Практикум психодиагностике психодиагностика мотивации саморегуляции. Практикум по психодиагностике

Главная / Электродвигатели

35. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

36. Руководство по использованию восьмицветового теста М. Люшера. Сост. О.Ф. Дубровская. – М., 2005.

37. Собчик Л.Н. Модификационный (модифицированный) восьмицветовой тест М. Люшера. Практическое руководство. – СПб., 2001.

38. Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). – СПб., 2002.

39. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.

40. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003.

41. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 1998.

42. Шмелёв А.Г. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990.

43. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – М.; Ростов-на-Дону, 1996.

44. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002.

45. Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Том 2. Психодиагностика взрослых. Том 3. Психодиагностика семьи. Том 4. Психодиагностика персонала. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2009.

Дополнительная литература по дисциплинам:

1. Айзенк Х., Эванс Д. Проверьте способности вашего ребёнка / Пер. с англ. Л.К. Клюкина. – М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1998.

2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудность в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство "Ось-89", 1999.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М.: Институт психотерапии, 2004.

5. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М, 1986.

6. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – М.; Рига: ПЦ Эксперимент, 2000.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб., 2006.

8. Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология. Учебное методическое пособие. ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида. – М.: Изд-во Человек, 2010.

9. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В Общая психология. Учеб. – метод. пособие по дисциплине "Общая психология". Специальность 030301.65 "Психология". ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида. – М.: Изд-во Человек, 2012.

10. Ежова Н.Н. Справочник практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.

11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2007.

12. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. – М., 1994.

13. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.

14. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2012.

15. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007.

17. Кризисная психология. Справочник практического психолога. Составитель С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.

18. Крылов А.А., Юрьев А.И. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1997.

19. Методы психологической диагностики. Вып. 1. Под ред. В.Н. Дружинина и Т.В. Галкиной. – М.: ИП РАН, 1993.

20. Методы психологической диагностики. Вып. 2. Под ред. А.Н. Воронина. – М.: ИП РАН, 1994.

21. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.

22. Пирьов Г.Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.

23. Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004.

24. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М. Гуревича, И.В.Дубровиной. – М, 1990.

25. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. / В.Д. Далин, В.К. Гайда, B. К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, C. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

27. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие. Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006.

28. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

31. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: Талант, 1996.

32. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и професссиограммы. – СПб.: Питер, 2008.

33. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Приложение. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

34. Сильвер Р. Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребёнке / Роули Сильвер. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009.

35. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Вып. 1. – М., 1990.

36. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. Вып. 3. – М., 1990.

37. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1994.

38. Тарабрина И.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001.

39. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2001.

40. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. – М.: Медицина, 2003.

41. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.

42. Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога / В. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2007.

43. Шмелёв А.Г. Общая психодиагностика. Учебное пособие. – М., 1988.

44. Шмелёва И.А. Этические принципы работы психолога // Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

45. Экспериментальная психология. Практикум. Под общ. ред. Е.С. Романовой. – СПб.: Питер, 2007.

    Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука и А.Е. Видренко. 2-е изд. Здоров"я, 1980. С. 124.

    Бажин Е.Ф. Галынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. №3. С.152-161.

    Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. С.103.

    Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С.200.

    Витт Н.В. Эмоциональный фактор в обучении иностранному языку // Психология и методика устной речи в языковом вузе. 1979. Вып. 142. С.16-24.

    Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер с англ. – М.: Прогресс, 1976. С.495.

    Головань Н.О. Ми готовi до школи? – Кiровоград: Держ. Центрально-Українське вид-во, 1994. С.72.

    Гончаров B.C. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии. 1981. №4. С.132-136.

    Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов / Сост. Т.И. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 1989. С.20.

    Диагностика педагогических способностей учащихся: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и классных руководителей / Сост. Н.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1987. С.20.

    Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии 1980. №2. С.107-114.

    Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. С.223.

    Изучение психологии личности "трудного" младшего школьника: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и учителей 1-3-х классов общеобразовательной школы / Сост. И.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1988. С.48.

    Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1981. С.83.

    Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование: Пер. с англ. Киев: Малое научн. внедр. предприятия "ПАН ЛТД". 1994. С.283.

    Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 1991. С. 143.

    Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990. С.75.

    Колга В.А. Дифференциально-психологические исследования когнитивного стиля и обучаемости. Дис. ... канд. психол. наук. – Л., 1976.

    Лабораторные занятия по общей психологии: Методические рекомендации для студентов 1 курса / Сост. И.Ю. Шуранова. Кировоград: КГПИ, 1988. С.32.

    Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. -М.: Педагогика, 1988. С. 128.

    Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. С.318.

    Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие: В.А. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. 2-е изд. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. С.256.

    Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: ИКА "Москва". 1990. С.64.

    Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии: для студентов педагогических институтов: В 3 ч. / Сост. Т.Ф. Цыгульская. Кировоград: КГПИ, 1988. С.40.

    Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.104.

    Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности, – М.: Педагогика, 1986. С.256.

    Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 1992. С.88.

    Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации: Учеб.-методическое пособие. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1988.С.80.

    Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.304.

    Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент: Метод. указания. Часть III / Под ред. М.Б.Михалевской, Т.В.Корниловой. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.50.

    Окунь Ян. Факторный анализ: Пер. с польск. – М.: Статистика.1974. С.200.

    Органiзацiя психологiчного консультування у середнiй школi: Методичнi рекомендацiї для шкiльних психологiв и вихователiв / Укл.: П.В. Лушин, Н.О. Головань, Т.Ф. Цигульска. та iн. Кiровоград: КДПI, 1991. С.40.

    Павлютенков Е.М. Кем быть? – Киев: Изд-во ЦК ЛКСМУ "Молодь", 1988. С. 198.

    Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2. С.45-48.

    Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1983. С.86-92.

    Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великородн. Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. С.302.

    Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А,И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С.288.

    Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В.К. Гайда, В.А. Ганзен и др.; Под обшей ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С. 255.

    Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 176.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред.колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.160.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карпинской, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.141.

    Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. С.248.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. С. 141.

    Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С. 167.

    Профконсультационная работа со старшеклассниками/ Под ред. Б.А. Федоришина. Киев.: Радянська школа. 1980. С.160.

    Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк.– М.: Просвещение, 1991. С.144.

    Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Отв. ред. А.А. Бодалев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. С.248.

    Психологическая диагностика индивидуально-психологических свойств личности будущего педагога: Методические рекомендации для учителей, осуществляющих профессиональную ориентацию на педагогические профессии / Сост. Н.В. Ильчукова, Е.А. Ильчукова, Д.Т. Кропоткин. Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-тут, 1992. С.41.

    Психологическая служба в педагогическом институте / П.В.Лушин, Н.А. Головань, Т.И. Пашукова, Т.Ф. Цы-гульская, Н.Н. Дроботун; Под ред. П.В. Лушина. Кировоград: КГПИ, 1993.С.155.

    Психология познавательных процессов: Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской психологии / Сост.: В.А. Мадорский, Н.И. Мельченко, Р.Ф. Ихсанов, Л.И. Мостовая. Самара: СМИ, 1992. С.78.

    Розен И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Изд-во ВГУ, 1977.С.312.

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с анг. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Петровской. – М.: Прогресс, 1990. С.368.

    Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т. 10 №1. С.10-21.

    Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. – М.: ИКА "Москва", 1990. С.48.

    Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. С.207.

    Grundlagen der Statistik fur Psuchologen, Padagogen und Soziologen. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1978. S.530.

    Kerr W.D., Speroff B.J. Validation and evaluation of Empathv test // Journal of genetic Psychologv. 1954. V.50. p.269-276.

    Luchins A.S., Luchins E.H. Rigidity of Behavior. – Oregon, 1959.

    Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional Empathy // 1972. V. 40 №4. p.525-544.

    Szustrowa Th. Test of Egocentric Associations (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V.7. №4. p.263-267.

Методика «Hand-test» Э.Вагнера для глубинного исследования лично- сти, выявления склонности к открытому агрессивному поведению и стиля социальных взаимоотношений. Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) для диагностики предрасположенности к пяти основным стилям поведения в конфликтной ситуации. Использования опросника для формирования работоспособной команды. Литература Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному по- ведению // Психические состояния (Экспериментальная и прикладная пси- хология). Вып. 10. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С.91. Ениколопов С.Н. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиаг- ностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 6-11. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test». Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 19. Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн и ее модификации для исследования особенностей самооценки и самоотно- шения. Шкала самоуважения М. Розенберга. Тест двадцати утверждений на самоотношение (Кто Я?) М. Куна и Т. Мак-Партланда для исследования самоотношения. Тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева как адаптация тес- та «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основе теории стремления к смыслу жизни и логотерапии В. Франкла. Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая методика для определения смыслов жизни человека. Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления ие- рархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека. 181 Литература Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок лич- ности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 180-187. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2000. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 20. Измерение ответственности и регуляторной активности Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда для диагностики базовых установок лич- ности приписывать причины своих успехов или неудач себе или внешним обстоятельствам. Оценка установок в области производственных, межлич- ностных, семейных отношений, здоровья и болезни. Опросник Волевого Самоконтроля (ВСК) А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдма- на для оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, само- обладания в стрессовых ситуациях и настойчивости в достижении цели. Диагностика склонности к риску. Опросник склонности к риску А.Г. Шмелева для прогнозирования поведения личности в ситуации неоп- ределенности, побуждающей выбирать осторожные или рискованные стратегии. «Порог активности» Т.Л. Романовой для оценки стремления к актив- ности, решительности в действиях или пассивности. Литература Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уров- ня субъективного контроля // Психол. журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъек- тивного контроля. М.: Смысл, 1993. – 16 с. (Также: Практикум по психо- 182 диагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 131-134.) Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (оп- росник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика моти- вации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 116-124. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 103-114. Почебут Л.Г. Психологическая готовность к риску // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 209-216. Романова Т.Л. Методика «Порог активности» (ПА) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 139-143. Практическое занятие № 21. Методика «Выбор цвета» М. Люшера Методика «Выбор цвета» М. Люшера для оценки психоэмоциональ- ного состояния и уровня нервно-психической устойчивости; для выявле- ния актуальных внутри- и межличностных конфликтов, их источников, подавляемых и/или неудовлетворенных потребностей, особенностей вос- приятия и понимания жизненной ситуации. Литература Дубовская О.Ф. Восьмицветный тест Люшера. М.: Когито-центр, 2003. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2002. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Цветовой тест М.Люшера (стандарти- зированный вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Интерпретационные таблицы. Тест М.Люшера. Методическое приложе- ние. СПб.: ИМАТОН, 2001. 183 Практическое занятие № 22. Диагностика тревожности и дезадаптации Шкала «Проявления тревожности» (MAS) Ж. Тейлор в адаптации Т.А. Немчина. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера с со- трудниками в адаптации Ю.Л. Ханина. Методика «Уровень невротизации и психопатизации» (УНП). Опросник Джекинса для выявления типа поведенческой активности (поведенческого фактора риска ишемической болезни сердца). Литература Березовская Р.А. Профессиональное здоровье менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 267-275. (Опросник Джекинса) Дерманова И.Б. Методы диагностики эмоционально-нравственного развития личности развития // Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 255-242. Березовская Р.А. Профессиональное здоровье менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 267-275. (Опросник Джекинса) Методика определения уровня невротизации и психопатизации. Ме- тодические рекомендации. М., 1985. Практическое занятие № 23. Диагностика функциональных состояний «Кольца Ландольта» для исследования работоспособности и ее со- ставляющих: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), вы- носливость и надежность. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН). 184 Литература Доскин В.А., Лаврентьев Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопр. психологии. 1973. № 6. С. 141-146. Практикум по психологии состояний / Под ред. А.О. Прохорова. СПб: Речь, 2004. Сысоев В.Н. Тест Э.Ландольта. Диагностика работоспособности. Ме- тодическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2000. Практическое занятие № 24. Диагностика мотивации «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» И.Л. Со- ломина для получения информации о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений человека. «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительно- сти к отвержению» А. Мехрабиана для измерения двух мотивов: стремле- ние к принятию и страх быть отвергнутым. Шкала Д.П. Марлоу – Д.А. Крауна для оценки мотивации одобрения. Литература Магомед-Эминов М.Ш. Тест-опросник для измерения мотивации аф- филяции // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические мате- риалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 94-98. Почебут Л.Г. Изучение аффиляции // Практикум по психологии ме- неджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 184-189. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. СПб.: ИМАТОН, 2001. Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу-Крауна для исследования мотивации одобрения. Методическое письмо. Л.: НИИ физической культуры, 1976. 185 Практическое занятие № 25. Психологическая оценка работника в организации Ассессмент-центр как метод комплексной оценки персонала. Восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций В.А. Чикер. Шкала измерения стиля руководства Ф.Е. Фидлера: самооценка, само- критичность, социальные установки, эффективность общения и управления. Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля деятельности менеджера. Литература Маничев С.А. Технология оценки менеджерского персонала // Прак- тикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 219-245. (Ассессмент-центр) Чикер В.А. Профессиональная карьера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 330-342. (Восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций) Снетков В.М. Стиль и ролевая направленность деятельности менед- жера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной дея- тельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 372-379. (Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля деятельности менеджера) Практическое занятие № 26. Социально-психологическая диагностика личности и группы Методика «Ценностно-ориентационное единство группы» (ЦОЕ) В.С. Ивашкина и В.В.Онуфриева, ее варианты. Методика «Q-сортировка» (Q-sort) В.Стефансона для оценки шести основных тенденций поведения человека в группе: зависимость – незави- симость, общительность – необщительность, принятие конкуренции – из- бегание конкуренции; степени расхождения между идеальным и реальным «Я» человека. Социометрия Дж. Морено и ее разновидности. Референтометрия. 186 Литература Паниотто В.И. Социометрический опрос // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1. Социологический опрос // Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. С. 207-222. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч.2. Фетискин Н.П., Козлов B.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологи- ческая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. Практическое занятие № 27. Диагностика межличностных отношений и особенностей общения Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения уровня развития социального интеллекта в целом и частные способности к познанию пове- дения людей (способность предвидеть последствия поведения, способ- ность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, спо- собность понимать внутренние мотивы поведения других людей и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия). Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда для исследования эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям на невербальном уровне субъективного отражения. Литература Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диаг- ностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 221-227. (Также: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материа- лы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 119-122.) Эткинд А.М., Бажин Е.Ф. Цветовой тест отношений. СПб.: ИМАТОН, 2000. 187 Практическое занятие № 28. Диагностика родительско-детских отношений «Родители глазами подростка» (ADOR). Измерение родительских установок и реакции (PARI) для выявления характера родительской опеки, демократичности в отношениях с ребен- ком, авторитарности контроля и особенности супружеских отношений. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина. Литература. Архиреева Т.В. Измерение родительских установок и реакции (опрос- ник PARI) // Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Голо- вей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 652-660. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 107-113. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической прак- тике. СПб.: Речь, 2004. Практическое занятие № 29. Диагностика готовности к школе Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой для оценки скорости переработки информации, произвольного внимания, кратковре- менной слуховой и зрительной памяти, типа репрезентативной системы, речевого развития, визуального, понятийного и абстрактного мышления, энергетики и адаптационных возможностей, личностного потенциала обу- чения (самооценка, эмоциональные установки по отношению к школе, об- становка в семье и др.). Литература Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руко- водство. СПб.: ИМАТОН, 1999. 188 Практическое занятие № 30. Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте Диагностические пробы Т.Ю. Андрущенко для выявления различных сторон социальной ситуации развития детей школьного возраста, особен- ностей вовлечения младших школьников в учебную деятельность, сфор- мированость личностных новообразований. Диагностика психологической готовности младших школьников к пе- реходу в среднюю школу с целью предотвращения трудностей в после- дующем обучении. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясю- ковой для психологического сопровождения учащихся 3-6 классов и про- блема адаптации при переходе в пятый класс. Оценка развития всех ка- честв, необходимых для успешного обучения в средней школе (умения бы- стро читать и понимать прочитанное, самостоятельности мышления, по- нимания закономерностей и умения выделять категории, пространственно- го мышления, внимательности, произвольности запоминания, самоконтро- ля и других индивидуальных особенностей). Литература Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом кон- сультировании. М.: Академия, 2004. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школь- ного возраста: Тесты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бур- менская. М.: УМК «Психология», 2003. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 клас- сах. СПб.: ИМАТОН, 2001. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 клас- сах. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения старше- классников. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2005. 189 9. Тестовые задания проверки знаний по курсу «Психодиагностика» Выберите один ответ из предлагаемых вариантов в каждом вопросе и отметьте кружком в бланке ответов. 1. Психологический тест – это … а) инструмент; б) задача; в) условие; г) подход. 2. Назначение психологического теста: а) измерение различий между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях; б) выявление закономерностей человеческого поведения; в) сбор сведений о причинах существования данных особенностей че- ловека (анамнез); г) выявление специфических особенностей (слабостей) человека для целенаправленного коррекционного воздействия. 3. Основной целью теста является: а) предварительное ознакомление с личностью испытуемого; б) нахождение корреляции между определенными показателями; в) диагностика определенных психологических особенностей испы- туемого; г) формирование определенных качеств испытуемого. 4. В психодиагностическом обследовании реализуется принцип: а) специальное воздействие (стимул) → фиксируемая реакция (S→R); б) стимул → реакция → анализ-интерпретация (S→ R→ I) в) реакция → интерпретация → коррекция (R → I → K); г) реакция → интерпретация → стимул (R → I → S). 5. Основное преимущество метода психодиагностики: а) метод более простой в использовании, чем остальные; б) большая точность, чем у других методов; в) требует меньше затрат при проведении; г) сбор информации в более короткие сроки. 190

4. Прихожан А. Явление, причины, диагностика// Школьный психолог.-2004. -№ 8. – с.17-32.

5. Психология эмоций: Тексты / Под ред. , Ю. Б,Гипенрейтер. – М.,1993.

Лабораторные занятия № 12-13

Тема: Исследование эмоционального состояния фрустрации

Цель: Формирование знаний и умений по изучению эмоциональных состояний личности.

Задачи:

1. Провести исследование фрустрационных реакций с помощью «Теста рисуночных ассоциаций» С. Розенцвейга.

2. Провести обработку и интерпретацию результатов исследования.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы цели использования проективных методик?

2. Каковы достоинства и недостатки проективных методик?

3. Каковы теоретические основы методики С. Розенцвейга?

4. Опишите способы анализа и основные показатели методики С. Розенцвейга?

1. Составить аналитические таблицы результатов, полученных при анализе ответов.

2. Проанализировать результаты исследования по параметру совпадения ответов испытуемых на каждую ситуацию (стандартный показатель).

Основная литература

1. Данилова тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. - М.,1992.

2. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Составители Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – С. 243 – 281.

3. Собчик Л. Вербальный фрустрационный тест. Метод определения агрессивности и значимых ценностей у старшиклассников// Школьный психолог№ 9 (книга в газете).

4. Соколова методы исследования личности. - М.,1980.

5. Яньшин по клинической психологии. Методы исследования личности.- СПб.: Питер, 2044.-С.86-124.

Дополнительная литература

1. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М..1990.- С.44-53.

2. Семаго Н., Семаго М. Диагностика базовой аффективной регуляции// Школьный психолог№ 5.- с.8-9.

3. Тарабрина изучения фрустрационных реакций //Иностр. психология. – 1994. - № 2 (4).

4. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методическая рекомендация// Сост. . Ред. .- Л.,1984.

Лабораторные занятия № 14-15

Тема: Патохарактерологическая диагностика с использованием методик MMPI и ПДО

Оборудование

Текст опросника, лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стандартные, графическое представление результатов.

1. Экспериментатор знакомит испытуемых с инструкцией.

2. Самостоятельная работа студентов с текстом опросника и бланками ответов.

3. Обработка результатов:

Подсчитывается количество отрицательных и положительных ответов по каждой шкале с помощью ключа;

Подсчитывается показатель по каждому фактору путем суммирования положительных утверждений испытуемого, входящих в фактор с положительным знаком, и отрицательных утверждений, входящих в фактор с отрицательным знаком.

С помощью таблицы «Подсчет показателей по каждому фактору» сырые баллы переводятся в накопленные частоты;

Строится диаграмма выраженности уровней самоотношения.

4. Интерпретация результатов и выводы.

1. Самостоятельно изучить методики диагностики самосознания: шкала «Я-концепции» Теннеси, шкала Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциалпроективные методики, репертуарные методики.

2. Провести диагностику самоотношения, используя выбранную методику.

3. Обработать результаты и представить интерпретацию в письменном виде.

Основная литература

1. Елисеев по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003. – С.397-434.

2. Глуханюк по психодиагностике. – М., 2003. – С. 151-162.

3. Столин личности.- М..1983.

4. Шевандрин, коррекция и развитие личности. – М., 1999.- С. 298-302.

5. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.- М.,1987.

6. Шмелев личностных черт. - М.,2000 .

Дополнительная литература

1. , Столин психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000.

2. Егорычева направленность подростка и метод ее диагностики// Мир психологии№.1.- с.264-278 (стандартизированное интервью для определения доминирующей личностной направленности)

3. , Рождественский телесности в Я-структуре старшеклассников и содержание их жизненных проектов// Психологический журнал. –2004.- т.25.-№ 2.- с.27-33.

4. Практикум по психодиагностике: диагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990.

Лабораторное занятие № 18

Тема: Диагностика мотивационной сферы личности

Цель: Диагностика мотивации достижения и избегания неудач с помощью опросника А. Мехрабиана.

Задачи:

1. Познакомить студентов с методами диагностики мотивационной сферы личности.

2. Описать требования к проведению теста, особенности количественной обработки полученных результатов.

3. Провести диагностику студентов.

Оборудование

Текст опросника (формы А, Б), бланки фиксации результатов, бланки ответов.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика классификаций мотивов.

2. Основные теоретические и практические проблемы изучения мотивационной сферы.

3. Особенности методик изучения мотивации.

Порядок выполнения работы

1. Инструктирование студентов.

2. Самостоятельное заполнение листа ответов.

3. Обработка результатов:

Перевести данные по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключей;

Провести интерпретацию полученных результатов.

Задания для самостоятельной работы

7. Собрать данные со всей группы и проранжировать их.

8. Определить суммарные баллы, соответствующие трем уровням выраженности: высокому, среднему, низкому.

9. Дать интерпретацию индивидуальным результатам в соответствии с содержанием понятия «мотивация достижения».

Основная литература

1. , Морозов -справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Глуханюк по психодиагностике. – М., 2003. – С. 131 – 140.

3. Корнилова конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса// Вопросы психологии.- 1997.- № 1.- с.63-74.

4. Рабочая книга практического психолога /Под ред. , . – М., 2001.

5. Рогов книга практического психолога. – М., 1995.- С.201-205.

Дополнительная литература

1. Афанасьева Н. Тест мотивации достижений детей 9-11 лет// Школьный психолог - 2001.-№22. (книга в газзете).

2. Братченко коммуникативной направленности//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 3.- спроективная методика).

3. Егорычева направленность подростка и метод ее диагностики// Мир психологии. – 1999.- №.1.- с.264-278 .

4. Шевандрин, коррекция и развитие личности. – М., 1999.- С. 199-203.

Лабораторные занятия № 19-21

Тема: Диагностика мотивационной сферы личности при помощи проективных методик

Цель : знакомство и практическая работа студентов с проективными методиками.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с методиками:

Тест фрустрации С. Розенцвейга;

Тест Л. Сонди;

Тест М. Люшера;

Тест Г. Роршаха;

Тематический апперцепционный тест (ТАТ).

2. Дать представление о практических проблемах использования проективных методик.

3. Провести тестирование студентов и обработку полученных результатов по методике ТАТ.

Вопросы для обсуждения

1. Цели использования проективных методик.

2. Достоинства и недостатки проективных методик.

3. Общая характеристика наиболее популярных проективных методик.

Задания для самостоятельной работы
Основная литература

1. Альманах психологических тестов. – М.,1995.

2. Блейхер патопсихология. – Ташкент, 1976.

3. , Савченко (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб).- Киев, 1995.

4. Бодалев психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000.

5. Основы психодиагностики /Под ред. .- М.,1996.

6. Соколова методы исследования личности.- М.,1980.

Дополнительная литература

1. Данилова тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.- М.,1992.

2. Решетников О. Тот самый Люшер// Школьный психолог.-2003.-№ 25-26. – с.23.

3. Рыжов исследования способов преодоления внутреннего конфликта с помощью теста тематической апперцепции (ТАТ)//Семейная психология и психотерапия№ 3.- с.85-89.

4. Собчик Л. Рисованный апперцептивный тест// Школьный психолог№19.- с.8-9.

Лабораторные занятия № 22-23

Тема: Рисуночные тесты в психодиагностике

Цель : знакомство и практическая работа студентов с рисуночными тестами.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с методиками диагностики личности и межличностных отношений:

Тест Коха «Дерево»;

- «Несуществующее животное»;

- «Рисунок семьи»;

- «Человек», «Человек под дождем».

2. Провести тестирование студентов по тесту Коха «Дерево», обработать и проинтерпретировать полученные результаты.

Вопросы для обсуждения

1.Основные этапы развития детского рисунка.

2. Достоинства и недостатки графических проективных методик.

3. Типичные ошибки при интерпретации детских рисунков.

Задания для самостоятельной работы

Основная литература

1. Мира - и – Лопес Е. Графическая методика исследования личности. – СПб.,2002.

2. Рогов книга практического психолога в образовании. – М., 1990.

3. , Потемкина методы в психологической диагностике. – М.,1992.

4. Семаго Н. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка// Школьный психолог.-2003.-№ 35.- С.9-16.

5. Степанов С. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта// Школьный психолог№ 46 (книга в газете).

Дополнительная литература

1. Ахутина Т., Меликян З. Копирование перспективного рисунка (Диагностическая проба для старших дошкольников)// Школьный психолог№16.- с.8-9.

2. Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье// Школьный психолог№ 29. (книга в газете).

3. Батов анализ детского рисунка на тему Чернобыльской аварии// Вопросы психологии№ 1.- с.33-44.

4. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное»// Школьный психолог№ 26. (книга в газете).

5. Лебедева Л., Лебедева О. Жила-была рябина…диагностический потенциал детских рисунков в арт-терапии// Школьный психолог№ 32,33.

6. Степанов С. О чем говорят рога и клыки?// Школьный психолог.-2001.- № 18. (книга в газете)

7. Юринова Н. Человек под дождем. Графическая психодиагностическая методика// Школьный психолог№33. – с.8-9.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная литература

1. Анастази А. Дифференциальная психология. - М., 2001.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. , . – М., 1982

3. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001.

4. Ануфриев диагноз: система основных понятий. – М., 1995.

5. Асмолов как предмет психологического исследования. – М., 1984

6. Белый Роршаха. Практика и теория. – СПб., 1992

7. Березин многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психогигиене) / , . – М., 1976.

8. Блейхер диагностика / , . – Киев, 1986

9. Блейхер диагностика интеллекта и личности / , . – Киев, 1979.

10. Бом Э. Руководство по психодиагностике. – М., 1977.

11. Бурлачук личности. – Киев, 1989.

12. Бурлачук в проективную психологию. – Киев, 1997.

13. Бурлачук -справочник по психодиагностике / , . – СПб., 1999.

14. Бурлачук жизненных ситуаций: Учеб. Пособие / , . – М., 1998.

15. Бурлачук (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб) / , . – Киев, 1995.

16. , Цукерман обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

17. Волков социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. – Л., 1972.

18. Выготский развития и педологическая клиника трудного детства //Собрание сочинений в 6-ти т. т.5. /Гл. ред. ; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1983.

1. Гайда тестирование / , . – М., 1982.

2. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М., 1976.

3. Головина методы в современной психологии: статус, разработка, применение / , . – М.,1995.

4. Гуревич дифференциальной психологии. – М., 1998.

5. Гуревич диагностика. – М., 1981.

6. Дворщенко личностных акцентуаций. – СПб., 2002.

7. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. - Ростов н/ Д: «Феникс», 20с.

8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебн. пособие /, и др.; Под. ред. , . - Мн.,1997. - С. 228-232.

9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Под ред. , . Вып.1,2.- М.,1996.

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал