Правило импортное сырье облагается. Налогообложение при импорте товаров

Главная / Электродвигатели

В современной политике государственного регулирования внешней тор-

говли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протек-

Либерализация представляет собой экономическую политику государст-

ва, направленную на снижение таможенных и нетарифных барьеров во

внешней торговле.

Протекционизм – это экономическая политика страны, направленная на

ограждение внутреннего рынка (национальных производителей) от иност-

ранной конкуренции.

Политика либерализации и протекционизма характерна для любой страны

мирового сообщества. В настоящее время прослеживается тенденция либерализации внешней торговли. Этот процесс осуществляется на трёх

1)между отдельными странами во взаимной торговле;

2)между государствами, входящими в единый таможенный союз (например, страны европейского союза);

3)на многосторонней основе в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а сейчас Всемирной торговой организации (ВТО).

Различают два элемента регулирования внешней торговли: таможенные тарифы и нетарифные ограничения. Таможенные тарифы представляют со-

бой перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенный тариф выполняет нес-

колько функций: защищает национальных производителей от иностранной

конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государ-

ства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области

импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, посту-

паемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по мини-

мальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки мест-

ных производителей готовой продукции. И, наоборот, таможенные тарифы

на импортируемые готовые изделия устанавливаются на более высоком уро-

вне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне

своих издержек производства конкурировать на национальном рынке с

импортной продукцией. Так, средние ставки тарифов США, стран-членов ЕС

и Японии на сырьевые товары при импорте составляют, соответственно,

1,8; 1,6 и 1,4 % ; на полуфабрикаты – 6,1; 6,2 и 6,3 % ; на готовые изделия –

7,0; 7,0 и 6,4 %.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления

средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению в связи с об-

щемировым процессом в рамках ГАТТ/ВТО либерализации таможенных

пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях

государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составля-

ет всего несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством улучшения усло-

вий доступа национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны,

заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном

снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции. Та-

моженные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на

уровне отдельных политических и экономических группировок. Так, напри-

мер, страны Европейского Союза отделены от всех других государств еди-

ным таможенным тарифом.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В

настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров,

обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система

описания и кодирования товаров.

Различают два вида таможенных пошлин: адвалорные и специфические.

Адвалорные таможенные пошлины взимаются в процентах от цены товара.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в твердой сумме,

взимаемой с физических характеристик товара (веса, объема, штуки).

Расширение состава участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и появление множества мелких фирм, самостоятельно действующих на внешнем рынке, дали не только положительные результаты, но и обусловили появление негативных явлений, прежде всего нарушение таможенных правил и законодательства РФ по регулированию ВЭД, незнание организационных основ, неумение пользоваться имеющимися методами и процедурами.

В настоящее время число фактических участников внешнеэкономической Дея-тельности в России превышает 36 тысяч. Они действуют на основе различных форм собственности и в разнообразных правовых формах. Однако надежды на получение валютной выручки от экспорта продукции" совместных фирм, созданных на территории России и стран СНГ, не оправдались. Причин тому много и прежде всего - отсутствие соответствующих правовых гарантий, необходимой инфраструктуры, нестабильность политической и экономической обстановки, пассивность предприятий, а кроме того, некомпетентность в области эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой разновидность экономических связей. Она реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и самостоятельных хозяйственных организаций. В первом случае внешнеэкономическая деятельность заключается в создании межгосударственных основ сотрудничества, правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующие развитие и повышение эффективности экономических связей.

Во втором случае внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении контрактов и иных договоров гражданского права.

Существующие виды внешнеэкономических связей можно разделить на возмездные и безвозмездные (без возмещения затрат одной стороны другой - координация работ, согласование направлений деятельности, обсуждение и принятие общих решений, творческий обмен опытом и т. д.).

В настоящее время внешнеэкономические связи осуществляются в основном на возмездной основе (внешняя торговля, технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество). К безвозмездным видам ВЭД относится деятельность по охране окружающей среды, освоению богатств Мирового океана, международной унификации стандартов и др.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, свя¬занными с осуществлением товарооборота.

Внешняя торговля - это торговля между контрагентами в разных государствах, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров. Являясь важной формой внеш-неэкономических связей, она часто опосредует иные формы международных эконо-мических отношений (сооружение промышленных объектов, научно-производственное сотрудничество, совместное производство и др.).



Технико-экономическое сотрудничество предполагает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера.

Внешнеэкономическая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества заключается в обмене достижениями науки и техники и совместном проведении научно-технических работ.

Экономические связи с зарубежными фирмами и организациями реализуются путем проведения коммерческих операций, т. е. определенных технических приемов по подготовке и осуществлению торгового сотрудничества. В соответствии с основными направлениями внешнеэкономической деятельности можно выделить операции по купле-продаже товаров и услуг, операции по технико-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, связанных с продвижением товара от продавца к покупателю, - транспортных, транспортно-экспедиторских, а также связанных с ведением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс взаимоотношений экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Международная торговая сделка является правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами (коммерческими организациями, фирмами), находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товарных единиц и (или) оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие организации (фирмы) которых находятся на территории одного государства (например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны).

В то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие организации которых находятся на территории разных государств.

Признаком международной торговой сделки часто является также пересечение границы страны-продавца предметом сделки, если это материальный объект. Однако указанный признак отсутствует при реэкспортной сделке, когда товар не доставляется в страну реэкспорта.

В ряде случаев торговая сделка характеризуется как международная, если ее выполнение сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной из сторон или по отношению к обеим сторонам. Однако этот признак обязателен не для всех сделок (например, платеж в валюте отсутствует при осуществлении товарообменных сделок).

Понятие «торговая сделка» обозначает все соглашения, связанные с обменом товаров в материально-вещественной форме и предоставлением услуг - как основных, так и обеспечивающих международный товарооборот. Заключение сделки влечет за собой конкретные права и обязанности гражданско-правового характера для ее субъектов (сторон).

Признание особого характера сделки подчиняет ее не только общим нормам гражданского права, но и специальным нормам торгового права, определяющим правила ее заключения и исполнения.

Внешняя торговля представляет собой отношения стран по поводу вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг различного назначения. Состояние внешней торговли страны характеризуется рядом показателей, в том числе стоимостным и физическим объемом экспорта и импорта, динамикой экспорта и импорта, товарной структурой и др.

Стоимостной объем мирового экспорта и импорта определяется по-разному. Все страны мирового сообщества оценивают свой экспорт на базе цен FOB (free on the board - свободен на борту судна). Согласно этому условию продавец обязан доставить товар в порт и погрузить его на борт судна.

Стоимость импорта большинство стран оценивает на базе цен CIF (cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт), в соответствии, с чем продавец должен за свой счет зафрахтовать судно, погрузить на него товар и застраховать его от рисков. Поэтому стоимость мирового экспорта всегда меньше стоимости импорта на сумму страхования и фрахта.

Важной тенденцией в развитии внешнеэкономических связей РФ является расширение торговли услугами, к которым относятся и туристские услуги.

В современной политике государственного регулирования внешней торговли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Либерализация - экономическая политика государства, направленная на снижение таможенных и нетарифных барьеров во внешней торговле.

Протекционизм - экономическая политика страны, направленная на ограждение внутреннего рынка (национальных производителей) от иностранной конкуренции.

Политика либерализации и протекционизма характерна для любой страны мирового сообщества. В настоящее время прослеживается тенденция либерализации внешней торговли. Этот процесс осуществляется на трех уровнях:

1) между отдельными странами во взаимной торговле между государствами, входящими в единый таможенный союз (например, страны Европейского союза);

2) на многосторонней основе в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

Существуют два элемента регулирования внешней торговли: таможенные тарифы и нетарифные ограничения.

Таможенные тарифы представляют собой перечень таможенных пошлин, которым облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, способствует выходу национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поступаемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке, что соответственно снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет продукции местных производителей даже при повышенном уровне их издержек производства конкуриро¬вать на национальном рынке с импортными аналогами.

В настоящее время прослеживается тенденция снижения значимости таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства в связи с общемировым процессом в рамках. Генерального соглашения по тарифам и торговле и либерализации таможенных пошлин. Доля таможенных тарифов в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет всего несколько процентов.

Таможенные тарифы могут служить средством оптимизации условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических группировок. Разумеется, что в подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако в отдельных случаях таможенный тариф может быть единым для стран - участниц отдельной группировки. Например, страны, входящие в Европейский союз (ЕС) отделены от всех других государств единым таможенным тарифом (в среднем около 6 %).

Большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к нетарифным ограничениям. Среди нетарифных ограничений различают: контингентирование, лицензирование, антидемпинговые пошлины, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения, прочие ограничения (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и пр.).

Контингентирование (квотирование) предусматривает введение контингентов - ограничений в стоимостном или количественном выражении на импорт и экспорт отдельных и товаров.

Контингента на импорт товаров обычно вводятся для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции, а также национального рынка от «размывании» дешевой продукцией из развивающихся стран. Квотирование импорта применяют в основном страны с развитой рыночном экономикой.

Контингента на экспорт вводятся в связи с предпринимаемыми правительством торгово-политическими мерами, в частности, на продукцию, дефицитную на национальном рынке. Квотирование экспорта применяют как развитые, так и развивающиеся страны.

Объем экспорта в натуральном или стоимостном выражении

Квота экспортная =за данный период *100% Q

Объем внутреннего производства соответствующей продукции за этот период

Импортная квота - показатель, характеризующий значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по тем или иным видам продукции.

Объем импорта в натуральном или стоимостном выражении

Квота = за данный период *100%

импортная Объем внутреннего производства в стране соответствующей продукции за этот период.

Для «малых» развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами.

Лицензирование предполагает, что государство через специальным уполномочен-ный орган выдает разрешение (лицензию) мм проведение внешнеторговых операций по определенным лицензируемым экспортным и импортным товарам. Внешнеторговые лицензии подразделяются на два основных вида: открытые генеральные лицензии и индивидуальные (разовые) лицензии.

Открытая генеральная лицензия публикуется в печати и является основанием для беспрепятственного ввоза товара, включенного в соответствующие списки, в пределах определенного срока. Индивидуальная лицензия выдается экспортеру или импортеру для каждого в отдельности товара с указанием его количества, стоимости, периода действий. Лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск товаров через государственную границу.

Антидемпинговые пошлины - это дополнительные пошлины, которыми облагаются импортные товары. Решение о взимании антидемпинговой пошлины принимается национальными судами в случае установления факта демпинга.

Официально защита от демпинга узаконена в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле в виде специального Антидемпингового кодекса. Статья 6 Кодекса определяет демпингом ситуацию, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, принятого в этих странах.

После признания факта демпинга законодательные органы страны проводят антидемпинговое расследование. На практике получили распространение несколько видов пресечения демпинговой практики. Так, в CIllA и Японии взимается антидемпинговая пошлина в размере разницы между демпинговой и принятой в этих странах ценой. В государствах, входящих в ЕС, антидемпинговое законодательство устанавливает антидемпинговые пошлины в размере нанесенного ущерба. В ряде случаев экспортеры добровольно отказываются от демпинговой практики, так как судебные решения могут заставить их уйти с рынка.

Добровольные ограничения экспорта - сравнительно новая форма государственного протекционизма. Специфика этой формы торговых ограничений состоит во введении торгового барьера, защищающего страну импорта на границе экспортирующей страны.

Валютные ограничения представляют собой систему при вил, регламентирующих операции с валютными ценностями, в том числе с национальной и иностранной валютой, золотом, ценными бумагами и др. Они включают меры по регулированию переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, а также предусматривают частичное или полное запрещение свободной купли-продажи иностранной валюты. Валютные операции в этом случае сосредоточиваются в центральных (национальных) или специально уполномоченных банках.

Важнейшая роль в регулировании торгово-экономических отношений стран мирового сообщества принадлежала негосударственной структуре - Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) - международной организации, которая действовала на базе межправительственного многостороннего договора.

Цели налогообложения внешнеэкономической деятельности

Показатели внешнеэкономической деятельности для государства – это показатели эффективного развития отечественной экономики. Так, внешнеэкономическая деятельность в части экспорта:

  • расширяет рынок сбыта отечественной продукции, выводит ее на мировой рынок;
  • создает дополнительные рабочие места;
  • способствует налаживанию экономических связей между странами в части приближения норм законодательства по внешнеэкономическим операциям между государствами.

Внешнеэкономическая деятельность в части импорта:

  • позволяет создать качественный продукт отечественного производства при импорте сырья;
  • реализация импортных товаров является дополнительной базой налогообложения.

Замечание 1

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность формирует дополнительную базу для налогообложения импортно-экспортных операций, что увеличивает государственный бюджет страны, а значит и улучшает экономическое развитие государства.

Налогообложение импортных операций

Импортные операции представляют собой ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров или сырья. В дальнейшем такие товары реализуются на территории РФ, а сырье или используется для производства продукции.

    Налог на прибыль

    Импортированные товары представляют собой объекты реализации, а их стоимость является базой налогообложения налогом на прибыль. При импорте сырья, такое сырье представляет собой себестоимость произведенной из него продукции, что также прямо влияет на налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль. Ставка налога на прибыль составляет 20 процентов.

    На импортируемые товары и сырье начисляется налог на добавленную стоимость, который впоследствии подлежит вычету. Однако если такие товары приобретает предприятие плательщик специального режима налогообложения, то налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость импортируемых товаров – такое предприятие не получит.

Налогообложение экспортных операций

Экспортные операции представляют собой вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров или сырья.

    Налог на прибыль

    Экспортируемые товары представляют собой базу для налогообложения налогом на прибыль, так как экспорт – это факт получения дохода предприятия-экспортера. Налог на прибыль для экспортных операций составляет 20 процентов, то есть по общей ставке налога на прибыль для субъектов хозяйствования на территории Российской Федерации.

    Налог на добавленную стоимость

    Экспортируемые товары, сырье или услуги подлежат налогообложением налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов. Однако, чтобы подтвердить такую ставку, предприятию-экспортеру необходимо подтвердить операцию по реализации товара, как экспортную операцию. Для подтверждения, предприятию-экспортеру необходимо предоставить в контролирующий орган необходимые документы в строго установленный срок – 180 календарных дней.

    Акцизный сбор

    Если экспортируемая продукция попадает в группу подакцизных товаров, то сумма реализации такой продукции по курсу российского рубля представляет собой базу для налогообложения акцизным сбором.

Правила определения базы налогообложения во внешнеэкономической деятельности

Для определения базы налогообложения внешнеэкономических операций, руководствуются основными двумя правилами:

  1. Определение базы налогообложения в денежной оценке. В данном случае сумма реализации в иностранной валюте конвертируется по курсу рубля к такой валюте.
  2. Определение даты получения доходов предприятия при экспорте и даты признания расходов - при импорте товаров.

Замечание 2

На основании указанных положений и строится база налогообложения внешнеэкономических операций.

В современной политике государственного регулирования внешней торговли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Либерализация представляет собой экономическую политику государства, направленную на снижение таможенных и нетарифных барьеров во внешней торговле.

Протекционизм – это экономическая политика страны, направленная на ограждение внутреннего рынка (национальных производителей) от иностранной конкуренции.

Политика либерализации и протекционизма характерна для любой страны мирового сообщества. В настоящее время прослеживается тенденция либерализации внешней торговли. Этот процесс осуществляется на трёх уровнях:

1) между отдельными странами во взаимной торговле;

2) между государствами, входящими в единый таможенный союз (например, страны европейского союза);

3) на многосторонней основе в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а сейчас Всемирной торговой организации (ВТО).

Различают два элемента регулирования внешней торговли: таможенные тарифы и нетарифные ограничения. Таможенные тарифы представляют собой перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поступаемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И, наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией. Так, средние ставки тарифов США, стран-членов ЕС и Японии на сырьевые товары при импорте составляют, соответственно, 1,8; 1,6 и 1,4%; на полуфабрикаты – 6,1; 6,2 и 6,3%; на готовые изделия – 7,0; 7,0 и 6,4%.



Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению в связи с общемировым процессом в рамках ГАТТ/ВТО либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет всего несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции. Таможенные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических группировок. Так, например, страны Европейского Союза отделены от всех других государств единым таможенным тарифом.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Различают два вида таможенных пошлин: адвалорные и специфические. Адвалорные таможенные пошлины взимаются в процентах от цены товара. Специфические таможенные пошлины устанавливаются в твердой сумме, взимаемой с физических характеристик товара (веса, объема, штуки).

Нетарифное регулирование внешнеэкономических

Связей

Большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к нетарифным ограничениям. Среди нетарифных ограничений различают: контингентирование (квотирование), лицензирование, антидемпинговые пошлины, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения, прочие ограничения (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и пр.).

Контингентирование – это ограничения в стоимостном или количественном выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров. Контингенты на импорт товаров обычно вводятся как для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции, так и для ограждения национального рынка от наплыва дешевой продукции из других стран. В основном квотирование импорта применяют развитые страны.

Контингенты на экспорт вводятся на продукцию, дефицитную на национальном рынке, или в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами. Квотирование экспорта применяют как развитые страны, так и развивающиеся.

Лицензирование предполагает, что государство через специальный уполномоченный орган выдает разрешение (лицензию) на проведение внешнеторговых операций по определенным лицензируемым экспортным и импортным товарам. Внешнеторговые лицензии подразделяются на два основных вида: открытые генеральные лицензии и индивидуальные (разовые).

Открытая генеральная лицензия публикуется в печати и является основанием для беспрепятственного ввоза или вывоза товара, включенного в списки, в пределах определенного срока.

Индивидуальная лицензия выдается экспортеру или импортеру для каждого в отдельности товара с указанием его количества, стоимости, периода действия. Лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск товаров через государственную границу.

Лицензионная система сегодня – это важное орудие проведения внешнеторговой политики протекционизма, так как позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта или экспорта, а в ряде случаев и полного запрещения экспорта или импорта отдельных товаров.

Антидемпинговые пошлины – это дополнительные пошлины, которыми облагаются импортные товары. Решение о взимании антидемпинговой пошлины принимается национальными судами в случае установления факта демпинга.

Официально защита от демпинга узаконена в рамках ГАТТ/ВТО в виде специального Антидемпингового кодекса. Статья 6 кодекса определяет демпингом ситуацию, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран. Однако законодательство автоматически обычно не применяется. Его действие вступает в силу лишь в тех случаях, когда «демпинг» причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны, замедляет уровень ее развития. Основным критерием при определении нормального уровня цены является сравнение фактических экспортных цен с ценами на этот или аналогичный ему товар в стране, где осуществляется демпинг. Если сравнить товары в данной стране не представляется возможным, то берутся цены на рынках третьих стран. При этом учитывается ряд дополнительных факторов, в том числе дизайн, косвенные налоги, издержки обращения (перевозка, страхование) и др. Основными инициаторами антидемпинговых обвинений выступают, как правило, страны с развитой рыночной экономикой.

Антидемпинговое законодательство – специальные правовые акты и положения, направленные против «бросового» экспорта (демпинга), т.е. продажи товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем.

После признания факта демпинга законодательные органы страны проводят антидемпинговое расследование. На практике получили распространение несколько видов пресечения демпинга. Так, в США, Японии устанавливается антидемпинговая пошлина в размере разницы между демпинговой и нормальной ценой. В странах ЕС антидемпинговое законодательство устанавливает антидемпинговые пошлины в размере нанесенного ущерба. Но в ряде случаев экспортеры добровольно отказываются от демпинговой практики, так как судебные решения могут повлечь за собой принудительный уход с рынка.

К демпингу прибегают экспортеры, чтобы внедриться на рынок, расширить объём продаж, вытеснить конкурентов. Причём демпинг может осуществляться как фирмой – экспортёром (через занижение цен на свою продукцию), так и государством. Через государство демпинг достигается посредством субсидирования экспортных поставок из средства госбюджета.

«Добровольные» ограничения экспорта – это сравнительно новая форма государственного протекционизма. Специфика этой формы торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей страны.

Добровольное ограничение экспорта означает обязательство одного из партнёров, под угрозой санкций в его сторону, ограничить экспорт определённых товаров в импортирующую страну. По существу, это те же импортные квоты, которые создают видимость сокращения объёма поставок по инициативе самого экспортёра. (Например, под давлением правительства США, Япония вынуждена была подписать соглашение о лимитировании продаж автомобилей на американском рынке). Чаще «добровольные» ограничения экспорта вводятся в отношении компаний, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции импортирующих стран.

Валютные ограничения – представляют собой систему правил, регламентирующих операции с валютными ценностями, в том числе с национальной и иностранной валютой, золотом, ценными бумагами и др. Они включают меры по регулированию переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, частичное или полное запрещение свободной купли и продажи иностранной валюты. Валютные операции в этом случае сосредотачиваются в центральных (национальных) или специально уполномоченных банках. Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, включающего также мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету этих операций. Цель валютных ограничений – выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса и концентрация валютных ценностей у государства.

Чисто политическим методом ограничения торговли между государствами являются эмбарго. Под этим термином понимается запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров и валютных ценностей. Эта мера может осуществляться как в одностороннем порядке, так и по коллективному решению нескольких стран. Она применяется по отношению к государству, действия которого являются угрозой международной безопасности.

Еще одна категория административных мер регулирования внешнеторговой деятельности включает в себя таможенные формальности, технические стандарты к упаковке и маркировке товаров, нормы санитарного и ветеринарного контроля и т.д. Безусловно, такие нормы необходимы. Но бывает так, что они предъявляют чрезмерные требования к участникам внешнеторговой сделки и становятся барьером на пути определенных товаров.

В целом между экономическими и административными мерами регулирования внешнеторговой деятельности имеется принципиальное различие. Использование экономических мер зачастую приводит к удорожанию импортируемого товара на внутреннем рынке, однако окончательное право выбора импортного или местного товара остается за покупателем, который руководствуется качеством товара, его ценой, системой послепродажного обслуживания и т.п. При использовании же административных мер право выбора товара государство оставляет за собой. При этом нарушаются рыночные механизмы, сокращается ассортимент ввозимых товаров, и фактически насильственным путем предрешается выбор потребителем това­ра в пользу местной продукции.

Особую группу мер регулирования внешнеторговой деятельности составляют меры государственного стимулирования экспорта.

В странах с развитой рыночной экономикой государство редко принимает непосредственное участие во внешнеторговых сделках. Однако оно заинтересовано в увеличении экспорта, т.к. это способствует расширению производства, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджет, зачастую положительно сказывается на отраслевой структуре экономики.

Один из главных инструментов стимулирования экспорта – его государственное кредитование. Во многих странах созданы специальные государственные или смешанные банки и фонды, которые предоставляют экспортерам кредиты по более низким ставкам и на более длительные сроки. Такие льготы предоставляются, прежде всего, для экспорта тех товаров, реализация которых требует длительного финансирования (в основном, это машины и оборудование).

Кроме того, государственная поддержка экспорта может выражаться в том, что государство предоставляет правительственные гарантии коммерческим банкам, дающим экспортные кредиты, т.е. государство, берет на себя риск не возврата кредита, предоставленного экспортеру.

Наиболее агрессивной формой стимулирования экспорта является его прямое государственное субсидирование. Оно позволяет экспортеру значительно снизить Цену товара, что создает необоснованные преимущества и потому) рассматривается в практике международного торгового общения как один их методов недобросовестной конкуренции. Использование субсидий жестко регламентируется соглашениями в рамках ГАТТ-ВТО.

Стимулирование экспорта может осуществляться путем предоставления помощи менее развитым странам (т.к. товары для оказания помощи закупаются главным образом в стране-доноре.)

Кроме того, государство стимулирует экспорт, оказывая фирмам-экспортерам организационное и информационное содействие.


1. Введение……………………………………………………………………... 2

1. Тарифные методы регулирования внешней торговли……………………. 3

2. Понятие открытой и закрытой экономики……………………………….. 10

3. Задача 1……………………………………………………………………… 15

4. Задача 2……………………………………………………………………… 18

5. Список литературы…………………………………………………………. 24

Введение.

Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, цель использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

Тарифные методы регулирования внешней торговли.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп.Разумеется, чтов подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

По товарном обращению:

- Импортные (ввозные) пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

- Экспортные (вывозные) пошлины - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные (провозные) пошлины - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Международный транзит- это перевозки иностранных грузов, при которых пункт отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

По основе начисления:

- Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

- Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

- Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

- Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

По характеру применения:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – устанавливается для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Во- вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

По происхождению :

Автономная – пошлина, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами- внешнеторговыми партнерами.

Конвенционные (договорная) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения), такого как ГАТТ\ВТО. Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По типам ставок :

Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал