Боевые корабли времен второй мировой. Топ самых мощных линкоров второй мировой войны Крейсер 2 мировой

Главная / Электротехника

Вторая Мировая Война стала золотым веком линкоров. Державы претендовавшие на господство в море, в предвоенные годы и несколько первых военных лет заложили на стапелях несколько десятков гигантских бронированных кораблей с мощными орудиями главного калибра. Как показала практика боевого применения «стальных монстров», линкоры очень эффективно действовали против соединений вражеских боевых кораблей даже находясь в численном меньшинстве, способных наводить ужас на конвои из грузовых судов, однако практически ничего не могут противопоставить самолетам, которые несколькими попаданиями торпед и бомбами могут пусть многотонных гигантов ко дну. Во время Второй Мировой Войны немцы и японцы предпочитали не рисковать линкорами, держа вдалеке от основных морских сражений, бросая в бой в только критические моменты, используя очень неэффективно. В свою очередь американцы, в основном использовали линкоры для прикрытия авианосных групп и высадки десантов в Тихом океане. Встречайте десять самых больших линкоров Второй Мировой Войны.

10. Ришелье, Франция

Линкор «Ришелье» одноименного класса, имеет вес 47.500 тонн и длину 247 метров, восемь орудий главного калибра калибром 380 миллиметров размещенных в двух башнях. Корабли этого класса создавались французами для противодействия итальянскому флоту в Средиземном море. Судно был спущен на воду в 1939 году, было принят на вооружение военно-морских сил Франции через год. «Ришелье» фактически не принимал участия во второй мировой войне, если не считать столкновения с британской авианосной группой в 1941 году, во время американской операции против сил вишистов в Африке. В послевоенный период линкор был задействован в войне в Индокитае, прикрывая морские конвои и поддерживая огнем французских войска во время десантных операциях. Линкор был выведен из состава флота и списан в 1967 году.

9. Жан Бар, Франция

Французский линкор «Жан Бар», класса «Ришелье»,был спущен на воду в 1940 году, однако к началу Второй Мировой Войны, так и не был введен в состав флота. На момент нападения Германии на Францию судно было готово на 75% (была установлена только одна башня орудий главного калибра), линкор своим ходом смог добраться из Европы в марокканский порт Касабланки. Несмотря на отсутствие части вооружения, «Жан Бар» успел поучаствовать в боевых действиях на стороне стран «Оси», отражая атаки американо-британских сил во время высадки десанта союзников в Марокко. После нескольких попаданий орудий главного калибра американских линкоров и авиационных бомб, судно легло на дно 10 ноября 1942 года. В 1944 году «Жан Бар» был поднят и отправлен на верфи для ремонта и доворужения. Судно вошло в состав ВМС Франции только в 1949 году, никогда не принимало участие ни в одной военной операции. В 1961 году линкор был выведен из состава флота и отправлен на слом.

8. Тирпиц, Германия

Немецкий линкор «Тирпиц» класса «Бисмарк», спущенный на воду в 1939 году, принятый на вооружение в 1940 году, имел водоизмещение 40.153 тонны и длину 251 метров. Восемь главных орудий калибром 380 миллиметров были размещены в четырех башнях. Суда этого класса были предназначены для рейдерских операций против торгового флота противника. Во время Второй Мировой Войны после потери линкора «Бисмарка», немецкое командование предпочитало не использовать тяжелые корабли на морском театре военных действий, во избежание их потери. «Тирпиц» почти всю войну простоял укрепленных норвежских фьордах, приняв участие только в трех операциях по перехвату конвоев и поддержке высадки десанта на острова. Линкор ушел на дно 14 ноября 1944 года во время налета британских бомбардировщиков, после попадания трех авиационных бомб.

7. Бисмарк, Германия

Линкор «Бисмарк», принятый на вооружение в 1940 году, единственный корабль из этого списка, который принял участие в действительно эпическом морском сражении. На протяжении трех суток «Бисмарк», в Северном море и Атлантике, противостоял в одиночку практически всему британскому флоту. Линкор смог в бою потопить гордость британского флота, крейсер «Худ», и серьезно повредил несколько кораблей. После многочисленных попаданий снарядов и торпед, линкор ушел под воду 27 мая 1941 года.

6. Висконсин, США

Американский линкор «Висконсин», класса «Айова», водоизмещением 55.710 тонн имеет длину 270 метров, на борту, которого находятся три башни с девятью 406 миллиметровыми орудиями главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1943 году, был принят на вооружение в 1944 году. В 1991 году судно был выведен из состава флота, но оставался в резерве ВМС США до 2006 года, став последним линкором, стоящим в резерве военно-морских сил США. Во время Второй Мировой Войны корабль был задействован для эскорта авианосных групп, поддержке десантных операций и обстреле береговых укреплений японской армии. В послевоенный период участвовал в войне в Персидском заливе.

5. Нью-Джерси, США

Линкор «Нью-Джерси», класса «Айова», был спущен на воду в 1942 году и принят на вооружение в 1943 году. Судно прошло несколько срьезных модернизаций, в итоге было списан из состава флота в 1991 году. Во время второй мировой войны использовался для эскорта авианосных групп, но толком участвовало ни в одном серьезном морском сражении. В следующие 46 лет участвовал в корейской, вьетнамской и ливийской войне как корабль поддержки.

4. Миссури, США

Линкор «Миссури» класса «Айова» был спущен на воду в 1944 году, и в этом же году вошел в состав Тихоокеанского флота. Корабль был выведен из состава флота в 1992 году, и превращен в плавучий корабль-музей, который сейчас доступный для посещения любого желающего. Во время второй мировой войны линкор был задействован для эскорта авианосных групп и поддержке высадки десанта, и не участвовал ни в одном серьезном морском сражении. Именно на борту «Миссури» был подписан пакт о капитуляции Японии, поставивший точку во Второй Мировой Войне. В послевоенный период, линкор участвовал только в одной серьезной военной операции, а именно войне в Персидском заливе, во время которой «Миссури» оказывал огневую поддержку многонациональных сил с моря.

3. Айова, США

Линкор Айова, одноименного класса, был спущен на воду в 1942 году и был принят на вооружение через год, воевал на всех океанских фронтах Второй Мировой Войны. Вначале патрулировал северные широты Атлантического побережья США, после чего был переброшен в Тихий океан, где прикрывал авианосные группы, оказывал поддержку десанту, наносил удары по береговым укреплениям противника и участвовал в нескольких морских операциях по перехвату ударных групп японского флота. Во время Корейской войны оказывал поддержку артиллерийским огнем действия наземных сил с моря В 1990 году «Айова» был списан и превращен в корабль-музей.

2. Ямато, Япония

Гордость японского императорского флота линкор «Ямато» имел длину 247 метров, весил 47.500 тонн, имел на борту три башни с 9 орудиями 460 миллиметровыми главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1939 году, но был готов выйти в море в боевой поход только в 1942 году. За все время войны линкор принял участие только в трех настоящих сражениях, из которых только в одном смог вести огонь по кораблям противника из орудий главного калибра. Ямато был потоплен 7 апреля 1945 года авиацией противника, после попадание 13 торпед и 13 бомб. На сегодняшний день, суда класса «Ямато» считаются самыми большими линкорами в мире.

1. Мусаси, Япония

«Мусаси» младший брат линкора «Ямато», имеет схожие технические характеристики и вооружение. Корабль был спущен на воду в 1940 году, был принят на вооружение в 1942 году, но был готов выйти в боевой поход только в 1943 году. Линкор участвовал только в одном серьезном морском сражении, пытаясь помешать союзникам высадить десант на Филиппины. 24 октября 1944 года, после 16 часового боя, «Мусаси» затонул в Сибуянском море, после попаданий нескольких торпед и авиационных бомб. «Мусаси», на пару со своим братом «Ямато», считается самым большим линкором в мире.

Малые имели водоизмещение 250-550 т. Их вооружение состояло из двух-четырех торпедных труб, одного 45-105-мм орудия, одного-двух пулеметов. Лодки могли погружаться на глубину 80-90 м, а их автономность составляла 10-20 суток. Малые лодки действовали в основном на прибрежных морских коммуникациях.

Средние подводные лодки, как , имели водоизмещение 500-1000 т. Вооружались они 6-8 торпедными трубами, одним-двумя 45-105-мм орудиями, зенитным автоматом, пулеметами. Глубина погружения достигала 100 м, автономность - 20-30 суток. Скорость полного хода в надводном положении под дизелями составляла 14-17 узлов, а под водой, когда работают электромоторы, до 10 узлов. Их дальность плавания исчислялась 3000-5000 милями. Известная германская подводная лодка VII серии могла пройти 6100 миль.

Версальский договор запрещал Германии иметь подводный флот. Именно этим объясняется столь небольшое у нее количество лодок. Но немцы, конечно, не забывали о впечатляющих результатах действий своих подводников в Первой мировой войне. Они потопили 5861 судно общим тоннажем 13,2 млн. т, что в 22 раза превышало эффект от действий германских крейсеров.

Не переходя до середины 30-х гг. к открытому строительству подводных лодок, немцы не прекращали работ по совершенствованию образцов вооружения и механизмов, которыми в будущем они намеревались оснащать свои лодки. Создаются бесследные торпеды, эффективная гидроакустическая техника, улучшаются двигатели. Готовятся кадры офицеров-подводников и специалистов подводного кораблестроения. Новое вскоре будет востребовано.

Разработке средств борьбы с магнитными минами помог англичанам один случай. Из-за неточности, допущенной немецкими летчиками при сбрасывании мин, две из них оказались во время отлива на отмели и затем попали в руки английских инженеров. Секрет мин был раскрыт, и англичанам удалось найти метод траления магнитных мин и изыскать достаточно эффективный способ размагничивания кораблей. Потому уже относительно уверенней чувствовали себя в открытом море.

От магнитных мин, выставленных немцами на Балтике и в Севастопольской бухте, понес первые потери советский флот в июне 1941 г. Мины ставились с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок.

К противолодочной обороне и дозорной службе привлекались гражданские суда и катера — , мобилизованные по законам военного времени. В Германии специально строились военизированные рыболовные катера, которые использовались в качестве сторожевых и охотников за подводными лодками. Они вооружались зенитными автоматами и глубинными бомбами. На многих из них устанавливалась гидроакустическая аппаратура.

Конвойная служба эсминцев, решавших задачи не только противолодочной, но и противовоздушной обороны, потребовала сделать главную артиллерию этих кораблей универсальной, способной вести огонь не только по морским, но и по воздушным целям. В ходе войны британский флот стал пополняться серией эсминцев типа «Замбези», оснащенных четырьмя 114-мм универсальными орудиями. Большинство американских эсминцев также были вооружены универсальной артиллерией главного калибра (127 мм). Спаренные универсальные 128-мм орудия имели и новые германские эсминцы, спроектированные в ходе войны.

Головной эсминец «Огневой» нового проекта 30, оснащенный более совершенной техникой, вошел в состав советского флота лишь в 1945 году.

Водоизмещение эсминцев увеличивается с 500-1000 до 1500-2500 т. Для вывода в атаку (лидирования) эсминцев при огневом противодействии противника в качестве флагманских кораблей в состав флотов включали особую разновидность (подкласс) этих кораблей - большие эсминцы, или лидеры (таблица 6). В отличие от эсминцев лидеры, вооружались чуть большим количеством пушек, обладали преимуществом в скорости хода, имели большее водоизмещение. Отдельные типы лидеров по тактико-техническим элементам приближались к легким крейсерам. Например, французский лидер «Могадор» по огневой мощи не уступал итальянскому легкому крейсеру «Аттилио Реголо». Оба корабля имели восемь пушек 135-138-мм калибра. Германские большие эсминцы, заложенные в 1938 году, имели почти «крейсерский» набор артиллерии (четыре 150-мм орудия). Французский эскадренный миноносец «Фантаск» развивал скорость хода до 40 узлов, а советский лидер «Ленинград» - до 42 узлов.

Под пушечным огнем противника крейсера обычно сохраняли достаточную живучесть. Поврежденные артиллерией корабли нередко погибали в результате первых же атак авиации и подводных лодок. Потеря скорости делала подбитый корабль легкой добычей.

На авианосцах базировались, как правило, самолеты различного тактического назначения (истребители, бомбардировщики, торпедоносцы, противолодочные самолеты).

Важной проблемой было обеспечение боевой живучести авианосцев. Ведь эти корабли стали для противника объектами первоочередных ударов. Поэтому судостроители уделяли большое внимание средствам защиты авианосцев от пожаров и взрывов в результате воздействия бомб, торпед, снарядов и мин, а также оснащению их мощной зенитной артиллерией. В качестве активной защиты использовалась авианосная истребительная авиация. Авианосцам принадлежит первое место среди уничтоженных и поврежденных крупных боевых кораблей.

Настоящим авианосцем стал корабль, имевший специальную летную палубу, которая позволила самолетам взлетать и садиться без соприкосновения с поверхностью воды. Первым таким авианосцем был британский «Аргус», первоначально строившийся как пассажирский лайнер. В состав флота он вошел в 1918 г. Его водоизмещение составляло 14450 т, а на борту размещалось 15 самолетов. В Англии проектировался и строился как авианосец (1922 г.) «Гермес», также несший 15 самолетов.

И все же традиционная значимость линкоров, как самых мощных боевых кораблей, по-прежнему учитывалась в оперативных планах и сводках, влияла на военно-морскую стратегию. Оповещение о появлении линкора противника в каком-либо районе прибавляло забот и тревог штабу флота. Так, несмотря на то, что германский линкор «Тирпиц» за всю войну фактически всего один раз использовал свою внушительную артиллерию (обстрел Шпицбергена), сведения о его нахождении и перемещении в океане всегда приковывали к себе внимание британского адмиралтейства, вносили существенные коррективы в планы использования военно-морских сил и авиации.

» (6х280-мм орудий в двух 3-х орудийных башнях и 8х150-мм орудий в одноорудийных башенноподобных установках - по 4 на каждый борт) и британскими крейсерами «Эксетер» (тяжелый, 6х203-мм орудий в трех 2-х орудийных башнях), «Аякс» и «Ахиллес» (легкие, по 8х152-мм орудий в четырех 2-х орудийных башнях; «Ахиллес» - новозеландский).

Тяжелый крейсер "Шпее", целехонький еще.

Если британские крейсера были типичными представителями «договорных» кораблей межвоенного периода, то их немецкий противник - весьма необычная конструкция. Он был создан в рамках версальских ограничений для замены устаревших броненосцев времен периода русско-японской войны (более крупные корабли немцам иметь не разрешалось). Правда, предел в 10.000т в/и немцам удержать не удалось, но результат оказался неплох - новые корабли превосходили по силе все «договорные крейсера» и были быстрее большинства линкоров, т.е. в теории могли уничтожить первого и убежать от второго. Лишь 5 кораблей в 1939 году представляли для них опасность - 3 британских («Худ», «Рипалс» и «Ринаун», соответственно 8 и 6х 381-мм орудий) и 2 французских («Дюнкерк» и «Страсбург», 8х330-мм), имевших превосходство в скорости и бронировании. Особенно необычной была ГЭУ корабля - 8 (!) дизелей обеспечивали скорость в 26 уз. Бронирование было посредственным. Сами немцы использовали для классификации традиционный термин «броненосец» (позднее перевели в крейсера), британцы придумали термин «карманный линкор» (встречал и термин «дизельный линкор»). Всего немцы построили 3 корабля этого типа ("Шпее" - 3-й), их основное предназначение - рейдерские операции на морских коммуникациях противника. И вот судьба распорядилась довольно скоро проверить на практике теоретические расчеты.

«Шпее» вышел в море еще до начала войны и приступил к операциям в южной части Атлантического и Индийского океанов после того как исчезли надежды на заключение мира между Германией и Британией. Нельзя сказать что его охота была удачной - он уничтожил всего 9 британских «купцов», критически ценного груза ни на одном из них не было. Для поимки рейдера британцы сформировали несколько поисковых групп, одна из к-рых - коммодора Г.Харвуда (флаг на «Аяксе») - и сыграла свою роль (кроме упомянутых выше крейсеров в группу входил еще тяжелый крейсер «Камберленд» - 8х203-мм орудий, но в момент боя он ремонтировался на Фолклендах). Харвуд верно угадал время и р-н «встречи» - у устья Ла-Платы и распорядился действовать в бою двумя группами - «Эксетер» отдельно и два легких крейсера вместе, с целью разделения огня противника. Для «приманивания» броненосца британцы использовали случайно встреченного голландского купца, силуэтом похожего на немецкое вспомогательное судно снабжения«Уссукума» (везло для «Шпее» з/ч и пр.), перехваченное и уничтоженное ими ранее.

В 6:10 утра 13 декабря стороны обнаружили друг друга, причем немцы неверно идентифицировали противника (как тяжелый крейсер и 2 эсминца - сказались однотрубные силуэты британских легких крейсеров типа «Линдер» и неисправность самолета броненосца) и командир «Шпее» Г.Лангсдорф быстро пошел на сближение (говорят сказалось его торпедно-катерное прошлое). Нек-рые считают это его ошибкой, но это не так - британские корабли превосходили броненосец в скорости (на 4-6 уз) и могли бы выбирать дистанцию в любом случае. В 6:18 броненосец открыл огонь, британские корабли начали отвечать в 6:20/23. Уже в 6:23 «Эксетер» получил первое попадание (немцы стрелять умели!). А вот свою ПЕРВУЮ ОШИБКУ Лангсдорф совершил в 6:30 - он разделил огонь главного калибра (т.е. сделал то, чего и добивались британцы) - стрельба 150-мм орудий броненосца, не имевших центральной наводки была абсолютно неэффективной (планировалось, что с их помощью будут топить неподвижные или медленно идущие торговые суда) и он решил использовать против легких крейсеров британцев одну из двух башен 280-мм…

К 7:30 на «Эксетере» были выведены из строя все орудия ГК и он вышел из боя, имея крен, пожары на борту и скорость упавшую до 18 уз. Тут Лангсдорф совершил свою ВТОРУЮ ОШИБКУ - не добил противника («Эксетер» дойдет до Фолклендов, где пройдет минимально необходимый ремонт, за к-рым последует уже основательный 13-месячный в Британии - и лишь для того, чтобы попасть на Восток и быть потопленным японцами в 1942 году…) - а ведь Харвуд не прошел бы мимо барахтающихся в воде моряков - даже для сброса спасательных средств нужно время!

"Шпее" после боя - видны надводные пробоины в носовой части

Повреждения получил и «Шпее» (включая топливную систему), для их исправления Лангсдорф и решил зайти в нейтральный порт, выбрал Монтевидео - ТРЕТЬЯ ОШИБКА (аргентинцы к немцам относились лучше). В 7:40 бой практически закончился, хотя стороны изредка обменивались залпами. В ночь с 13-го на 14-е декабря броненосец вошел в порт Монтевидео, где и получил разрешение находиться 72 часа. Тут британцы мастерски развернули информационную войну - создали у немцев впечатление, что к ним присоединились линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял» и еще 3 крейсера (на самом деле они могли прибыть только 19-го, а 14-го вечером с Фолклендов подошел только «Камберленд», но боевой дух немцев из-за этих липовых новостей сильно упал). Лангсдорф вел интенсивные переговоры с Берлином, но в результате лишь совершил ЧЕТВЕРТУЮ ОШИБКУ - 17-го вышел на рейд Монтевидео (на набережной в предвкушении зрелища морского боя собрался весь город, радиокомментаторы вели прямые репортажи) и там покинул и взорвал свой корабль - считают, что повлияла контузия, полученная во время боя (напомню - устье Ла-Платы шириной ок. 100 км, с тремя основными проходами, британцы физически не в состоянии были их перекрыть тремя кораблями, особенно в темное время суток)… Экипаж перешел на вспомогательный корабль «Такома», на к-рой пришел в Буэнос-Айрес, где и интернировался.

Взорванный броненосец горел 3 дня

Противники "Шпее":

"Эксетер" до и после боя (на Фолклендах)


"Аякс" до и после боя

Колокол "Аякса" в порту Монтевидео. Крейсер пережил войну (2 года, правда, стоял в ремонте - с перерывом на полутонную немецкую бомбу), списан в 1948 году

"Ахиллес" получил в бою наименьшие повреждения

Одна из башен "Ахиллеса" в Окленде (Н.Зеландия), крейсер тоже пережил войну, в 1948 году продан Индии, там списан только в 1978 г.

Конечно, такой оборот событий негативно сказался на общественном мнении в Германии - надо вспомнить, что шла «странная война» - т.е. после Польши особых событий не было - гибель броненосца в бою была бы, несомненно, достойнее. 19 декабря, видимо осознав, что он совершил Лангсдорф застрелился… Результат то совсем неважный - против 9 британских торговых судов (50.000т) и 2 поврежденных крейсеров («Ахиллес» практически не имел повреждений) - 1.000 интернированных моряков (в бою погибло 72 британца и 36 немцев), потерянный броненосец (один из всего 10 немецких тяжелых кораблей в войну) и 3 вспомогательных судна (кроме «Уссукумы» и «Такомы» британцы перехватили в норвежских водах в феврале 1940 года «Альтмарк» с частью экипажей судов, потопленных «Шпее» - этот инцидент подтолкнул Гитлера к захвату Норвегии). В 1940 году головной корабль серии - "Дойчланд" был переименовпн в "Лютцов" (Гитлер не хотел услышать что Германия утонула).

Кстати, говорят в юности соседом Лангсдорфа был сам адмирал фон Шпее, что и повлияло на выбор профессии. Напомню, что сам Шпее погиб со своей эскадрой и двумя сыновьями в той же самой Южной Атлантике (у Фолклендов) за 25 лет до описанных событий - об этом напишу отдельно.

Из почти 1.000 немцев из экипажа броненосца, интернированных в Аргентине нек-рые так там и остались, но был и другой пример - главный артиллерист «Шпее» П.Ашер сумел вернуться в Германию, стал 1-м офицером штаба адмирала Лютьенса на «Бисмарке» и погиб на нем в мае 1941 года - как вам «типичная» судьба «еврейского паренька» (а Ашер именно такой!) в гитлеровской Германии?!

В 1956 году британцы сняли фильм о бое - The Battle of the River Plate - он переведен на русский язык. Немцы там чуть ли не друзья британцев (надо вспомнить что это за время - их только в НАТО приняли, общий враг - мы), «Шпее» «играет» американский тяжелый крейсер «Салем», а вот «Ахиллес» - настоящий (в это время он уже служил в индийском флоте под именем «Дели»). В фильме вовсю присутствует типичный британский юмор - например при осмотре повреждений «Аякса» Харвуд делится со своим штабом: «хорошо стреляет, на деревенской ярмарке он бы получил плюшевого мишку».

С 1940 года предпринимались попытки подьема отдельных частей «Шпее» (особенно британцев интересовал радар), последние - в 2006 году. Часть поднятого установлена в порту и музее Монтевидео, кое-что я сфотографировал… Есть даже проект подьема остатков корабля целиком - но это фантастика уругвайских масштабов.

P .S . На первый взгляд эпизод схож с нашим «Варягом», но не стоит забывать о том, что японцы имели изначально подавляющее превосходство в силах, ТТЭ кораблей, на их стороне были особенности места боя.



Дальномер "Шпее" в порту Монтевидео - мое фото (вообще об этом исключительно комфортном городе см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1547592.html + по ссылкам внутри)

Крейсер – класс многоцелевых больших быстроходных надводных артиллерийских кораблей, способных выполнять различные задачи обороны и нападения, как самостоятельно так и в составе соединений кораблей. Разнообразность задач, выполняемых крейсерами, породила целый ряд подклассов — специализированных кораблей. Так во время войны различали: линейные крейсера, тяжелые и легкие, броненосные и бронепалубные, минные и противовоздушные, авианосные и учебные. Меньше трети крейсеров всех видов было построено в период войны, треть были довоенной постройки, а остальные принимали участие еще в Первой мировой войне.

Ориентировочное количество крейсеров, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей (без трофейных и переданных/полученных)

Страны

Виды крейсеров (всего/погибло) Всего
Линейные Тяжелые Брон. 1) Легкие

Прочие

Аргентина 2 4 1 7
Бразилия 2/1 2/1
Великобритания 3/2 18/6 80/26 7/3 108/37
Германия 6/5 6/5 12/10
Греция 1 1/1 2/1
Испания 1 5 6
Италия 11/11 1 13/4 25/15
Нидерланды 5/4 5/4
Перу 2 2
Польша 2/1 2/1
СССР 9/2 1/1 10/3
США 2 30/6 52/3 84/9
Турция 1 2 3
Франция 7/4 10/5 2/1 19/10
Чили 3 3
Швеция 4 4
Югославия 1/1 1/1
Япония 4/4 18/17 4/3 22/21 3/2 51/47
ИТОГО 10/6 93/49 16/4 210/73 17/7 346/138

1) Броненосные и бронепалубные

В дополнение к приведенным данным следует учесть, что 3 легких крейсера Великобританией проданы Австралии, 1 – передан Канаде.

Под приведенной выше классификацией крейсеров следует понимать такое.

Линейный крейсер — класс артиллерийских кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании. Они появились как развитие броненосных крейсеров и должны были составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла. Фактически линейные крейсера занимали промежуточное положение между линкорами и тяжёлыми крейсерами. На них возлагались следующие задачи: разведка боем; поддержка и содействие меньшим крейсерам-разведчикам; самостоятельные экспедиции с целью окружить вражеские рейдеры; преследование отступающего флота врага и по возможности постановка его в безвыходное положение путём сосредоточения огня на отставших кораблях; быстрое окружение противника в ходе боевых действий. Все корабли были довоенной постройки, являлись несбалансированными по ТТХ и в силу своего промежуточного положения между классами, стали ненужными флотам. В итоге, «вымирающие» корабли в период войны каких либо существенных результатов не достигли.

Тяжёлый крейсер — боевой надводный корабль, подкласса тяжеловооруженных артиллерийских скоростных крейсеров, предназначенных для действий на дальних расстояниях с целью нарушения морских коммуникаций, ведения морского боя в составе соединений, защите своих морских путей, обеспечения высадки морских десантов, постановке минных заграждений и других задач. В системе морских вооружений он занимал промежуточное место между лёгким и линейным крейсером. Корабль имел развитую бронированную защиту, рассчитанную на противодействие артиллерии крейсера противника. Водоизмещение крейсеров находилось в пределах 10 -28 тыс. т, вооружение состояло из 6 — 9 орудий 203 — 305-мм калибра, 8 — 12 орудий среднего калибра (100-127-мм), 80 — 90 зенитных автоматов и пулеметов.

К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество тяжёлых крейсеров: по 18 в Англии, США и Японии, по 7 в Италии и Франции, 5 — в Германии.

Будучи важной силой всех крупных флотов, тяжёлые крейсера использовались очень интенсивно, однако результаты их деятельности оказались неоднозначными. Британские крейсера хорошо проявили себя в роли защитников коммуникаций. Их автономность обеспечивала длительные операции на океанских просторах и позволила нанести серьёзный ущерб вражескому судоходству и перехватить ряд рейдеров. Весьма полезны оказались эти корабли и при эскортировании полярных конвоев. Однако при столкновении с адекватным противником, слабая защиты и примитивная система управления огнём крайне ограничивали их боевые возможности. Также крайне уязвимыми они были для атак с воздуха ввиду слабой системы ПВО.

Американские крейсера понесли тяжёлые потери от японских одноклассников и эсминцев. Наиболее полезными они оказались в качестве кораблей огневой поддержки десантных операций, а новейшие крейсера и как корабли ПВО.

Высокоскоростные итальянские тяжелые крейсера оказались неспособны добиться успеха в бою на больших дистанциях, а идти на сближение опасались из-за слабого бронирования. Они редко выходили в море, в том числе и из-за нехватки топлива, и никаких успехов не достигли. При этом они серьёзно пострадали от авиации и подлодок противника, а также британских человеко-торпед.

Немецкие тяжёлые крейсера тоже не лучшим образом выступили на поле боя. Карманные линкоры использовались по своему рейдерскому назначению лишь в первый период войны, когда каждый из них совершил по одному океанскому походу. В дальнейшем их результативность была низкой, а гибель пришла от британской авиации. Более тяжёлые крейсера Германии также не оправдали затраты на свое строительство.

Японские тяжёлые крейсера превосходно показали себя на первом этапе войны, легко расправляясь с сопоставимым противником. За всё время войны японцы потеряли от артиллерийского огня лишь один тяжёлый крейсер, и то устаревший. В дальнейшем их главными противниками стали авиация и подводные лодки, противостоять которым они не смогли. В целом японские тяжелые крейсера потопили 6 тяжелых и 3 легких крейсера, эскортный авианосец, 8 эсминцев и два десятка вспомогательных судов и транспортов союзников.

Бронепалубный крейсер - корабль, защита механизмов и орудийных погребов которого состояла из броневой палубы, плоской либо выпуклой. Броненосный крейсер — корабль оснащенный броневым поясом по ватерлинии. Корабли этих подклассов представляли собой устаревшие суда Первой мировой войны. Их остатки применялись во Второй мировой войне в качестве вспомогательных кораблей.

Лёгкий крейсер — боевой надводный артиллерийский корабль с развитой броневой защитой, водоизмещением до 15 тыс. т. и вооруженный артиллерией среднего калибра (до 152-мм). К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество легких крейсеров: Великобритания имела 47 кораблей, Япония — 20, США — 19, Италия — 13, Франция — 12, СССР — 7, Германия — 6 и Нидерланды — 4. Массовое строительство крейсеров в годы войны смогли позволить себе только США (38) и Великобритания (13). Незначительное количество кораблей этого класса было построено в Италии (3), СССР (2) и Японии (4).

Легкие крейсера разных стран в период войны принимали участие практически во всех операциях, однако их эффективность оказалась разной. Немецкие лёгкие крейсера показали крайне низкую мореходность и командование было вынуждено перевести их на Балтику, где они без особых успехов действовали до конца войны.

Итальянские лёгкие крейсера не смогли использовать на практике свою высокую скорость, броневая защита была явно недостаточной, а артиллерия — несовершенной. В итоге, после первых поражений итальянские крейсера действовали крайне осторожно, но даже в этих случаях несли потери, причём опасными для них оказались и британские эсминцы.

Общая устарелость большинства японских лёгких крейсеров не позволяла им рассчитывать на успех в открытом бою с однотипными американскими кораблями. Однако, действуя в составе соединений с более крупными кораблями, они достигли успеха. Часто лёгкие крейсера применялись для эскортирования отрядов десантных кораблей и транспортов. Основные потери японские корабли этого класса понесли от атак подводных лодок и авиации.

Лёгкие крейсера Великобритании успешно сражались даже с более сильным противником. Более того, эти корабли доказали, что в определённых обстоятельствах могут быть опасны даже для кораблей формально более мощного класса. По мнению ряда авторов, британские корабли типа «Фиджи» могут считаться идеальным лёгким крейсером Второй мировой по критерию «стоимость/эффективность». Основные потери в ходе войны британские корабли этого класса понесли от действий авиации.

Новейшие лёгкие крейсера США с 12-15 орудиями 152-мм вступали в ночные артиллерийские дуэли с тяжелыми японскими крейсерами и нередко выходили победителями за счет огневой производительности.

Высокой эффективности достигали легкие крейсер и в качестве судов ПВО.

Советские лёгкие крейсера в ходе войны использовались отнюдь не в том ключе, какой предполагался при их строительстве. Крейсера Балтийского флота практически всю войну провели в качестве плавучих батарей, поддерживавших защитников Ленинграда. Черноморские крейсера активно применялись для решения самых разнообразных задач, включая даже непосредственную высадку десантов. Основной угрозой для них стала немецкая авиация, и с 1943 года крупные корабли Черноморского флота не участвовали в боевых операциях, опасаясь потерь.

Во флотах Великобритании и Франции получил некоторое развитие класс крейсеров — минных заградителей. Например, британские корабли были вооружены лишь универсальной артиллерией, но брали на борт до 156 мин и отличались необычной для британских кораблей ставкой на максимально возможную скорость — более 39 узлов. Легкобронированный французский корабль, способный принять до 200 мин, имел полноценное вооружение крейсера из девяти 152-мм орудий и развивал на испытаниях скорость более 30 узлов. Флоты других стран специализированных крейсеров-минных заградителей не строили, но нередко предусматривали возможность размещения мин на кораблях обычных типов.

В 1930-х годах в ряде флотов появились специализированные крейсера, впоследствии именовавшиеся крейсерами ПВО. Они строились на базе небольших, но бронированных крейсеров с универсальной артиллерией главного калибра, способных и бороться с воздушным противником и выступать в качестве лидеров эсминцев. В британском флоте такими кораблями были крейсера типа «Дидо». Американский флот пополнился крейсерами типа «Атланта». Однако в целом новый класс себя не оправдал. Слишком слабые для морского боя с серьёзным надводным противником, эти крейсера, вместе с тем, не показали себя и как оплот флотской ПВО. Британским крейсерам не хватало огневой мощи и скоростей наводки, американские имели проблемы с количеством систем управления.

ТТХ основных видов крейсеров в разрезе стран изложено ниже.

К моменту окончания Второй мировой класс быстроходных линейный кораблей достиг предела в своем развитии, выгодно объединив в себе разрушительную мощь и защищенность дредноутов с высокой скоростью линейных крейсеров, эти образцы морского совершили немало удивительных подвигов под флагами всех воевавших государств.


Составить какой-либо «рейтинг» линкоров тех лет не представляется возможным – на первое место претендуют сразу четыре фаворита, и у каждого из них на то имеются самые серьезные основания. Что касается остальных мест почетного пьедестала, здесь вообще невозможно сделать какой-либо осознанный выбор. Только индивидуальные вкусы и субъективные предпочтения. Каждый линкор отличается своей неповторимой конструкцией, хроникой боевого применения и, зачастую, трагической гибели.

Каждый из них создавался под свои, конкретные задачи и условия несения службы, под определенного противника и в соответствии с выбранной концепцией применения флота.

Разные театры боевых действий диктовали разные правила: внутренние моря или открытый океан, близость или, наоборот, чрезвычайная удаленность баз. Классические эскадренные бои с такими же монстрами или кровавая каша с отражением бесконечных воздушных атак и обстрелом укреплений на вражеском побережье.

Корабли нельзя рассматривать в отрыве от геополитической ситуации, состояния научно-промышленной и финансовой сфер государств – все это оставляло немалый отпечаток на их конструкции.

Прямое сравнение между каким-либо итальянским «Литторио» и американским «Норт Кэролайн» совершенно исключено.

Тем не менее, претенденты на звание лучшего линкора видны невооруженным глазом. Это «Бисмарк», «Тирпиц», «Айова» и «Ямато» - корабли о которых слышали даже те, кто никогда не интересовался флотом.

Жизнь по заветам Сунь Цзы

…Линейные корабли Её Величества «Энсон» и «Дюк оф Йорк», авианосцы «Викториэс», «Фьюриэс», эскортные авианосцы «Сичер», «Эмпьюер», «Песьюэр», «Фэнсер», крейсера «Белфаст», «Беллона», «Роялист», «Шеффилд», «Ямайка», эскадренные миноносцы «Джавелин», «Вираго», «Метеор», «Свифт», «Виджилент», «Уэйкфул», «Онслот»… - всего порядка 20 единиц под британскими, канадскими и польскими флагами, а также 2 флотских танкера и 13 сквадронов палубной авиации.

Только в таком составе в апреле 1944 года британцы отважились приблизиться к Альта-фьорду – там, где под мрачными сводами норвежских скал ржавела гордость Кригсмарине, супер-бэттлшип «Тирпиц».
Результаты операции «Вольфрам» оцениваются как спорные – палубным самолетам удалось разбомбить немецкую базу и причинить надстройкам линкора серьезный ущерб. Однако, очередного «Перл-Харбора» не получилось – нанести «Тирпицу» смертельные раны англичане не смогли.

Немцы потеряли 123 человека убитым, но линкор по-прежнему представлял угрозу для судоходства в Северной Атлантике. Основные проблемы доставили не столько многочисленные попадания бомб и пожары на верхней палубе, сколько вновь открывшиеся течи в подводной части корпуса – результат предыдущей британской атаки с использованием мини-субмарин.

…Всего за время стоянки в норвежских водах «Тирпиц» выдержал десятки ударов с воздуха - в совокупности, за годы войны в налетах на линкор приняло участие около 700 самолетов британской и советской авиации! Тщетно.

Спрятавшись за противоторпедной сетью, корабль был неуязвим для торпедного оружия союзников. В то же время, авиационные бомбы оказались неэффективны против столь хорошо защищенной цели; можно было бесконечно долго громить броневую цитадель линкора, но разрушение надстроек не могло критическим образом повлиять на боеспособность «Тирпица».

Тем временем, бритты упрямо рвались к месту стоянки тевтонского зверя: мини-субмарины и человеко-торпеды; налеты палубной и стратегической авиации. Агенты-информаторы из местных, регулярное слежение за базой с воздуха…

«Тирпиц» стал уникальным воплощением идей древнего китайского полководца и мыслителя Сунь Цзы («Искусство войны») – не сделав ни одного выстрела по кораблям противника, он на три года сковал все действия британцев в Северной Атлантике!

Один из самых эффективных боевых кораблей Второй мировой, непобедимый «Тирпиц» превратился в зловещее пугало для британского Адмиралтейства: планирование любой операции начиналось с вопроса «Что делать, если
«Тирпиц» покинет свою стоянку и выйдет в море?

Именно «Тирпиц» распугал эскорт конвоя PQ-17. На него охотились все линкоры и авианосцы флота метрополии в арктических широтах. В него стреляла лодка К-21. Ради него «Ланкастеры» из Королевских ВВС обосновались на аэродроме Ягодный под Архангельском. Но все оказалось бесполезно. Британцы смогли уничтожить супер-линкор только к концу войны с помощью чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой».


Tallboy ("Верзила")


Впечатляющий успех линкора «Тирпиц» - наследство, оставшееся от легендарного «Бисмарка» - однотипного линейного корабля, встреча с которым навечно вселила страх в сердца англичан: перед глазами застыл погребальный столб пламени, взметнувшийся над британским линейным крейсером HMS Hood. Во время боя в Датском проливе сумрачному тевтонскому рыцарю потребовалось всего пять залпов, что бы разделаться с британским «джентльменом».


"Бисмарк" и "Принц Ойген" в боевом походе


А потом наступил час расплаты. За «Бисмарком» погналась эскадра из 47 кораблей и 6 субмарин Её Величества. После боя британцы подсчитали: чтобы затопить зверя, им пришлось выпустить 8 торпед и 2876 снарядов главного, среднего и универсального калибра!


Какой крепыш!

Иероглиф «верность». Линкоры типа «Ямато»

На свете есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая китайская стена и линкор «Ямато»…Неужели?

С линейными кораблями «Ямато» и «Мусаси» произошла вот какая история: они были незаслуженно оклеветаны. Вокруг них сложился устойчивый образ «неудачников», бесполезных «вендервафель» позорно погибших при первой же встрече с противником.

Но по фактам мы имеем следующее:

Корабли были спроектированы и построены в заданный срок, успели повоевать и, наконец, приняли героическую смерть перед лицом численно превосходящих сил противника.

Что еще от них требуется?

Ярких побед? Увы, в той ситуации, в которой находилась Япония в период 1944-45 гг., даже сам морской царь Посейдон вряд ли бы смог действовать лучше, чем линкоры «Мусаси» и «Ямато».

Недостатки супер-линкоров?

Да, в первую очередь слабая ПВО – ни чудовищные фейерверки «сансики 3» (зенитные снаряды калибра 460 мм), ни сотни мелкокалиберных автоматов с магазинным питанием не могли заменить современные зенитки и системы управления с корректировкой огня по данным радара.

Слабая ПТЗ?
Я вас умоляю! «Мусаси» и «Ямато» погибли после 10-11 попаданий торпед – столько бы не выдержал ни один линкор на планете (для сравнения, вероятность гибели американской «Айовы» от попадания шести торпед, по расчетам самих же американцев, оценивалась в 90%).

В остальном, линкор «Ямато» соответствовал фразе «самый, самый»

Самый большой линкор в истории и, по совместительству, самый крупный боевой корабль, принявший участие во Второй мировой войне.
70 тысяч тонн полного водоизмещения.
Главный калибр – 460 мм.
Бронепояс – 40 сантиметров сплошного металла.
Стены боевой рубки – полметра брони.
Толщина лобовой детали башни ГК еще больше - 65 сантиметров стальной защиты.

Грандиозное зрелище!

Главный просчет японцев – завеса чрезвычайной секретности, окутавшая все, что было связано с линкорами типа «Ямато». На сегодняшний день существуют лишь считанные фотографии этих монстров - в основном сделанные с борта американских самолетов.

Такими кораблями стоило гордиться и не на шутку пугать ими врага – ведь янки до последнего момента были уверены, что имеют дело с обычными линкорами, с орудиями калибром 406 мм.

При грамотной пиар-политике, само известие о существовании линкоров «Ямато» и «Мусаси» могло вызвать панический страх среди командующих ВМС США и их союзников – так, как это произошло с «Тирпицем». Янки бы бросились строить аналогичные корабли с полуметровой броней и пушками калибра 460 или даже 508 мм – в общем, было бы весело. Стратегический эффект от японских супер-линкоров мог быть гораздо большим.


Музей "Ямато" в Куре. Японцы бережно хранят память о своем "Варяге"

Как погибли левиафаны?

«Мусаси» шел весь день в море Сибуян под шквальными атаками самолетов с пяти американских авианосцев. Шел весь день, а к вечеру погиб, получив по разным оценкам 11-19 торпед и 10-17 авиационных бомб…
Как вы полагаете, велики ли были защищенность и боевая устойчивость японского линкора? И кто из его ровесников смог бы повторить подобное?

«Ямато»… смерть с высоты была его судьбой. Следы торпед, черно от самолетов небо…
Говоря откровенно, «Ямато» совершил почетную сэппуку, выйдя в составе маленькой эскадры против восьми авианосцев 58-го оперативного соединения. Результат предсказуем – две сотни самолетов растерзали линкор и его немногочисленный эскорт за два часа.

Эра высоких технологий. Линкоры типа «Айова»

Что если бы?
Что если бы вместо «Ямато», навстречу 58-му оперативному соединению адмирала Митшера вышел линкор, идентичный американской «Айове»? Что если бы японской промышленности удалось создать системы ПВО, аналогичные тем, что имелись в то время на кораблях ВМС США?

Чем бы окончился бой между линкором и американскими авианосцами, будь у японских моряков системы, аналогичные Mk.37, Ford Mk.I Gunfire Control Computer, SK, SK-2, SP, SR, Mk.14, Mk.51, Mk.53… ?

За сухими индексами скрываются шедевры технического прогресса – аналоговые компьютеры и автоматические системы управления огнем, радары, радиовысотомеры и снаряды с радиолокационным взрывателем – благодаря всем этим «фишкам» зенитный огонь «Айов» был как минимум в пять раз точнее и результативнее, чем выстрелы японских зенитчиков.

А еще если учесть ужасающую скорострельность зениток Mk.12, чрезвычайно эффективные 40 мм «Бофорсы» и автоматы «Эрликон» с ленточным питанием… Существует немалый шанс, что атака американской авиации могла захлебнуться в крови, а поврежденный нео-Ямато смог бы доковылять до Окинавы и выброситься на мель, превратившись в непобедимую артиллерийскую батарею (согласно плану операции Тен-Ити-Го).

Все могло быть… увы, «Ямато» отправился на морское дно, а впечатляющий комплекс зенитных средств стал прерогативой американских «Айов».

Смириться с мыслью, что лучший корабль – опять у американцев, совершенно невозможно. Ненавистники США в один миг найдут дюжину причин, по которым «Айова» не может считаться самым совершенным линкором.

«Айовы» жестко критикуют за отсутствие среднего калибра (150…155 мм) – в отличие от любых немецких, японских, французских или итальянских линкоров, американские корабли были вынуждены отбиваться от атак вражеских эсминцев только универсальными зенитками (5 дюймов, 127 мм).

Также, среди недостатков «Айов» называют отсутствие перегрузочных отделений в башнях ГК, худшую мореходность и «всходимость на волну» (по сравнению с тем же британским «Вэнгардом»), относительную слабость их ПТЗ перед японскими «лонг лэнсами», «мухлеж» с заявленной максимальной скоростью (на мерной миле линкоры с трудом разгонялись до 31 узла – вместо заявленных 33-х!).

Но, пожалуй, наиболее серьезное из всех обвинений – слабость бронирования по сравнению с любым из их ровесников – особенно много вопросов вызывают траверзные переборки «Айов».

Конечно, защитники американского кораблестроения сейчас изойдут паром, доказывая, что все перечисленные недостатки «Айовы» - всего лишь иллюзия, корабль проектировался под конкретную ситуацию и идеально соответствовал условиям Тихоокеанского театра военных действий.

Отсутствие среднего калибра стало преимуществом американских линкоров: для борьбы с надводными и воздушными целями хватало универсальных «пятидюймовок» - брать на борт 150 мм орудия в качестве «балласта» не имело смысла. А наличие "продвинутых" систем управления огнем окончательно нивелировало фактор отсутствия «среднего калибра».

Упреки в плохой мореходности – чисто субъективное мнение: «Айова» всегда считалась чрезвычайно устойчивой артиллерийской платформой. Что касается сильного «захлестывания» носовой части линкора в штормовую погоду – этот миф был рожден уже в наше время. Современнее моряки были удивлены повадкам бронированного монстра: вместо того чтобы спокойно покачиваться на волнах, тяжелая «Айова» резала волны, словно нож.

Повышенные износ стволов ГК объясняется очень тяжелыми снарядами (что есть неплохо) – бронебойный снаряд Mk.8 массой 1225 кг являлся самым тяжелым в мире боеприпасом своего калибра.

С ассортиментом снарядов у «Айовы» вообще не было проблем: на корабле имелся целый набор бронебойных и фугасных боеприпасов и зарядов различной мощности; после войны появились «кассетные» Mk.144 и Mk.146, начиненные разрывными гранатами в количества 400 и, соответственно, 666 штук. Чуть позже был разработан спецбоеприпас Mk.23 с ядерной боеголовкой мощностью 1 кт.

Что касается «недобора» проектной скорости на мерной миле, то испытания «Айов» проводились при ограниченной мощности ГЭУ – просто так, без веского повода, форсировать машины до проектных 254 000 л.с. бережливые янки отказались.

Общее впечатление от «Айов» может испортить лишь их относительно низкая защищеннность… впрочем, данный недостаток с лихвой компенсируется множеством других достоинств линкора.

«Айовы» имеют выслугу поболее, чем все остальные линкоры ВМВ вместе взятые – Вторая мировая, Корея, Вьетнам, Ливан, Ирак… Линкоры этого типа пережили всех - модернизация середины 1980-х позволила продлить срок службы ветеранов до начала XXI века – линкоры лишились части артиллерийского вооружения, взамен получив 32 КРМБ «Томагавк», 16 противокорабельных ракет «Гарпун», ЗРК «СиСпэрроу», современные радары и системы ближнего боя «Фаланкс».


У берегов Ирака


Однако, физический износ механизмов и окончание Холодной войны сыграли не последнюю роль в судьбе самых известных американских линкоров – все четыре монстра досрочно покинули состав ВМС США и превратились в крупные военно-морские музеи.

Чтож, фавориты определены. Теперь настало время упомянуть ряд других бронированных чудовищ – ведь каждый из них достоин своей порции удивления и восхищения.

Вот, например, «Jean Bart» - один из двух построенных линкоров типа «Ришелье». Элегантный французский корабль с неповторимым силуэтом: две четырехорудийные башни в носовой части, стильная надстройка, лихо загнутая назад дымовая труба…

Линкоры типа «Ришелье» считаются одними из наиболее совершенных кораблей в своем классе: имея меньшее на 5-10 тысяч тонн водоизмещение, чем любой «Бисмарк» или «Литторио», «французы» практически не уступали им по мощности вооружения, а по параметру «защищенность» - схема и толщина бронирования «Ришелье» была даже лучше, чем у многих из его более крупных сверстников. И все это успешно сочеталось со скоростью более 30 узлов – «француз» был самым быстрым из европейских линейных кораблей!

Необычная судьба этих линкоров: бегство недостроенных кораблей с верфи, во избежание захвата немцами, морской бой с британским и американским флотами в Касабланке и Дакаре, ремонт в США, а затем долгая счастливая служба под флагом Франции до второй половины 1960-х годов.

А вот великолепная троица с Аппенинского полуострова – итальянские линкоры типа «Литторио».

Эти корабли обычно служат объектом жестокой критики, но если применить комплексный подход при их оценке, то выяснится, что линкоры «Литторио» не так уж плохи на фоне их британских или немецких ровесников, как это принято считать.

В основе проекта лежала гениальная концепция итальянского флота – к черту большую автономность и запас топлива! – Италия расположена посреди Средиземного моря, все базы под боком.
Сэкономленный резерв нагрузки был потрачен на броню и оружие. В результате у «Литторио» появились 9 орудий главного калибра в трех вращающихся башнях – больше, чем любого из их европейских «коллег».


"Рома"


Благородный силуэт, качественные обводы, хорошая мореходность и высокая скорость хода – в лучших традициях итальянской школы кораблестроения.

Хитроумная противоторпедная защита на основе расчетов Умберто Пульезе.

Как минимум, заслуживает внимания схема с разнесенным бронированием. Вообще, во всем, что касается бронирования, линкоры типа «Литторио» заслуживают самых высоких оценок.

А в остальном…
А в остальном итальянские линкоры получились скверными – до сих пор остается загадкой, отчего у итальянцев так криво стреляли пушки – несмотря на отличную бронепробиваемость, 15-дюймовые итальянские снаряды обладали удивительно низкой точностю и кучностью стрельбы. Перефорсировка стволов орудий? Качество изготовления лейнеров и снарядов? А может быть, сказались национальные особенности итальянского характера?

В любом случае, главная проблема линкоров типа «Литторио» была в их бездарном применении. Итальянским морякам так и не удалось вступить в генеральное сражение с флотом Её Величества. Взамен, головной «Литторио» был потоплены прямо на своей якорной стоянке, во время британского налета на на ВМБ Таранто (жизнерадостные разгильдяи поленились натянуть противоторпедную сеть).

Ничуть не лучше завершился рейд «Витторио Венето» против британских конвоев в Средиземном море – избитый корабль едва смог вернуться в базу.

В общем, ничего хорошего из затеи с итальянскими линкорами не вышло. Ярчее и трагичнее всех завершил свой боевой путь линкор «Рома», исчезнув в оглушительном взрыве собственных артпогребов – результат меткого попадания немецкой управляемой авиабомбы «Фриц-Х» (авиабомбы? Слабо сказано. 1360-килограммовый боеприпас «Фриц-Х» был мало похож на обычную бомбу).

Эпилог.

Линкоры бывали разные. Были среди них грозные и эффективные. Встречались не менее грозные, но малоэффективные. Но всякий раз, факт наличия у противника таких кораблей доставлял противоположной стороне немало хлопот и тревог.
Линкоры всегда остаются линкорами. Мощные и разрушительные корабли с высочайшей боевой устойчивостью.

По материалам:
http://wunderwaffe.narod.ru/
http://korabley.net/
http://www.navy.mil.nz/
http://navycollection.narod.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://navsource.org/

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал