую часть составляли всадники, менее родовитые аристократы. В третьей находились зевгиты - ремесленники и торговцы, а четвертую, самую обширную, представляли собой неимущие, но свободные люди Афин феты - работники и крестьяне. Законы Солона смешали эти слои и представили обществу свое видение социальных различий. Отныне право на вхождение в знать имели лишь богатые люди - эвпатриды должны были обладать доходом не менее 500 мер зерна в год, для всадников устанавливалась квота в 300 мер зерна, а зевгиты могли считаться таковыми, собирая в год 200 мер зерна. Все остальные, независимо от рождения, считались свободными жителями - фетами. Так законы Солона заложили в Афинах основы демократии, и отныне рождение в благородной семье уже не считалось привилегией, если это не было подкреплено необходимым капиталом. К тому же существовала реальная возможность выбраться из своего круга благодаря прохождению имущественного ценза.

Выборная система

Реформы Солона сделали возможным следующий шаг к демократическому обществу. Отныне народное собрание (ареопаг) могло состоять из представителей всех слоев населения. Так впервые неимущие могли на собрании решить некоторые насущные вопросы и влиять на управление государством. К тому же каждый участник народного собрания мог быть выбран судьей. Правда, эта должность не сулила ни больших выгод, ни большого влияния - самые насущные вопросы обычно решались на других советах. Наряду с традиционным ареопагом начал действовать другой совет - булэ, или совет 400. В эти законодательные органы входили представители всех четырех сословий древних Афин - по 100 человек с каждого. Новые законы Солона в Афинах предоставляли булэ право предварительного рассмотрения всех поступающих в ареопаг предложений. Таким образом, именно совет 400 определял необходимость проведения тех или иных преобразований в государстве, а ареопаг лишь утверждал такое решение большинством голосов. В ведении ареопага оставался надзор за соблюдением закона и охрана принятых положений.

Изменения в законодательстве

Солон не побоялся сделать важные изменения в законодательном поле Афин. Он отменил большинство правовых норм, установленных предыдущими тиранами, и узаконил новый свод правил, которые изменили отношения в судебной и гражданской сфере. Неизменным он оставил лишь уголовное право - жестокие законы Драконта, касающиеся уголовных наказаний за убийства, прелюбодеяния и воровство, Солон находил достаточными.

Гелиэя

В качестве уступки демосу по решению Солона были созданы новые судебные ораны, назвавшиеся Гелиэя. В новом суде имелись представители всех классов афинского общества. Это создало совершенно новый правопорядок, коренным образом отличавшийся от всех предыдущих. Судебные органы впервые в истории стали работать на всех свободных людей страны. Люди могли рассчитывать на свободное обращение в суд без посредников, выступать в роли свидетеля или быть адвокатами ответчика. Кроме этого, им давалось право преследовать собственных врагов - ранее это разрешалось лишь представителям знати. С другой стороны, новые судебные органы могли лишить любого человека гражданства Афин. Это могло случиться с теми, кто не имел твердой гражданской позиции во время смут и междоусобиц. Люди, лишенные гражданства, были вне закона.

Дальнейшая жизнь Солона

По преданию, законы Солона были написаны на больших деревянных досках (кирбах). Их расположили на большом щите, которые поворачивался вокруг своей оси. За прошедшие столетия дерево рассыпалось в прах, поэтому до сих пор неясно, какие из законов были действительно учреждены Солоном, а какие лишь приписывались ему. Своим законам Солон назначил десятилетний обязательный срок исполнения и выехал из Афин. По некоторым данным, законодатель опасался гнева рассерженных соотечественников - ведь он пошел на компромисс, не оправдав надежд ни богатых, ни бедных. В одной из своих элегий он говорит, что бедные надеялись на полный передел земли, а богатые - на погашение всей задолженности. В сочинениях Плутарха есть одно замечание, приписываемое Солону: «Трудно в великих делах сделать довольными всех».

Под предлогом расширения торговых связей Солон посетил Египет, Лидию и Кипр. До наших дней дошли отрывки впечатлений Солона от посещения дворцы его современника - легендарного Креза. Но политическая напряженность вынудила его вернуться в Афины. Несколько политических партий начали борьбу за власть, и Солон пытался сопротивляться установлению тирании. В конце концов власть в государстве захватил тиран Писистрат. После победы своего политического противника Солон остался в Афинах, но прожил недолго. Его прах был развеян на о. Саламин.

Значение законов

Главное в законах Солона - удачная попытка уравнять права всех граждан, отбросив в сторону вопросы происхождения и родовой иерархии. Решительные действия этого политика сформировали новый политический и социальный уклад в государстве. Новые критерии общественных отношений дали возможность для формирования новой политической элиты - без привязки к старым родовым традициям. Несмотря на хорошее начало, законы Солона не смогли полностью искоренить старые предрассудки. Лишь через 90 лет после солоновских реформ новый политический деятель, Клисфен, продолжил демократические начинания своего предшественника. Клисфен пользовался широкой поддержкой демоса, поэтому смог окончательно подорвать господство аристократов и утвердить власть в государстве на новых, демократических началах.

Солон - один из древнегреческих мудрецов, афинский политик, законодатель-реформатор, поэт. Точная дата рождения неизвестна, считается, что он родился около 640 г. до н. э. Был потомком старинного знатного рода Кодридов, представители которого некогда являлись царями. Есть версия, что Солон был уроженцем Саламина, но, согласно общепринятому мнению, он родился в Афинах. Чтобы обеспечить себя материально, Солон занимался морской торговлей, совершил множество путешествий. Вероятнее всего, до того, как выступить на политическом поприще, он уже получил известность в качестве первого афинского поэта.

Впервые имя Солона упоминается при описании конфликта двух городов-полисов - Афин и Мегары - за владение островом Саламин. Солон, поправив финансовое положение и возвратившись в Афины, был удручен тем, что там действовал закон, запрещающий продолжать военные действия и даже агитировать за них. Плутарх рассказывал, что Солон предпринял хитрый ход: прикинувшись умалишенным, он выступал с элегией «Саламин», взывавшей к былой отваге афинян. Примерно в 600 г. до н. э. он предпринял успешную экспедицию на Саламин, в результате чего Афины снова овладели этим стратегически важным островом, открывавшим доступ к морским путям.

С этого события началась политическая карьера Солона, которая продолжилась в 596 г. до н. э. участием в Первой Священной войне. О роли мудреца в этом мероприятии известно намного меньше. Есть сведения, что к 1594 г. до н. э. Солон превратился в авторитетнейшего и влиятельнейшего политического деятеля; его избрали правителем Афин. Солон остался в истории как политик, проведший целый ряд реформ, которые сыграли немаловажную роль в становлении Афинского государства. Первым структурным изменением (правитель называл его своей главной заслугой) стала сисахфия, отмена долгового рабства. Благодаря ей переселенцы получили гражданство, бедные слои населения - право участвовать в политической жизни и т.д.

Социально-политические и экономические реформы законодательства были призваны сбалансировать интересы низов и верхов, однако ни те, ни другие в результате не были удовлетворены полностью. Знать выказывала недовольство урезанием ее прав, а беднейшие слои посчитали реформы недостаточно смелыми. Единомышленники правителя настаивали на том, чтобы он ввел тиранию, но это противоречило принципам Солона. Выход он нашел в том, чтобы на время уехать из города. Когда закончилось его архонство, Солон на протяжении 593-583 гг. до н. э. путешествовал по Средиземноморью, нанес визиты в Египет, Лидию, на Кипр.

Когда он возвратился в Афины, его законы оставались действующими, но в обществе наблюдались сильные волнения, велась подготовка к перевороту. Солон отошел от активной политической деятельности, придерживался стратегии невмешательства, поскольку был человеком преклонного возраста. В этот период его биографии начал набирать политическое влияние Писистрат, родственник, в итоге установивший тиранию. Бывший правитель предпринимал попытки переубедить афинян в необходимости свергнуть ее. Некоторые источники свидетельствуют, что впоследствии он изменил точку зрения и превратился в советника Писистрата. Во всяком случае, несмотря на оппозиционные взгляды, Солон не подвергся гонениям. Прожил после этого он совсем немного, скончавшись в 559 г. до н. э. До наших дней сохранилось множество отрывков из его стихов на самые разные темы, но слава Солона-политика затмила его известность как поэта.

Который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами . После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну . К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.

Источники

Самым ранним и аутентичным источником о Солоне являются его стихотворения, от которых дошло до нашего времени большое количество фрагментов различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона . Также современными источниками являются его законы. Большинство из них приведены у Плутарха и Диогена Лаэртского . Некоторые законы упоминаются у Геродота , Аристофана , Лисия , Эсхина , Демосфена и Диодора Сицилийского . В древности Солону приписывалось более 100 законов, однако не все они были изданы им . Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. В середине V в. до н. э., по словам Кратина , кирбы находились в очень плохом состоянии , а в конце века законы, вероятно, были скопированы на каменные стелы .

О Солоне кратко упоминают некоторые авторы V в. до н. э., например, комедиографы Кратин, Аристофан и Евполид . Наиболее известны посвящённые ему рассказы в «Истории» Геродота , особенно знаменитый рассказ о разговоре Солона и Крёза в Сардах . В конце V в. до н. э. и в IV в. до н. э. в среде интеллектуальной элиты возрос интерес к идее «отеческого государственного строя», ассоциировавшегося в числе прочих с Солоном . Соответственно, он упоминается в трудах многих ораторов, философов и публицистов (Андокид , Лисий, Исократ , Демосфен, Эсхин) . Платон приписывает ему миф об Атлантиде .

Ранние годы. Происхождение

Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому . Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский , Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине . По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга» , а происходил из знатного рода Кодридов , который ранее был царской династией.

Из стихотворений Солона

Много дурных богатеет, благие же в бедности страждут.
Но у дурных не возьмём их мы сокровищ в обмен
На добродетель, - она пребывает незыблемой вечно,
Деньги же вечно своих переменяют владык!

Так как та ветвь рода Кодридов, к которой он принадлежал, к концу VII в. обеднела, он был вынужден заняться морской торговлей для улучшения своего материального положения . Солон много путешествовал и знакомился с обычаями и нравами других государств . Так как в источниках существуют противоречия относительно морских путешествий Солона, некоторые исследователи подвергают сомнению факт его торговой деятельности .

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солона он был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей . В своих стихах Солон порицал существующую обстановку в полисе и выдвигал идею эвномии (благозакония) .

Ситуация в Афинах перед началом политической деятельности Солона

В начале VI в. до н. э. Афины были рядовым греческим полисом, отличающимся от других только своими размерами. Он был одним из самых крупных в Греции, а по количеству населения - первым в Элладе. После завершения синойкизма к началу VII в. до н. э. афинский полис стал занимать весь полуостров Аттика . При этом в полис входило несколько городов - кроме Афин, Элевсин , Марафон , Браврон и другие .

Изначально гражданское население подразделялось по родоплеменному принципу. Постепенно появлялось и территориальное деление: каждая фила подразделялась на три триттии , а каждая триттия - на четыре навкрарии . Всего было 48 навкрарий, и они являлись наименьшими территориальными единицами .

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни ранних Афин сыграла эвпатридская аристократия. Большинство аристократов бежало в Афины на рубеже II-I тысячелетий до н. э. из завоёвываемого дорийцами Пелопоннеса. Беженцев радушно принимали в Афинах. Один из таких родов (Кодриды-Медонтиды) был последней царской династией. На протяжении «тёмных веков » их власть всё более ограничивалась, пока, наконец, монархия не была ликвидирована .

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система архаического афинского полиса как типичной аристократической республики. Во главе государства теперь стояла коллегия из девяти архонтов , занимавших свой пост в течение года. Между архонтами существовало определённое разграничение функций. Высшим магистратом был архонт-эпоним , архонт-басилей был верховным жрецом, архонт-полемарх - верховным главнокомандующим, остальные - фесмофеты - ведали судебными делами. Очень важную роль в управлении играл Совет Ареопага . В него пожизненно входили бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса. Также в Афинах существовало народное собрание, но оно не имело значительной роли до VI в. до н. э.

Афинский демос находился в зависимости от аристократии. Растущее закабаление демоса вызывало его недовольство. Внутриполитическая обстановка в Афинах характеризовалась гражданскими распрями. Развернулась острая борьба между аристократическими группировками. На внешнеполитической арене афиняне вели войну с Мегарами за остров Саламин. Межаристократическая борьба и закабаление демоса подрывали стабильность и порядок в афинском полисе .

Войны Солона

Война с Мегарами за Саламин

Из элегии «Саламин»

Вестником я прихожу с желанного нам Саламина,
Но вместо речи простой с песнью я к вам обращусь...
Мы ведь дождёмся того, что повсюду, как клич, пронесётся:
«Родом и он из Афин, сдавших врагам Саламин».
На Саламин мы пойдём, сразимся за остров желанный,
Прежний же стыд и позор с плеч своих снимем долой!

Первым известным из источников событием, в связи с которым упоминается имя Солона, является военный конфликт Афин и Мегар за обладание Саламином . Афиняне, утомлённые этой войной, запретили законом предлагать гражданам продолжить борьбу за Саламин. Солона это удручало, и он притворился сумасшедшим, а потом прибежал на площадь и прочитал при массе народа свою элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения войны за этот остров .

Затем он сам возглавил экспедицию на Саламин, которая принесла ему полный успех: стратегически важный пункт в Сароническом заливе оказался в руках афинян. Не вполне ясно, в каком статусе Солон командовал ополчением афинян. Должности стратега тогда не было, и, вероятно, он был избран архонтом-полемархом. Правда, достоверно известно, что он позднее был архонтом-эпонимом, а считается, что дважды должность архонта занимать нельзя. Скорее всего, ограничение одним сроком относилось не ко всей совокупности архонтских должностей, а к каждой из них, взятой конкретно .

Вид острова Саламин

Саламинская экспедиция, ставшая блистательным началом политической карьеры Солона, датируется, скорее всего, временем около 600 г. до н. э. Но война, по-видимому, продолжалась ещё несколько десятилетий, приняв вялотекущий характер . Ещё в 60-е годы троюродный брат Солона Писистрат возглавлял экспедицию против мегарян . В конце концов спор о Саламине был вынесен на третейский суд Спарты . Во время обсуждения этого вопроса Солон привёл целый ряд дополнявших друг друга аргументов различного характера, сумев отстоять права Афин на остров. Солон ссылался на дельфийские оракулы , в которых Саламин был назван ионийской землёй, что должно было сближать его с Афинами, а не с Мегарами (Афины населяли ионийцы , а мегаряне были дорийцами) . Он также указывал для оправдания афинских притязаний на пассаж из «Илиады» Гомера , согласно которому царь Саламина Аякс поставил свои корабли рядом с афинскими . Кроме того, он ссылался на то, что в саламинских погребениях трупы лежат по афинскому, а не по мегарскому обычаю, - лицами на запад . В конце концов Саламин удалось отстоять, и этот остров, включённый в состав афинского полиса, неоднократно играл важную роль в его истории .

Первая Священная война

Средняя Греция

Следующим военно-политическим мероприятием Солона было участие в Первой Священной войне. Про этот конфликт известно мало. Согласно исследователю У. Дж. Форресту, это была война некоторых греческих полисов против фокидского города Кирры или Крисы , захватившего Дельфийский храм . Наиболее влиятельными членами антикрисейской коалиции были Фессалия и Сикион , менее влиятельную позицию занимали Афины. Война продолжалась десять лет (596-586 годы до н. э.). По-видимому, уже в первые годы войны союзники освободили Дельфы . В конце концов Крисы были взяты и разрушены .

Солон выступил инициатором объявления войны Крисам. По его совету члены Дельфийской амфиктионии начали войну . В результате войны отношения Афин и Дельф значительно улучшились, дельфийское жречество стало всячески поддерживать Солона .

В 594 году до н. э. по инициативе Солона были возвращены из изгнания Алкмеониды . Судя по всему, Солон благоволил к ним, стараясь сделать их своими сторонниками .

Реформы Солона

Возможно, к этому времени у Солона уже сложился план преобразований. Чтобы приступить к их реализации, нужно было заручиться высокоавторитетной религиозной санкцией . Дельфийский оракул дал Солону несколько прорицаний, одобрявших его замыслы . К 594 году до н. э. Солон был самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем. Он мог рассматриваться всеми социальными слоями (аристократами, народом, торговцами и ремесленниками) как компромиссная фигура .

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом . Кроме того, ему дали какие-то чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем» , а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья» . Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны . В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации .

Из стихотворений Солона

Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая -
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, в богозданный град
Вернул назад я многих, в рабство проданных,
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных
Безвыходной бежавших, уж забывших речь
Аттическую - странников таков удел,
Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь
И трепетавших перед прихотью господ,
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав,
И так исполнил все я, как и обещал .

Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой . Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство . Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства .

Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства . Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе . По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости . Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство . Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства . Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской . Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом , Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин .

Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда . Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.

Солон, по-видимому, и учредил гелиею . Это нововведение имело наиболее демократический характер . Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся . Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы .

Также Солон учредил ещё один новый государственный орган - Совет Четырёхсот . Его членами были представители четырёх аттических фил, по 100 человек от каждой филы . Совет Четырёхсот был альтернативой Ареопагу. Распределение функций между ними не было точно определено . Согласно Плутарху, Совет Четырёхсот готовил и предварительно обсуждал проекты постановлений для народного собрания, а Ареопаг осуществлял «надзор за всем и охрану законов» .

Солон издал закон о завещаниях . Содержание закона Плутарх передаёт так: раньше «не было позволено делать завещания; деньги и дом умершего должны были оставаться в его роде; а Солон разрешил тем, кто не имел детей, отказывать своё состояние, кому кто хочет» . Солон впервые в афинской истории ввёл институт завещаний . Кроме того, был введён земельный максимум (запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы) .

Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение . Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого .

Реформы Солона представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства .

Путешествие

Из стихотворений Солона

Да, я народу почёт предоставил, какой ему нужен -
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, - чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других .

После окончания архонтства всё же росло недовольство реформами . Аристократы были недовольны тем, что их права оказались урезанными, демос же считал реформы недостаточно радикальными . С другой стороны, сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании. Однако Солон принципиально не хотел становиться тираном. Он решил действовать по-другому - временно покинуть полис и отправиться в путешествие .

В ходе своего десятилетнего путешествия (593-583 гг. до н. э.) Солон посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. Он побывал в Египте , на Кипре и в Лидии . Сначала Солон посетил Египет, где общался со жрецами . На Кипре Солон подружился с царём Сол Филокипром . Солон побывал и в лидийской столице Сарды . Встреча с царём Крёзом упоминается во многих античных источниках, но невозможна по хронологическим соображениям. Крёз вступил на престол около 560 г. до н. э., а Солон был в Сардах на четверть века раньше . Разговор Солона и Крёза описан, в частности, у Плутарха:

Крёз спросил его, знает ли он человека счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, - воскликнул Крёз уже с гневом, - ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, - это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения» .

В действительности Солона должен был принимать отец Крёза, царь Алиатт . Возможно, что афинский законодатель общался и с самим Крёзом, в то время царевичем. Есть предположение, что Солон посвятил царевичу одну из своих элегий, которая и могла стать источником аберрации для позднейших авторов .

Возвращение в Афины. Смерть

Около 583 года до н. э. Солон вернулся в Афины. Законы Солона продолжали действовать, и за время его отсутствия не было предпринято попыток отменить или изменить их . Правда, гражданские смуты, на прекращение которых надеялся Солон, продолжались ещё несколько десятилетий. Вскоре после возвращения реформатора архонт Дамасий, намереваясь стать тираном, не слагал с себя полномочий более двух лет, и его пришлось отстранять силой . Роль Солона в описанных событиях не упоминается в источниках, но, вероятно, он выступил решительным противником Дамасия и, может быть, принял участие в его свержении .

Плутарх писал, что после своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни . Однако позднее, в 60-е годы VI в. до н. э. он участвовал в третейском суде, разбиравшем афино-мегарский спор о Саламине.

Хронология жизни Солона

около 640 до н. э. - рождение Солона
около 600 до н. э. - Саламинская экспедиция
596 до н. э. - начало первой Священной войны
594/593 до н. э. - архонтство. Реформы Солона
593-583 до н. э. - путешествие Солона
560-е до н. э. - участие в третейском суде по вопросу о Саламине
560 до н. э. - приход к власти тирана Писистрата. Солон выступает его противником
около 559 до н. э. - смерть Солона

В те же годы начал возвышаться родственник Солона Писистрат. Он начинал свою карьеру в рядах сторонников реформ Солона и позже прославился в Саламинской войне . В 560 году до н. э. , получив от народного собрания разрешение набрать отряд телохранителей, он с помощью этого отряда захватил Акрополь и установил тиранию . Солон пытался противодействовать возрастанию влияния Писистрата, но безуспешно: будущего тирана поддерживало большинство народа . Когда Писистрат, сам себя изранив, заявил, что политические противники пытались его убить, Солон понял его замысел, но народ был не на его стороне . На народном собрании некий Аристон внёс предложение дать Писистрату отряд телохранителей. Несмотря на противодействие Солона, постановление было принято . Когда была установлена тирания, Солон попытался убедить сограждан выступить против Писистрата, но не имел успеха . После этого Солон, по некоторым сведениям, изменил свою позицию и стал советником Писистрата . Никаким преследованиям при тирании Солон не подвергся, хотя и выступал поначалу как её непримиримый противник. К тому же Солон вскоре скончался - в 560/559 г. до н. э.

Относительно смерти Солона в античных источниках есть противоречивые данные. Комедиограф V в. до н. э. Кратин и Аристотель писали, что Солон завещал развеять свой прах над завоёванным им Саламином . По словам Валерия Максима, он умер на Кипре и там же был погребён . Элиан писал, что Солон был похоронен за государственный счёт возле афинской городской стены . Вероятно, эта версия наиболее правдоподобна . Согласно Фанию Лесбосскому , Солон умер в Афинах в преклонном возрасте на следующий год после первого прихода к власти Писистрата . Рассказ о развеянии праха Солона над Саламином, вероятно, просто легенда . Солон был похоронен на одном из афинских кладбищ, скорее всего, на Керамике .

Личность

Личная жизнь

Некоторые авторы писали, что в молодости Писистрат был возлюбленным Солона . Согласно Плутарху , «Солон не был равнодушен к красавцам и не имел мужества вступить в борьбу с любовью, „как борец в палестре “» .

О потомках Солона никаких достоверных сведений нет. По-видимому, Солон просто не оставил после себя никакого потомства. И в последующей истории Афин нет ни одного деятеля, который по прямой линии возводил бы себя к нему . Однако потомки Солона по боковым линиям встречаются, например глава «Тридцати тиранов » Критий и философ Платон . Они возводили свой род к брату законодателя - Дропиду .

Политические взгляды

Из элегии «Благозаконие»

Благозаконье же всюду рождает порядок и стройность.
В силах оно наложить цепь на неправых людей,
Сгладить неровности, наглость унизить, ослабить кичливость,
Злого обмана цветы высушить вплоть до корней,
Выправить дел кривизну, и чрезмерную гордость умерить,
И разномыслья делам вместе с гневливой враждой
Быстрый конец положить навсегда, и тогда начинает
Всюду, где люди живут, разум с порядком царить.

Реформаторская деятельность Солона сочетала в себе стремление к необходимым преобразованиям и здоровый консерватизм. В своих ранних стихотворениях он порицал обстановку в полисе (в частности, стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты, закабаление демоса) и выдвигал идею эвномии (благозакония) . Идея эвномии имеет дельфийское происхождение. Для Солона благозаконие означало справедливые законы и сознательное подчинение граждан этим законам .

Солон принципиально ненавидел тиранию. После проведения реформ сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании, но он отказался. В эпоху Старшей тирании, когда во многих греческих полисах к власти приходили тираны, добровольный отказ от единовластия - уникальный случай. Свой отказ он аргументировал тем, что это покроет его имя позором и может погубить его и его род. К тому же он был противником насилия .

Религиозные взгляды

Мировоззрение и религиозные взгляды Солона отражены в его стихотворениях. Он был глубоко религиозным человеком. Исследователь И. Е. Суриков резюмирует данные из стихотворений Солона:

Солон твёрдо верит в благое водительство богов, в их власть над человеческими судьбами. Если счастье и богатство даны человеку богами, то они будут прочными, надёжными, долговременными. То же, чего люди добились помимо воли небожителей, собственной наглостью, в конечном счёте обязательно повлечёт за собой возмездие от Зевса . Конечно, владыка Олимпа подчас не спешит с карой, и это может создать для злодеев иллюзию безнаказанности. Однако рано или поздно справедливость восторжествует: если сам содеявший дурное дело не искупит его при жизни, это искупление ляжет на плечи его детей и более отдалённых потомков. Таким образом, Солон выражает твёрдую уверенность в факте страдания невиновных за преступления предков, полностью признает идею коллективной ответственности рода… видеть в богах причину бед и неудач не следует…: в своих несчастьях виноваты лишь сами люди, тешащиеся напрасными мечтами, имеющие слишком высокое мнение о себе и лишь после того, как на них обрушатся какие-нибудь испытания, приходящие к пониманию необходимости разумной меры во всём .

Поэтический дар

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей . До нашего времени дошло большое количество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона . В любом случае античные и византийские авторы располагали намного большим количеством стихов Солона, чем современные исследователи . Элегия «К самому себе», например, дошла до нас полностью лишь в «Эклогах» византийского писателя Стобея (V в. н. э.), а из элегии «Саламин», имевшей 100 строк, сохранилось три фрагмента, насчитывающие в общей сложности восемь строк

6. Солон Афинский

По отцу своему Экзекестиду Солон происходил из старинной царской фамилии Кодридов, а по матери находился в родстве с Писистратидами. В юности своей он приобрел богатое всестороннее образование, а частые путешествия, которые он предпринимал в качестве купца в своем зрелом возрасте, доставили ему знание людей и разнообразный жизненный опыт. В продолжение всей жизни страсть к знаниям была главной чертой его характера. «Не переставая учиться, я приближаюсь к старости», - говорит он в одном из своих стихотворений; говорят даже, что на самом смертном одре он просил окружающих говорить громче, для того чтобы он еще чему-нибудь мог научиться. За его высокое образование и практическую мудрость, выказанные им во всех житейских отношениях, в его стихотворениях, равно как и его политической деятельности, он считался лучшим из семи греческих мудрецов. Солон был истинно греческий характер: с чистым и кротким нравом, с доброжелательным, ясным и открытым для позволительных наслаждений жизни сердцем он соединял полноту силы и энергии, был постоянно деятелен на благо своему отечеству, которое он больше всего любил, которому служил с полным бескорыстием.

Первые известия о политической деятельности Солона относятся к 604 году до P. X, когда он побудил афинян к завоеванию потерянного Саламина. Внутренняя вражда партий, знати и народа, усилившаяся еще вследствие Килонова восстания, ослабила внешние силы Афин.

Государство до того опустилось, что небольшая Мегара, ставшая во враждебные отношения с афинянами, вероятно, вследствие подавления Килонова восстания, могла захватить у них остров Саламин. Все попытки к возвращению прекрасного острова были бесплодны, так что наконец, в сознании слабости, афиняне решились пожертвовать им, даже издали закон, по которому смертная казнь грозила каждому, кто только осмелится представить народному собранию устное или письменное предложение о возвращении Саламина. Стремительное юношество вскоре стало недовольно законом, но, ввиду смертной казни, никто не отваживался нарушить его. Тогда Солон решился преступить запрещение, сковывавшее благородные силы Афин, и освободить свое отечество от недостойного позора. При помощи друзей своих он стал распространять о себе в городе слухи, что он помешался и не должен быть выпускаем из дому. И вот однажды он внезапно выскочил из дому, в дорожной шляпе на голове, прошел поспешно по улицам на площадь и, когда собралось много народу, взошел на герольдов камень и произнес стихотворение, заранее сочиненное. Стихотворение, от которого до нас дошло только несколько строчек, начиналось стихами:

Я сам являюсь вестником с любезного острова Саламина,

И вместо речи народу приношу прекрасное стихотворение.

Он выдавал себя в нем за вестника, будто бы посланного на Саламин и теперь возвратившегося, и извещал о значении потерянного острова, о наглости господствующих там мегарян, об упреках тайно дружественных афинянам саламинян, говорил о минувшей славе в сравнении с настоящим позором и таким образом порицанием и насмешкой до того возбудил гордость и любовь к отечеству в афинянах, что когда, наконец в заключительных стихах:

На Саламин, чтобы сразиться нам за любезный остров

И вполне сбросить с себя гнетущий позор!

он вызвал на отважный подвиг, воодушевленный народ тотчас же решился снова завоевать остров. Сам Солон был избран полководцем, и война была тотчас же возобновлена.

Самый обыкновенный рассказ о возвращении Саламина гласит следующее. Солон поплыл с Писистратом*, поддерживавшим его планы, к лежащему против юго-восточной стороны Саламина аттическому мысу Колиас, где в то время афинские женщины приносили по старому обычаю жертву Димитре. * Этого Писистрата нельзя считать за одно и то же лицо с позднейшим тираном Писистратом.

Отсюда он переслал на Саламин надежного человека, который выдал себя за перебежчика и побуждал управлявших островом мегарян немедленно же переправиться с ним на мыс Колиас, в случае если пожелают захватить в свою власть знатнейших жен афинских. Увидя, что мегарский корабль отплывает от острова, Солон приказал женщинам очистить места, а юношам, у которых еще не было бород, облечься в их платья, головные повязки и башмаки и с кинжалами, спрятанными под одеждой, играть и плясать на берегу, пока враги не высадятся на берег и корабль не сделается верной добычей. Обманутые мегаряне бросились на берег и на мнимых женщин и все без исключения были истреблены; афиняне же поплыли и овладели островом.

По другому рассказу, Солон, по совету Дельфийского оракула, сначала один переправился ночью на Саламин и, для приобретения благорасположения и содействия, принес заупокойную жертву саламинским героям Перифиму и Кихрею. Затем, в сопровождении 500 охотников, которым было обещано обладание островом, он отправился на множестве рыбачьих челноков, имея на запасе 30-весельное судно, пристал к отдаленному мысу острова. Когда же мегаряне прислали туда для разведывания корабль, то Солон захватил экипаж и приказал некоторой части своих людей ехать на захваченном судне по возможности втайне к городу Саламину; сам же с остальным экипажем отправился к городу сухим путем и, между тем как мегаряне вышли ему навстречу и еще продолжали здесь схватку, город уже был в руках у высадившихся с судна.

Тем из врагов, которые не пали в битве, предоставлено было право свободно оставить остров.

Но мегаряне еще не отказались от войны и обе стороны в продолжение значительного времени наносили друг другу много вреда, пока, наконец, спартанцы, избранные в третейские судьи, не положили конца спору. Суд, составленный из пяти спартанских мужей, по выслушиванию оправдательных доводов той и другой стороны, присудил остров афинянам. Говорят, что Солон в этом юридическом споре воспользовался авторитетом Гомера, вставив стих в каталог кораблей Идиады и прочитав перед судом:

Мощный Аякс Теламонид двенадцать судов саламинских

Вывел и с оными стал, где стояли афинян фаланги.

Во время своих путешествий Солон внимательно наблюдал в особенности политическое состояние различных греческих государств, и его проницательный взгляд повсюду открывал возвышение среднего класса. Промышленное население не выносило более ограничений, наложенных на него привилегированной знатью, во многих местах восстание и насилие первых сломило наследственное могущество знати и уничтожило их привилегии, в других еще тянулись между соперниками несогласия и споры, но проницательный наблюдатель не мог сомневаться, на чьей стороне будет победа. И в своем отечестве Солон нашел тот же раздор сословий, заставлявший опасаться, что насильственный взрыв народного негодования повергнет государство на край страшной пропасти.

Убийством участников Килонова восстания при алтарях богов Мегакл и его приверженцы запятнали себя гнусным пролитием невинной крови и своим безбожным злодеянием навлекли гнев богов на аттическое государство. Взволнованный, возмущенный народ, а в среде его спасшиеся из Килоновой партии и родственники убитых, требовали наказания Мегаклу и его товарищам, для того чтобы их вина не лежала бременем на целой общине. Но могущественная и гордая фамилия Алкмеонидов смеялась над требованиями народа, а эвпатриды приняли ее сторону и содействовали ей, так как, по их мнению, в деле одной фамилии им нужно было защищать значение целого сословия. Таким образом, возникла бурная борьба партий, грозившая кончиться пагубной революцией. Когда жар вражды достиг высшей степени, Солон стал между враждующими партиями и укротил бурю. Его красноречивые слова убедили его сословных товарищей в их несправедливости, обратили их внимание на грозящую опасность и довели Алкмеонидов до того, что они выразили желание подчиниться судейскому решению. В 597 году до P. X. был учрежден суд из 300 добрых граждан, который и признал Алкмеонидов и их сообщников подверженными проклятию и обрек их на изгнание из отечества; кости умерших до приговора были выкопаны и выброшены за границу.

Но этим граждане еще не были успокоены. Война с Мегарой за остров Саламин была ведена не всегда счастливо, разнообразные страшные вестники несчастий, зараза и неурожай пугали народ и служили для него доказательством, что милость богов отвращена от города. Думали, что город запятнан Килоновым преступлением и злодеяниями враждебных партий, гнетущее сознание вины тяжело лежало на всех сердцах и ослабляло энергию. И здесь Солон был добрым гением города. Мудрый муж увидел, что несчастное расположение народа не может быть устранено обыкновенными средствами, поэтому он еще более укрепил сердца в сознании вины и в потребности покаяния и призвал тогда для очищения и целительного примирения общины человека с высоким жреческим значением, Эпименида Критского, которого греки считали за особенного любимца богов, просвещенного в божественных предметах чудесным светом таинственной мудрости. Мудрым светом и утешением и священными обрядами примирения он уже восстановил в некоторых юродах и семьях нарушенный мир; теперь почтенный муж божий явился и к афинянам для принесения им своего мира, год спустя после изгнания Алкмеонидов. Он совершил примирительные обряды, примирительные жертвы и очищение. С вершины холма Арес (Ареопаг) он согнал стада черных и белых овец; там, где ложилось каждое отдельное животное, был воздвигаем алтарь, а животное обрекаемо в жертву известному богу, черные - богам подземного мира и смерти, белые - богам неба и света. Богослужения были вновь приведены в порядок, в особенности поставлена была в обязанность всем афинянам служба примиряющему и исцеляющему Аполлону, богу света, были сообщены молитвы и песни, служившие к возвышению сердец, прибавлением жертв был умерен плач по мертвым, смягчена была страстная пылкость, с которой аттические женщины совершали до сих пор погребальные обряды и много тому подобного.

Этим путем удалось ему избавить сердца от страха пред божеским гневом; граждане чувствовали себя как бы вновь рожденными, бодро и с уверенностью смотрели в будущее. Правительство хотело отплатить Эпимениду за благодеяния талантом серебра, но старый муж божий выпросил только одну ветвь со священного оливкового дерева, которое, по рассказам, насаждено было в акрополе самой Афиной и от которого, по мнению афинян, происходили в стране все другие оливковые деревья. С этим вознаграждением отправился он домой, но благодарные афиняне впоследствии соорудили в честь его статую пред храмом Диметры, на юго-востоке от акрополя.

Успокоением страны афиняне были обязаны Солону. В знак почетного признания его заслуги они избрали его послом в совет амфиктионов, происходивший весной 595 года в Дельфах: никто другой не имел таких прав на представительство примиренного с богами города при великой жертве в Дельфах. В заседании амфиктионов Солон предложил наказание крисейцев, которые, как рассказано выше, в статье о Клисфене, не соблюдали правил относительно священного оракула, и возбудил священную войну, которую афиняне, в союзе с Клисфеном Сикионским и фессалийской знатью, выдержали победоносно. Этим путем Солон снискал своему отечеству благодарность влиятельного Дельфийского жречества, а вместе с тем и направил своих сограждан снова на путь отважных предприятий.

Солон своей деятельностью уже оказал отечеству великие услуги, но он видел, что без коренного изменения государственного устройства не может быть надолго утверждено благо государства. Знать все еще оставалась в исключительном обладании государственной властью и имела мало желания отказаться от своих преимуществ, с помощью которых ей возможно было удовлетворять своему корыстолюбию, угнетать и грабить низшие классы. Государство не могло приобрести значительной силы, пока не были сняты цепи с народа.

Хотя во времена патриотического одушевления недовольные голоса на минуту замолкали, тем не менее, упрямство правителей вызывало всегда новое сопротивление и неотступнейшие требования, так что мятеж, гражданская война и тирания постоянно грозили в близком будущем. Солон думал, поэтому о решительном средстве. Он стал решительно на сторону народа и пытался побудить своих сословных товарищей, эвпатридов, чтобы они пожертвовали своими опасными преимуществами, положили конец своему корыстолюбивому поведению и подчинились новому порядку, способному утвердить безопасность всего государства. Знать покорилась, наконец, силе обстоятельств, надеясь на честный характер и беспристрастный образ мыслей Солона, которому одному могло быть передано дело примирения; но уступка ее была односторонняя, именно она касалась только приведения в порядок долговых отношений.

Здесь, очевидно, заключалась величайшая опасность; вопросы же о государственном устройстве знать откладывала или надеялась совсем обойти их. Таким образом, в 594 году знать избрала Солона первым архонтом и дала ему полномочие «быть водворителем мира между знатью и народом и издателем необходимых для этого законов».

Крайняя партия народа требовала совершенного уничтожения долгов и закладных столбов, в качестве закладных знаков стоявших по поземельным участкам, и нового поземельного раздела. Но Солон не мог уступить этому слишком далеко идущему требованию; уже сами необходимые меры, без которых невозможно было продолжение мирной государственной жизни, требовали насильственных вторжений в существовавшие частные права. Многие из народа занимали деньги у богатой знати под залог своего тела, многие были уже осуждены на рабство своим кредиторам. Этим людям помощь могла быть оказана не иначе как совершенным уничтожением их долгов, безвозмездным восстановлением их свободы. Выкуп тех, которые были уже проданы в рабство за пределы страны, Солон возложил на государство. Напротив того, кто обладал недвижимой собственностью, домами или пашней, и занял под нее деньги, не мог быть освобожден от своего долга. Солон, однако же, позаботился о том, чтобы и им была облегчена уплата. Этого он достиг посредством изменения в монете. Солон велел чеканить менее веские драхмы, так что теперь 100 новых драхм по цене серебра равнялись 73 старым, и затем определил, чтобы все долги были уплачиваемы новой монетой; по - этому, кто должен был 100 драхм, того долг был уменьшен на 27 драхм, тогда как кредитор все-таки получал назад 100 драхм, - мера, послужившая на пользу, как бедняку, так и богачу. Кроме того, были умерены указные проценты на деньги, занятые до 594 года под залог недвижимого имущества, и было постановлено, чтобы долги могли выплачиваться незначительными суммами в определенные сроки. Само государство отказалось от всех следуемых ему денежных штрафов и обязательств и провозгласило всеобщую амнистию, так что все, которые до архонтства Солона потеряли часть своих гражданских прав, снова получили их вполне, за исключением только тех, которые были изгнаны из страны за убийство или за попытку водворения тирании.

Упомянутые меры называются сисахфией, т. е. снятием бремени; ими были устранены все ущербы и несправедливости, которыми до сих пор сопровождалось господство знати. Но для того чтобы впоследствии подобное положение не так легко возвратилось, Солон постановил, чтобы впредь никто не смел «занимать под залог тела», закладывать при получении денег свою собственную личность, свое собственное тело. Подобный залог не имел никакой юридической законности. Продажа аттического гражданина в рабство была запрещена под страхом смертной казни. А для того чтобы беднейшие классы не так легко подвергались опасности перехода своих участков в руки богатой знати, была установлена определенная мера поземельного участка, которой никто не мог переступать.

Сисахфией Солон дал обедневшему народу новое существование и мирным путем доставил ему выгоды, которые в других местах добывались только кровавыми волнениями. Но народ и большинство умеренных из его среды не хотели останавливаться на раз испробованном пути; они чувствовали потребность в твердой и постоянной защите против судебной и правительственной власти знати, необходимость коренного изменения в государственном устройстве. Поэтому, когда Солон по истечении года сложил с себя правительственную власть, друзья его и руководители граждан побуждали его присвоить себе единодержавие и продолжать с этой властью преобразование государства. К тому же он происходил из старинной царской фамилии Кодра, которую эвпатриды несправедливо лишили господства, а опыт других городов Греции показывал, что только власть тирана может принудить знать к удовлетворению притязаний народа. Говорят, что и Дельфийский оракул советовал ему водворение тирании своим изречением:

Садись посреди корабля и бери себе в руки кормило.

На помощь много столпится кругом тебя мужей афинских.

Но Солон отвергнул все предложения, мало беспокоясь о просьбах и порицаниях. «Тирания, - говорил он, - это прекрасная дача, не имеющая выхода». Его сердце было свободно от властолюбия и себялюбия, он был слишком благороден и велик, чтобы повергнуть свое дорогое отечество в тиски тиранического господства и предпочитал положить, с помощью нового государственного устройства, прочное основание к созданию его свободы, открыть своим согражданам верный путь свободного самоуправления.

Знать не могла отказать в своем доверии Солону, вследствие его твердого, бескорыстного поведения, она должна была признать целесообразность его мер, хотя ей и приходилось терпеть от них, и поэтому, когда народ все настойчивее требовал коренного изменения в государстве, тогда она определила «избрать Солона устроителем государства и законодателем, с полномочием уничтожать или сохранять в настоящем и существующем то, что ему покажется нужным».

Таким образом, в следующий за своим архонтством год Солон приступил к трудному делу нового устройства.

В то время народонаселение Аттики распадалось на три партии. Так называемые педиеи, т. е. обитатели равнины, состояли большей частью из богатых знатных землевладельцев, усадьбы которых лежали в плодоносной равнине долины Кефисса и около Элевсиса. Педиеи стремились к полному господству знати, к аристократическому правлению. Противную сторону держали диакрии, или иперакрии, жители горы, обитавшие в гористой местности и в Марафонском округе и бывшие свободными земледельцами небольших участков земли, которые уже подвергались опасности попасть в руки богатой знати. Эти диакрии, испытывавшие самый тяжелый гнет, были жестокими врагами господствующей знати и требовали полного устранения ее влияния; их целью было полное господство народа, демократия. Середину между двумя этими крайними партиями занимали парады - жители берега, потому что партия их опиралась главным образом на население западного берега Аттики, на ремесленников, моряков и торговцев. На эту-то среднюю партию, которая довольствовалась умеренными, соответствующими обстоятельствам реформами, не желала ни тяжелого господства аристократии, ни полного народного господства, и оперся Солон.

Солон исходил из положения, что все свободные граждане аттической земли должны иметь участие в государственном правлении, а не одна только знать на основании своего родового преимущества. Но это еще не должно было делать всех граждан равноправными; Солон размерил права и обязанности отдельных лиц по имуществу, конечно, недвижимому. Чем больше было у кого недвижимого имущества, тем больше он имел прав на государственные почести, тем большие вместе с тем налагались на него и обязанности. С этой целью Солон разделил всех граждан на четыре класса. Первым классом были пентакосиомедимны, к которым принадлежали самые богатые граждане, все те, которых чистый доход с их владений простирался ежегодно по меньшей мере до 500 медимнов ячменя (около 235 четвериков) или соответственного этому количества вина и масла. Медимн ячменя равнялся ценой драхме или овце.

Второй класс назывался иппеи, «всадники»; доход их простирался от 300 до 500 медимнов. Следующий класс, зевгиты, «двуконники», имевшие, по меньшей мере, столько земли, что могли содержать для нее пару мулов, получали дохода от 150 до 300 медимнов. Тот же, кто имел меньше, принадлежал к четвертому классу, еитам, «поденщикам».

Сообразно с этими подразделениями были определены главные обязанности граждан относительно государства, платеж податей и военная служба. Подати были взимаемы только в чрезвычайных случаях, военная же служба была распределена следующим образом. Виты, по большей части люди, которые жили насущным хлебом и благосостояние которых легко могло быть разрушено походом, должны были призываться только в крайнем случае, при вторжении неприятеля, на защиту земли, да и тогда только легковооруженными. Следующий высший класс, зевгиты, был самым многочисленным; они служили гоплитами или тяжеловооруженными и образовали ядро войска. За гоплитом следовал его раб в качестве оруженосца. Иппеи, состоя по большей части из менее богатой знати, отправляли конную службу; для этого они содержали боевого коня, да сверх того лошадь для раба. Первый класс, самый немногочисленный, состоявший преимущественно из богатейшей знати, должен был содержать флот, снаряжать и вооружать 48 государственных трирем.

Сообразно с этим были распределены и государственные права, участие в управлении и почетных должностях. Только три первых класса, отправлявшие военную службу, могли быть избираемы на общественные должности и в совет четырехсот, а из них только первый класс имел право на высшую государственную должность, архонтат. Все классы были призываемы с равным правом голоса в народное собрание (екклисию, вече). Народное собрание составляло основу верховной власти государства, в нем были избираемы государственные чиновники, определяемы законы и решаемы вопросы о войне и мире. Выборные из целого народа, в числе 4000 граждан, образовали суды для уголовных преступлений и для апелляций на приговоры судебных чиновников в частных делах. Это учреждение и была так называемая илиэя, члены которой носили имя илиастов. Таким образом, по законодательству Солона, народ в полном составе имел участие во всех важнейших делах государства, богатейшая же часть знати обладала, как и прежде, высшими правительственными должностями, так как первый класс граждан состоял большей частью из знати. Но, сравнительно с прежним, все же существовало важное различие в том, что народ мог выбирать чиновников из ее среды по своему усмотрению; сверх того, знать обладала этим правом не вследствие своего рождения, ибо каждый незнатный если только он имел необходимое имущество, мог получить одинаковые с ней права.

Рядом с советом четырехсот, члены которого избирались из первых трех классов и ежегодно менялись, Солон учредил второй совет, ареопаг, состоявший из пожизненных членов и пополнявшийся архонтами, которые безукоризненно отправляли свою должность. Следовательно, он был составлен только из граждан первого класса, старейших мужей преимущественно консервативного направления, испытанной рассудительности и богатого жизненного опыта, и образовал спасительный противовес большому совету, который в своем настроении и направлении руководился более изменчивыми желаниями народа. В круг прав его входил верховный надзор над всей республикой, над нравственным состоянием народа в общественной и домашней жизни, следовательно, и над воспитанием, применением законов и богослужением; сверх того, он служил судебной палатой по делам умышленного убийства. В качестве уголовного суда коллегия ареопага существовала уже гораздо раньше Солона, и вероятно, что ей, как аристократическому совету, уже раньше передано было руководство и наблюдение за важнейшими государственными делами. Поэтому Солон, собственно, удержал старый аристократический совет рядом с демократическим советом четырехсот и только точнее определил его права.

Кроме этой основы государственного устройства, приведения в порядок правительственной и судебной власти, законодательство Солона заключало еще множество законов и определений, касавшихся жизни и нравов народа, земледелия, ремесленной деятельности, торговли, отеческой власти, наследственного права, воспитания, женской роскоши, венчальных и погребальных издержек и т. п. Во всех этих определениях господствует тот же дух справедливости и гуманности, имеющий в виду свободное нравственное развитие, которым отличается все Солоново законодательство. Между тем как в Спарте законодательство Ликурга вставило образование мужчины в тесные, ограничивающие рамки, дало народной силе узкое, одностороннее, направленное преимущественно на войну воспитание, - Солон заботился о свободном движение всех сил народа, о возбуждении граждан к свободному, приятному развитию, к всестороннему духовному образованию и нравственному достоинству.

Для всеобщего сведения новые законы были выставлены на акрополе. Они были написаны на трех- и четырехгранных деревянных столбах пирамидальной формы, которые могли вращаться около своей оси.

По общему голосу, Солочово законодательство признается за дело великой политической мудрости; будучи сообразным с тогдашним состоянием, оно представляет мудрую смесь аристократических и демократических элементов, смесь, разработка которой в полное господство демократического элемента осталась на долю последующих поколений. Солон сам говорит о своем труде:

Я предоставил народу столько значения, сколько должно,

Я оказал ему не много чести и не мало.

Но мне не следовало унижать также и тех,

Кто имел влияние и кого возвышало богатство.

Поэтому я взял и покрыл большим щитом обе стороны,

Не предоставляя никакой из них несправедливой победы.

Но «трудно угодить всем в важных делах». Ближайшие современники были мало довольны новыми учреждениями; одни считали себя в излишней потере, другие же в слишком незначительном выигрыше. Для избежания порицания и упреков, запросов и требований изменения того или другого учреждения Солон отправился в новое путешествие, взяв предварительно с афинян клятву в том, что в продолжение 10 лет они будут без изменения следовать его законам.

Прежде всего, он отправился в Египет и жил там некоторое время в обществе царя Амазиса и ученых жрецов Псенофиса Илиопольского и Сонхиса Саисского. Затем он переправился на Кипр к царю Филокипру, у которого снискал большую дружбу и уважение. Город Филокипра, Эпия (Высокий), лежал на суровом взгорье, отличавшемся дурной почвой. Солон побудил его к перенесению города в плодоносную равнину, лежавшую при подошве горы на берегу моря, где находилась превосходная гавань, и даже помогал ему при совершении постройки.

Вскоре город, в который поселенцы текли во множестве, достиг пышного блеска, так что возбудил зависть в остальных кипрских царях, а Филокипр назвал его в память Солона Соли. Солон вспоминает об основании города в своих элегиях, где он приветствует Филокипра такими словами:

Живи теперь, царственный благодетель Солийцев, долго

И счастливо в городе, и да наследуют тебе в счастье дети.

Меня же пусть отнесет безопасно назад с прекрасного острова

На быстром корабле Киприда в фиалковом убранстве.

Пусть за постройку города она дарует мне благосклонность и возврат

В родимую сторону и почтит чело мое венцом.

Рассказывают, что известный своим богатством лидийский царь Крез, друг греческого образования, пригласил Солона, во время его десятилетнего отсутствия из своего родного города, за его мудрость и славу, к своему блестящему двору и вел там с ним переданный Геродотом и всем известный разговор об истинном счастье человеческой жизни. Но так как, по обыкновенному времясчислению, Крез не мог быть еще в это время лидийским царем, то некоторые историки относят посещение Солоном Креза к более позднему времени, близкому к его смерти. Вероятнее, однако, что эта история выдумана только для того, чтобы яснее выставить противоположность между мудростью и высоким образом мыслей образованного грека, простого и прямого гражданина свободного государства, и суетной пышностью и высокомерием азиатского властелина, полагающегося на свои земные блага и на свое легко разрушаемое могущество. Рассказывают, что во время пребывания Солона в Сардах жил там и греческий баснописец Эзоп и пользовался у Креза большим уважением. Говорят, что он сожалел о Солоне, потому что Крез после своей беседы оказал ему мало приязни, и что он сказал ему: «Любезный Солон, нужно говорить с царями как можно реже или как можно угодливее». Солон отвечал:

«Нет, напротив, как можно реже или как можно лучше».

Поселясь, по возвращении своем из путешествия, снова в Афинах, Солон должен был претерпеть в своем престарелом возрасте горькие испытания. Мирный труд его был разрушен новыми раздорами партий, о которых речь будет при Писистрате; они проложили хитрому Писистрату путь к тирании. Для поддержания труда своей жизни Солон должен был, несмотря на свои лета, снова выйти из уединения и принять участие в общественной жизни. Вожакам партий, в особенности Писистрату, которого он считал за опаснейшего, он советовал не подвергать опасности благо и свободу государства, говорил к народу, его слушали, к нему относились с почтением, но мало заботились об его предостережениях и просьбах. Он постарел, стал чужим для молодого поколения, вожаки же партий руководились своим себялюбием. Тогда Солон пробовал снова прибегнуть к действию поэзии. В предостережение он говорит:

Как облака разрешаются тучей снега и града,

Как за воспламенившимся лучом следует гром,

Так точно сильные губят город и в рабство самодержца

Предают народ, прежде чем последний замечает это.

Дай лишь ему утвердиться, и тогда уже нелегко будет

Низложить его снова; поэтому нужно заботиться теперь, пока есть время.

Когда в 560 году партия Писистрата сделалась преобладающей в думе, а вместе с тем и приблизилась опасность тирании, тогда Солон прибегнул к более действительному средству.

Подобно тому, как в своих юных годах, переодевшись герольдом, он воспламенил народ к немедленному действию, к завоеванию Саламина, так и теперь он явился в народное собрание, вооруженный щитом и копьем, для того чтобы указать на грозящую опасность и призвать на защиту свободы. Прежде он сам притворился безумным, теперь же председательствующие в думе объявили, что Солон потерял рассудок. На это он отвечал стихами:

Гражданами вскоре мое известно будет безумие,

Вскоре, дай истине лишь воцариться над тьмою.

Некоторое время спустя Писистрат уже сделался афинским тираном и овладел акрополем.

Помня свой собственный закон, по которому в тревожные времена каждый гражданин должен брать чью-либо сторону, Солон поспешил на площадь и побуждал народ к восстановлению свободы. Но народ не трогался с места, одни из угоды Писистрату, другие от страха. Тогда Солон отправился домой, сложил пред своими дверями на улицу оружие и призвал богов в свидетели, что он исполнил свой долг, защищал по мере своих сил отечество и законы, словом и делом. Граждан же он упрекал:

Собственное преступление ваше повергло вас в несчастие,

Поэтому не складывайте вины на одних только бессмертных;

Вы сами сделали его могущественным, сами окружили стражей,

И участь постыдного рабства получили теперь себе в награду.

Вы следите, конечно, за речами и словами хитрого мужа,

Но мало обращаете внимания на его поступки;

В отдельности каждому из вас известны шаги хитрой лисицы,

Но во всех вместе царствует какое-то умственное ослепление.

Противники Писистрата из знати удалились из города, да и Солону, который громче и ревностнее всех противодействовал ему, друзья советовали бежать. Но он отвергнул совет, а на заботливый вопрос, что же защитит его от мести тирана, отвечал: «Моя старость». Писистрат действительно почтил его старость и вместе с тем его заслуги, стараясь снискать его благорасположение и совет.

Солон подчинился необходимости. Остаток своих дней он прожил, как и первые годы своей старости, в отрадном спокойствии и довольствовался служением музам и отношениями со своими верными друзьями. Он сознавал, что по мере сил своих потрудился на благо своему отечеству, и был уверен, что его законы, которых не касалась и рука нового тирана, останутся твердым якорем Афин. Он умер в Афинах в 659 году, 80 лет от роду. По другому известию, опечаленный тиранией, он удалился на Кипр, в свой родной город, и там умер. Говорят, что кости его, по его желанию, были перенесены на Саламин и там сожжены; пепел же был рассеян по всему острову.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Солон-миротворец Самым мудрым из законодателей этого времени считался афинянин Солон.Он был не только мудрец, но и воин и поэт. Первую свою славу он приобрел вот как. Афины вели войну с Мегарою за остров Саламин. Афиняне потерпели такое поражение, что в отчаянии собрались

автора Плутарх

СОЛОН И ПОПЛИКОЛА

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Солон [Перевод С.И. Соболевского] 1. Грамматик Дидим в своем возражении Асклепиаду относительно таблиц Солона, цитирует какого-то Филокла, который, вопреки мнению всех писателей, упоминающих о Солоне, называет его сыном Эвфориона. Все единогласно утверждают, что отцом

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

СОЛОН (ок. 640 - ок. 560 до н. э.) Он был одним из крупнейших государственных деятелей Афин - законодателем, поэтом; греки причислили его к семи мудрейшим. И все-таки точные пределы его жизни неизвестны.Во времена его юности общество раздирали распри. В начале VII века до н. э.

автора Баганова Мария

Мудрец Солон и тиранн Писистрат Эти люди, жившие в VI веке до н. э., были родственниками - троюродными братьями и оба происходили из знатного, но обедневшего рода Кодридов.Плутарх: «Первоначально между ними была дружба, как вследствие родства, так и вследствие даровитости

Из книги Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах автора Баганова Мария

Солон у Креза Солон по просьбе лидийского царя Креза приехал в Сарды. Проходя по дворцу, мудрец видел множество придворных в богатых нарядах, но их пышность померкла перед великолепием самого Креза. На царе было надето все, что из своих драгоценных камней, цветных одежд,

автора Штоль Генрих Вильгельм

24. Фразивул Афинский Владычество тридцати тиранов, посаженных в Афинах Лисандром, продолжалось всего восемь месяцев, вероятно, с августа 404 до весны следующего года. На обязанности их лежало «избрать сенаторов, заместить публичные должности и пересмотреть отечественные

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

25. Конон Афинский Муж, который снова возвел Афины, униженные Спартой и освобожденные Фразивулом, до самостоятельности и доставил им средства для свободного развития силы и могущества, был Конон. Уже в Пелопоннесской войне показал он себя опытным полководцем и

Из книги Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона автора Боннар Андре

ГЛАВА VI СОЛОН И ПРИБЛИЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ Греческая цивилизация родилась на той кромке Азиатского материка, где возникли несколько веков назад и стали развиваться эллинские города. Гомер был ионийцем, Архилох тоже, Сафо была эолийкой. Это всего лишь несколько примеров.

Из книги Государь [Власть в истории человечества] автора Андреев Александр Радьевич

Государство в Древней Греции. Ликург. Солон. Перикл Эллада, южная часть Балканского полуострова, получила свое название по имени народа эллинов. Вся Греция очень гориста, из одной греческой области в другую часто вели обычные горные тропы. Каменистая земля Эллады плохо

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

6. Солон - законодатель Афинский (594 г. до Р. X.)Гораздо позднее и совсем в ином духе перешло к прочной форме правления афинское государство.Переход этот совершился благодаря деятельности Солона, государственные способности которого, подобно Ликургу в Спарте, были

Из книги Знаменитые мудрецы автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Солон из Саламина (638 г. – ок. 559 г. до н. э.) Древнегреческий мудрец, первый античный законодатель. Оставил творческое наследие в виде законов, речей к народу, наставлений, элегических стихов. Если Фалес считается одним из основателей научной мысли, то его

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.2.3. Солон и его законы К числу величайших мудрецов всех времен и народов относится афинский архонт Солон. К тому моменту, когда он стал первым архонтом (594 г. до н. э.), социальная напряженность в афинском полисе достигла точки кипения. Дело в том, что задолженность мелких

Из книги О, Солон! автора Остерман Лев Абрамович

Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ. СОЛОН История Афинской демократии начинается с Солона. У кого из нас в дальнем уголке памяти от ранних школьных лет не сохранилось это имя? Реформы Солона… Немногие в зрелом возрасте могут вспомнить, в чем они заключались, или связать

Из книги Законодательство Ликурга и Солона автора Шиллер Фридрих

Солон Законы Солона в Афинах были почти полной противоположностью законам Ликурга в Спарте, и, поскольку эти две республики - Афины и Спарта - играли главную роль в истории Греции, чрезвычайно интересно сопоставить их столь различное государственное устройство и

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Происхождение и начало политической деятельности

Солон происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. Чтобы поправить свое материальное положение, юноша занялся заморской торговлей, и она принесла ему богатство. Вернувшись на родину, Солон стал поддерживать народ в его конфликте с эвпатридами (афинскими аристократами), хотя сам принадлежал к их числу. Большую популярность приобрели его стихи, благодаря которым он стал знаменит и приобрел влияние. В своих стихах и речах Солон призывал простой народ и аристократов ко взаимным уступкам ради общего блага Афин.

Ничего слишком.

В это время (конец VII века до н. э.) Афины воевали с соседним государством Мегарами. Причиной конфликта был остров Саламин, который стоял на пути кораблей, плывущих в Афины и из Афин. Владевшие островом мегарцы мешали морской торговле Афин, в том числе подвозу хлеба, что было серьезной угрозой для столицы малоплодородной Аттики. Афиняне захватили Саламин, но не смогли удержать его из-за внутренних волнений и борьбы партий. Война затянулась.

Она не приносила выгоды богатым аристократам, у которых было достаточно хлеба со своих полей. Не нуждаясь в морской торговле, они решили покончить с военными действиями и издали закон, запрещавший под страхом смерти поднимать в народном собрании вопрос о войне за Саламин.

Тогда Солон стал во главе афинских ремесленников, матросов и торговцев — всех тех для кого возможность морской торговли и предотвращение повышения цен на хлеб были крайне важны. Чтобы обойти закон, Солон притворился сумасшедшим, надел на голову шапочку (что предписывалось тогда больным), выбежал вприпрыжку на агору, занял место оратора и стал декламировать свои стихи собравшейся толпе зевак, пришедших посмотреть на его помешательство. Он призывал:

На Саламин поспешите, сразимся за остров желанный,

Этим с себя и с Афин тяжкий мы снимем позор…

Народ, воодушевленный Солоном, заставил отменить закон, запрещавший вспоминать о Саламине. Войну возобновили, а во главе войска поставили Солона. Чтобы достичь победы, он применил хитрость: на Саламин был послан под видом перебежчика верный Солону человек.

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал