Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству, посвященное жизни и творчеству художника-пейзажиста И. Сценарий мероприятия в объединении «Волшебная кисть», посвящённый юбилею великого художника И.И

Главная / Электрические измерения

«ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

180-летие со дня рождения И.И. Шишкина

Оформление сцены: «Гостиная купеческого дома»

Медленно звучит музыка.

Перед сценой плакат

«Я люблю по-настоящему лес и только его и пишу»

И.И. Шишкин

В истории каждой страны, каждого города есть замечательные имена, имеющие мировое значение. Судьбы многих выдающихся людей России связаны с Елабугой. Здесь же родился великий русский художник Иван Иванович Шишкин. В январе 2007 года Елабуга, в частности, Мемориальный дом-музей Шишкина, отметили 175-летие со дня рождения знаменитого художника. И мы в свою очередь отдаем дань уважения великому художнику и посвящаем ему этот вечер.

С именем Ивана Шишкина неразрывно связано представление о русском пейзаже, о лесах, о бескрайних полях. Он принадлежит к числу тех выдающихся мастеров кисти, чьи гениальные творения составляют гордость отечественной живописи. Живописные окрестности Елабуги нашли свое отражение на полотнах известного художника-пейзажиста И.И. Шишкина.

Суровая величественная природа, вековые леса, раскинувшиеся по берегам Камы, с детства были для нашего героя источником постоянного интереса и вдохновения. Девять своих лучших полотен посвятил Иван Иванович Шишкин своей малой родине. Среди них - «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали», «Святой ключ близ Елабуги», «Утро в сосновом бору».

Портрет Шишкина. Автопортрет

Иван Иванович Шишкин родился 26 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии в многодетной небогатой семье. Отец будущего художника, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом. Это был человек широкого круга интересов. Он желал дать сыну хорошее образование, поэтому после окончания уездного училища в 1844 году отвез его в Казань, где определил в первую городскую гимназию. В этом учебном заведении Ваня Шишкин получил первые уроки рисования карандашом, тушью, красками.

Первый ученик.

«Мел и уголь не исчезали из его рук. Все двери и стены комнат были исписаны самыми замысловатыми фигурами... Бывало и так, что в жаркие дни у ворот собирались няни, хвастались скромностью и кротостью детей купеческих. В разговорах никто не

замечал, что пятилетний непоседа нарисовал на воротах соседнего дома целую галерею: то человеческий глаз, то руку, то дерево. В таких случаях хозяева дома шли обычно жаловаться родителям Вани. Няня и соседи прозвали его «мазилкой».

Из воспоминаний двоюродной сестры художника Е.В. Шишкиной.

Второй ученик.

Иван еще ребенком увлекался резьбой по дереву и камню, помогаю отцу в различных поделках. На токарном станке он выточил из камня-песчаника модель Александровской колонны с памятником Петру I , для чего долго собирал изображения монумента на всевозможных ярлычках и спичечных коробках.

Дом Шишкиных стоял на высоком берегу Тоймы. Из окна было видно, как петляет по заливным лугам река и у «Чертова городища» впадает в Каму. А вокруг - озёра с густотравьем, дубравы, сосновые боры и таинственные хвойные леса.

Вся внешняя обстановка детства Вани Шишкина сильно действовала на воображение. Поэтическое настроение преобладало в нем с ранних лет. В большой гостиной часто встречались люди разных интересов и взглядов. Купцы Стахеевы, промышленники Ушковы, художники И. Осокин, К. Гун, братья Верещагины, прославленная «кавалерист-девица» Н.А. Дурова. Старший брат Николай хорошо играл, импровизировал и пел. Он являлся душой литературно-музыкальных вечеров, на которые порой съезжалось избранное городское общество.

Звучит музыка

Отец, замечая тягу сына к рисованию, принялся выписывать книги по искусству и биографии знаменитых художников. В 1851 году в городе появились московские художники, приглашенные для расписывания иконостаса соборной церкви. С одним из них - Осокиным, Иван вскоре познакомился. Москвичу по душе пришлась тяга молодого человека к живописи и в меру своих сил он принялся помогать Ивану. Своими рассказами о белокаменной Москве, о знакомых художниках Осокин способствовал утверждению молодого человека в мысли о возможности поездки в Москву и поступлении в Училище живописи и ваяния.

В августе 1852 года Иван Шишкин поступил в Училище живописи и ваяния. За внешний вид и молчаливость новые друзья прозвали его Монахом. Своих сотоварищей он поразил редкой работоспособностью. «Образование, труд, любовь к знаниям» - таков был девиз Шишкина в ту пору.

Работал он без устали, многие диву давались. За день нарабатывал столько, сколько иные за неделю едва могли осилить. Рисовал и дома до глубокой ночи, по памяти.

Успехи Шишкина к концу учебы в Москве были неоспоримы, и в 1855 году он отправился в Санкт-Петербург в Академию Художеств.

Первый ученик.

Итак, Иван Иванович в Петербурге. Первое время его не покидало чувство одиночества. Работа, и еще раз работа, до полного изнеможения. Преподаватели обратили внимание на прилежание и талант Шишкина, ему было предложено рисовать с натуры. Годы учения в Академии (1856-1860) сыграли важную роль в формировании мировоззрения художника. «Это было удивительное время, - время, когда всякий захотел думать, читать и учиться, и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко...»

Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи. В 1860 он окончил курс обучения в Академии с высшей наградой - большой золотой медалью и правом на заграничную командировку.

В то время талантливых выпускников отправляли на стажировку за границу лет на пять. Но Иван Шишкин не спешил в чужие края. Его манили родные места, где он отсутствовал несколько лет. Поэтому сначала он направился на родину, где два года с упоением рисовал родные леса и просторы. И лишь в 1862 году уехал в Европу, где также много и плодотворно работал. Бывал на выставках и в мастерских художников, знакомился с их взглядами на современное искусство. Шишкин посетил Швейцарию, Чехословакию, Германию. В 1865 году он выставил в Дюссельдорфе три своих рисунка. Успех был полным. Иван Иванович получил приглашение показать свои работы в Бонне, Аахене, Кельне.

За границей Шишкин остро почувствовал свою связь с Россией. Среди чужих ландшафтов художник томился, не находя привычного размаха и раздолья. Всем сердцем он рвался домой.

К 1865 году, когда Иван Шишкин вернулся в Россию, о нем уже гремела слава как о талантливом рисовальщике. Его рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими штрихами с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей как в России, так и за ее пределами. Две его работы были приобретены Дюссельдорфским музеем. А полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.

По возвращении на родину Шишкин сблизился с И.Н. Крамским, не только выдающимся художником, но и человеком беспримерной честности. Дружба с Крамским стала важным этапом в развитии Шишкина как художника и гражданина. Портрет работы Крамского считается одним из лучших изображений Ивана Шишкина.

Портрет Шишкина работы Крамского

В 1870 году Шишкин, вместе с художниками Крамским и Куинджи, выступил одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Здесь наш герой нашел истинных друзей-единомышленников, а его работы - отзывчивого зрителя.

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Первый ученик. В 1870 году Шишкин уже занял ведущее положение среди художников-пейзажистов. На первой же передвижной выставке появилась его известная картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Она ознаменовала наступление творческой зрелости мастера. Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве, выразил свое эстетическое кредо. Перед зрителем предстал образ могучего, величавого русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушает ни медведи у дерева с ульем, ни летящая птица.

«Среди долины ровныя».

В 1883 году Шишкин написал одну из наиболее впечатляющих своих картин «Среди долины ровныя», избрав сюжетом литературный образ, содержащийся в первой строфе стихотворения Ф. Мерзлякова, ставшего народной песней.

«Рожь».

Второй ученик. На одном из эскизов художника можно найти такую запись: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Благодать. Русское богатство». В этой более поздней авторской ремарке выражена сущность образа, созданного в замечательном полотне «Рожь». Оно было выставлено в 1878 году на Четвертой передвижной выставке и принесло художнику мировую славу.

«Лесные дали».

Большое значение имеют пространственные планы для содержания картины «Лесные дали» (1884 год). Широта лесных просторов, увиденных с возвышенности, громадность неба, отразившегося в далеком озере, - вот то поэтическое начало, которое покоряет ум и сердце зрителя.

«Утро в сосновом бору».

Создавая большие картины, Шишкин продолжал интенсивно работать с натуры, изучая природу, рисуя каждую травинку, каждый цветочек. Все более настойчиво разрабатывал проблему цвета, света и воздуха. Итогом плодотворной работы стала в 1889 году картина «Утро в сосновом бору», получившая наиболее широкую известность. Соавтором в написании этого большого полотна был К.А. Савицкий, кисти которого принадлежат фигуры медведей.

Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой лес, а утро с его еще не рассеявшимся туманом, слегка порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чаще. Мастерски передана глубина оврага, на краю которого расположилось медвежье семейство.

В 1890 году Шишкин обратился к сравнительно редкому для него сюжету и написал большую картину «Зима». Он поставил в ней трудную задачу выражения едва уловимых рефлексов в почти монохромной живописи. Тогда же он вновь обратился к литературным образам, на этот раз как иллюстратор произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она...

И опять работа, работа... Заканчивая одну картину, Иван Иванович натягивает холст на подрамник для следующей. Он немало трудился в технике офорта. Офорт это гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой. Шишкин создает подлинные шедевры - «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник».

Рисунки углем, предоставленные на выставке Академии художеств, привели в восхищение всех, ибо такого богатства черного цвета в русской живописи до И.И Шишкина не показывал никто.

Графика занимает в творчестве Шишкина особое место. За долгую жизнь он создал десятки тысяч рисунков, тысячу офортов, 68 литографий, 39 цинографий. Около полусотни офортов хранятся в Елабуге.

Каждый художник в зрелые годы создает произведение, через которое он как бы высказывает свое отношение к жизни и которое принято образно называть завещанием. Таковым у Шишкина является полотно «Корабельная роща».

«Корабельная роща»

На картине реальная Афанасьевская роща близ Елабуги и одновременно символ родины, ее спокойствия, величавости, незыблемости. «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены: браво!», писал К.Савицкий. Эта работа - торжественная ода во славу родной природы. Созданная в год кончины художника, она стала его лебединой песней.

21 марта 1898 года смерть застала Ивана Ивановича за мольбертом с кистью в руках. «Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией», - писал один из критиков, пользуясь любимым образом живописца.

Ретроспективный показ картин художника под музыку Свиридова или Лунная соната.

Произведения И.И. Шишкина входят в сокровищницу российской культуры. Они украшают коллекции картинных галерей и музеев более 30 городов России, находятся в частных собраниях российских, французских, американских, немецких ценителей живописи. Крупнейшие коллекции работ художника хранятся в Третьяковской галерее города Москвы и Государственном Русском музее С.-Петербурга. Довольно представительным собранием картин Шишкина может похвастаться Государственный музей изобразительного искусства РТ. Здесь насчитывается порядка сорока произведений живописи, 25 рисунков, 400 офортов и литографий.

Звучит «Лунная соната» Бетховена

Картины «Лесная поляна», «На даче» экспонировались в 1898 году на выставке в Казанской художественной школе в числе произведений русских художников того времени. Пейзажи Шишкина, пронизанные воздухом и светом, имели столь большой успех у казанской публики, что власти города обратились к художнику с просьбой оставить картины в Казани. Шишкин ответил согласием. Эта телеграмма была последней весточкой художника в родные места.

А на картине живет яркий солнечный день раннего лета - трава сочна и пушиста, небо сияет светлой лазурью, оттеняемой белыми облаками.

«Шишкин - человек-школа», сказал о нем Крамской и оказался прав. А вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства», изданном в Париже: Роль Шишкина «в истории развития глаза» русских пейзажистов огромна и совершенно исключительна. Он очень крупный и оригинальный ум, он создал целую школу, заставил смотреть по-новому целое поколение художников. Он первый вдумался в глубину пейзажа, для него каждое дерево и даже каждый лист стали целым миром. Шишкин был первым анатомом природы...»

«С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина». Л. Бродская.

Дети, занимающиеся в изостудии ЦДТ, тоже очень любят рисовать пейзажи. Свои работы они посвятили И.И. Шишкину. Давайте послушаем наших ребят, посмотрим их работы.

Сценарий устного журнала ««Природа всегда нова…» (Русская природа в творчестве И.И. Шишкина и П.И. Чайковского)».

Номинация «Методические материалы».

Вид методической продукции – сценарий мероприятия.

Образовательная организация – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20» города Донской Тульской области.

Пояснительная записка

Цели:

  • образовательная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И. Шишкина и П.И. Чайковского, их вкладом в развитие русской и мировой культуры;
  • воспитательная – способствовать формированию у учащихся любви к прекрасному в природе и в человеке, чувства гордости за достижения своих выдающихся соотечественников;
  • развивающая – совершенствовать информационную культуру личности, умение выступать с публичным сообщением.

Область применения – устный журнал может быть проведён в рамках классного часа или внеурочного мероприятия, приуроченного к предметной декаде эстетических или естественнонаучных дисциплин.

Возраст учащихся – 15 – 18 лет (8 – 11 классы).

Необходимое материально-техническое обеспечение – персональный компьютер с программным обеспечением Microsoft Office, мультимедийный проектор, экран и аудиоколонки для демонстрации электронной презентации и воспроизведения музыкальных фрагментов.

Учитель. История нашей Родины богата и многогранна. Она включает в себя не только череду различных исторических событий, в которых зарождалась и крепла наша великая страна. История России – это ещё и история российской культуры, в которую навечно вошли имена наших великих писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов, архитекторов. Среди них – имена художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина и композитора Петра Ильича Чайковского, творчество которых пронизано любовью к России, к прекрасной русской природе. Сегодня вы поподробнее узнаете о жизни и творческом пути этих великих деятелей российской культуры из сообщений ваших одноклассников, послушаете музыку Чайковского и увидите картины Шишкина на слайдах презентации.

1-й обучающийся. 2012 год в международном календаре был отмечен как Год леса. Он призван напомнить людям об исключительной роли лесов как уникального пространства и важности их сохранения. Певцом русского леса называют художника Ивана Шишкина, одного из крупнейших русских пейзажистов. Всю жизнь он соз­давал образы своей родины, передавая особый дух её природы.

На высоком берегу реки Камы стоит старинный город Елабуга. Тут в семье купца в 1832 г. родился Иван Шиш­кин. Мальчику повезло с отцом: тот интересовался историей, археологией и смог привить сыну любовь к родной стране и её природе.

Ваня учился в Казанской гимназии, но бросил учёбу: он счи­тал, что уклад учебного заведения убивает в нём индивидуаль­ность и свободу художественного мышления. Юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния. Уговорить семью было непросто, а вот отец поддержал сына. В училище был сфор­мирован принцип, которому художник Иван Шишкин следовал всю жизнь. С точки зрения Шишкина, как и его учителя Апол­лона Мокрицкого, умение достоверно изобразить предмет глав­нее, чем поиск новых способов его передачи.

Сегодня часто именно это вызывает неприятие у части современ­ных зрителей. Однако и сейчас пейзажи Ивана Шишкина не утратили своей цен­ности. В них очевидно особое отноше­ние художника к природе: в каждой тра­винке или веточке он видел шедевр расти­тельного мира. Шишкин был внимателен к фрагменту: он рассматривал стволы, стебли, листочки, мох, траву. Такой подход отразился и в технике художника: он так прописывал детали, что картины, написанные красками, напо­минали работы пером и тушью.

На экране - последовательно сменяются: «Берёза и рябинки», «Мухоморы», «Камни», «Травки», «Папоротники в лесу», «Сныть-трава. Парголово».

При всей достоверности витает в этих пейзажах и некий романтический дух. Однако очевидно, что автор работ относится к природе не как человек, увлечённый красотами при­роды, но как исследователь, внимательно природу изучающий. Чувствуется спокойно-вдумчивое отношение к ней. Отсюда картины, где главными персонажами являются семейство таких мало поэтичных грибов, как мухоморы, или простые камни. Обычная лесная трава или юные рябинки около берёзы – всё это для художника является той самой природой, «лучше кото­рой ничего быть не может».

В своём дневнике Шишкин писал: «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров то, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы?..».

Если уже даже ранние пейзажи молодого худож­ника вызывали большой интерес, то работы, сделанные на Валааме, только подтвердили высокий (и всё растущий) уровень мастерства Шишкина. Многие пейзажисты стремились работать на Валааме. Природу этих суровых мест отличала особая специ­фика: могучие скалы, вековые деревья, особая красота озера, величие панорам, некая суровость и даже дикость пейзажа.

На экране - «Вид на острове Валаам. Местность Кукко».

Вы видите сейчас один из двух пейзажей, за которые Иван получил золотую медаль и право на загранич­ную поездку. Академия художеств в Петербурге могла гордиться таким студентом. Она таким образом фиксировала факт - художник теперь должен совершенствовать мастерство у самых лучших мировых мастеров.

Иван Шишкин посетил Берлин, Дрезден, Прагу, Дюссельдорф...

Три года длилась поездка за границу, которая показала, что русский художник там не только учился, но и сам в чём-то был учителем. Выяснилось, что его работы поражали и восхищали иностранцев. В Швейцарии, где Шишкин писал лесные пей­зажи, его узнавали местные жители.

Художник вспоминал: «Куда ни пойдёшь, везде показывают - пошёл вот этот русский, даже в магазинах спра­шивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так велико­лепно рисует?».

Вскоре Иван становится академиком. Возрастает количество наград, которые он получает за свои работы. Худож­ник возвращается домой. Он истосковался по родным пейзажам и с упоением пишет родные просторы.

На экране - «Полдень. В окрестностях Москвы».

Бескрайнее золотое поле, убегающая вдаль за горизонт дорога, высокое чистое небо, по которому томно плы­вут летние облака. Картина кажется типичной для русской при­роды, даже хрестоматийной: среднерусская равнина. Но откуда тогда ощущение благодати, радости и оптимизма? По бескрай­ней дороге идут люди – похоже, возвращаются домой с полевых работ. Картина поэтично отображает видение Шишкиным буду­щего России - золотого, чистого, радостного.

Тема леса для Ивана Шишкина не просто была любимейшей. Леса являлись для художника неиссякаемым источником для творчества. И хоть в то время существовало целое созвездие выдающихся мастеров русского пейзажа, каж­дый работал в собственном направлении. Куинджи, Поленов, Саврасов, Левитан - они были разными, но все блистательны и оригинальны. Если сравнить, например, Шишкина и Куинджи, то нельзя не признать, что если первый более совершенен в передаче света, то второй - более силён как рисовальщик.

2-й обучающийся. Лес на картинах Ивана Шишкина незабываем. Вот что писал о своих впечатлениях от одной из картин Шиш­кина Иван Крамской: «Шишкин нас просто изумляет своими познани­ями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему..., тут он всё знает. Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом... Шишкин - это человек - «школа».

На экране - последовательно «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лесные дали».

Глядя именно на эту картину, писал Иван Крам­ской. Но слова эти можно отнести практически ко всем рабо­там Шишкина. Вот «Лесные дали», своего рода картина-символ безграничных богатств Родины. В эту картину стоит вглядеться внимательней. Перед нами панорама вятских лесов, утопающих в голубоватой дымке. Справа – слегка наклонившаяся сосна, возле которой лежат две каменные глыбы. В глубине виден дикий девственный лес во всем богатстве своего растительного мира. Плывут по небу лёгкие облака, отражаясь в зеркальной глади реки. И словно песня звучит над всем этим раздольем и великолепием. Ощущение праздника передаёт всё: игра света и цвета, блики, тени, общий тон картины. Она словно перепол­нена интересными деталями и ассоциациями.

На экране - «Среди долины ровныя».

Задушевно, лирично это полотно, названием которого стала строка такой же задушевной песни. Русское раздолье. Широко раскинувшаяся степь, чередующиеся освещен­ные и затемнённые пространства, засохшие стебли на тропе. И это всё выступает фоном для величественного дерева. Шишкин любил изображать именно это дерево. Дуб в народной традиции является богатырём, символом стойкости, силы, благородства.

На экране - последовательно «Дубы», «Дождь в дубовом лесу», «Дубки», «Мордвиновские дубы» и «Дубовая роща».

Другое любимейшее художником дерево – сосна. На полотнах Шишкина сосны встречаются очень часто. Свя­зано это не только с тем, что в русском пейзаже это дерево встре­чается очень часто. Сосна – дерево, исполненное особого оча­рования. У неё бывает очень оригинальный силуэт. Сосновые стволы из-за характерной разноцветности создают даже в мрач­ную погоду иллюзию игры солнечного света.

На экране - последовательно «Бор в Сестрорецке», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Сосна. Мерикюль», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге», «Вечер в сосновом лесу», «Дебри», «Сестрорецкий бор», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Кама близ Елабуги».

Звание профессора Шишкин получил за картину «Лесная глушь». Как и настоящий лес, этот пейзаж раскрывается постепенно. Зрителю невозможно увидеть всё сразу – настолько здесь много деталей. Если всматриваться долго и внимательно, то глаз зрителя заприметит лисицу и улетающую от неё уточку. Критик Василий Михеев удивительно точно написал про кар­тину «Лесная глушь».

На экране - «Лесная глушь».

«Быть может, сам этот северный «дремучий лес» менее настраивает душу на лирический порыв, чем море; быть может, бесконечно богатый и разнообразный в своих подроб­ностях, он под тенью своих ветвей так манит к здоровому, спо­койному созерцанию его тайн, что личность его созерцателя постепенно исчезает, и только природа леса охватывает всецело художника».

На экране - «Первый снег», «На севере диком...», «Зима».

Зимний пейзаж является значительно более ред­ким. Но мастерство Шишкина позволило ему создать не одну такую картину. Картина «Зима» оставляет ощущение скованно­стью морозом, а погружённость в тень основного лесного мас­сива сочетается с освещенной солнечным лучом небольшой полянкой. Она очерчена розоватым цветом. От этих пробле­сков снег на земле и ветвях сосен кажется сверкающе голубым. Птичка на ветке огромного дерева делает картину живой. Талант Шишкина в том и проявился, что особое атмосферное состоя­ние зимнего леса ему удалось создать при ограниченном исполь­зовании цвета, обыгрывая полутона. Только большим художни­кам доступно такое.

Но сколь бы ни был велик творец, его жизнь не складывается только из творчества. Жизнь имеет свою житей­скую канву. И у Шишкина создание прекрасных полотен про­исходило на фоне житейских событий. К сожалению, не только счастливых.

Ивану Ивановичу Шишкину было 42 года, когда умерла его жена Евгения Васильева, сестра художника Фёдора Васильева. Чуть позже умер их сын. Второй женой Шишкина стала талант­ливая художница Ольга Лагода. Ольга умерла через год после свадьбы. И эта утрата стала причиной тяжелейшей душевной драмы. Когда страдание становилось невыносимым, Шишкин с друзьями из училища живописи и ваяния уезжал в деревню. Художник пил, стараясь избавиться от душевной боли. Но побеждала сильная натура, он брал себя в руки и снова рисовал. Поразительно, как в таких драматических обстоятельствах соз­давались шедевры!

Иван Иванович Шишкин и умер за мольбер­том, работая над картиной «Лесное царство». Виктор Васнецов писал когда-то Шишкину: «Корни наши так высоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать». Время показало правоту этих слов. И сегодня полотна Шишкина способны вызывать у зрителей сильные эмо­ции. Целостное ощущение мира природы, любовь и прекло­нение перед ним нельзя смешивать с копированием. У Шиш­кина ценнейшим качеством живописи является глубочайшее проникновение в душу пейзажа. В его полотнах зритель нахо­дит ошеломляющую открытость и обезоруживающую откровен­ность, с которой переданы и неброская прелесть русской при­роды, и любовь автора к Родине.

3-й обучающийся. (На фоне музыки «Сентиментального вальса П.И. Чайковского): Есть в Предуралье удивительный по своей красоте уголок природы, куда очень удачно вписался небольшой город Воткинск, имеющий славную историю. Ещё в 1759 году здесь был построен Камско-Воткинский железоделательный завод. Рос­сия узнала о прекрасных мастеровых, которые принесли славу заводу изготовлени­ем металла, якорей и пароходов. Много знаменательных событий было в истории Воткинска, но самым важным и дорогим для сердца каждого русского человека явилось то, что 7 мая 1840 года здесь родился великий композитор, автор замечательных симфоний, опер и балетов Пётр Ильич Чайковский.

Детство, проведённое в родном Воткинске, оставило неизгладимый след в жизни композитора. В этом – огромная заслуга его родителей. Отец Петра Ильича – Илья Петрович – был начальником железоделательного завода. Прекрасный специалист, он своей деятельностью дал новый импульс в усовершенствовании производства. Но необычайно важна и другая сторона многогранной натуры Ильи Петровича – огромная любовь к музыке, чуткое восприятие прекрасного, юношеская восторжен­ность, радушие. Эти же качества отличали и мать композитора – Александру Андреевну Чайков­скую. Внутреннее благородство, невероятная деликатность, теплота и любовь, ис­ходившие от этой удивительной женщины, приводили в восторг всех, кто общался с нею.

С самого раннего детства будущего гения поразила музыка, звучавшая в доме. Илья Петрович играл на флейте, Александра Андреевна – на рояле, во время праздников играл заводской оркестр. Ребёнок не просто слушал музыку, он воспринимал её всем своим маленьким существом. Тот момент, когда мать впервые подвела Петю к роялю и открыла тайну появления чарующих звуков, стал для него главным, неза­бываемым событием. Впоследствии Пётр Ильич скажет: «Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку».

Музыкальные впечатления ребёнка постоянно пополнялись самобытными народными напевами, которыми так богата уральская земля, и особенно – удивительными уголками уральской природы, красотой здешних мест. (Начинает тихо звучать «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). Мрачные лесные чащобы сменяются солнечными ромашковыми полянами, вокруг которых застыли в величавом хороводе тонкоствольные берёзы, птичий гомон весе­ло вторит звону бубенцов, медово дышат в лицо вешние травы, а высоко в небе, в безбрежном голубом просторе, звучит торжественный гимн всей этой благодати. Как будто невидимые колокола славят весну, жизнь, землю, людей... Кто знает, – не эти ли мотивы звучат в знаменитом «Вальсе цветов» из балета Чай­ковского «Щелкунчик», который вы сейчас слышите?!

Гувернантка Пети Чайковского Фанни Дюрбах вспоминала: «Я никогда не видела такого красивого захода солнца, когда небеса покрывались такими яркими изуми­тельными красками; я особенно любила тихие, мягкие вечера в конце лета. Челны рыбаков качались на пруду, гладком, как зеркало, в котором отражалось солнце. С балкона мы слушали нежные и грустные песни – только они одни нарушали тишину этих чудных ночей».

Именно здесь, на берегу пруда, в тенистых аллеях парка, в созерцании прекрасных пейзажей окрестностей Воткинска зародилась у Петра Ильича восторженная всепо­глощающая любовь к природе. Уже в зрелом возрасте он утверждал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Природа и Родина были для него не­разделимы. Пётр Ильич испытывал уверенность, что у него «врождённая влюблённость в рус­ский элемент вообще». Шестилетним ребёнком он воскликнул: «О, Отчизна, кото­рую люблю!», а, будучи уже в зените славы, признавался: «Я ещё не встречал чело­века, более меня влюблённого в матушку-Русь!».

«Зимние грёзы» - такое поэтическое название дал Чайковский своей Первой сим­фонии. Он писал: «Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой, и рус­ский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть». Любовь к русской зиме зародилась у Петра Ильича в раннем детстве. Созерцание зимней при­роды с её величественной гордой красотой служило для Чайковского источником постоянного вдохновения, воплотившись в музыкальных пейзажах и лирических откровениях «Зимних грёз». (Начинает тихо звучать отрывок из Первой симфонии).

Склонный к поэтическим мечтаниям молодой человек едет бескрайними русскими просторами, а вокруг распушила, раскидала свои затейливые сокровища добрая волшебница-Зима. То, что испытывает при этом человек, обязательно сливается в мелодию, которая постепенно захватывает всё его существо.

Время неумолимо отсчитывало минуты, месяцы, годы. Рано, очень рано виски Чай­ковского посеребрила седина. Много печального произошло. Единственное увлече­ние – серьёзный каждодневный труд. В нём – смысл жизни, утешение, надёжное ук­рытие от житейских бурь. Большую непреходящую радость приносит общение с русской природой, в которой подчас живут люди. Многое можно почерпнуть, наблюдая, к примеру, золотой лет­ний закат, полный весёлого птичьего гомона, отдаваясь торжественной тишине но­чи, музыке лунного света, душистой свежести полей и лесов. А вот уже ясное лет­нее утро неспешно и торжественно сменяется ликующим праздником солнечного света – иные краски, запахи, ощущения рождают в душе и иные звуки.

Впечатления от общения с природой навсегда западают в душу, особенно если пе­реживаешь их в полном уединении, где-нибудь в отдалённом российском захолустье.

Первый концерт для фортепиано с оркестром, любимое детище Чайковского, был написан быстро, почти за месяц, однако его замысел рождался постепенно, испод­воль, все больше и больше разрастаясь в живую многокрасочную картину, где глав­ным действующим лицом стала достойная вечного восхищения, могучая и живо­творная русская природа. Всё свежо, стройно, гармонично в музыке концерта, на­поминающей живой человеческий голос, повествующий о восторженной любви ко всему живому на земле... (Звучит начало Первого концерта для фортепиано с оркестром).

В 1877 году Чайковский создаёт свой знаменитый балет «Лебединое озеро» - цель­ную симфоническую поэму, в звуках рассказывающую о любви, что оказалась сильнее зла. На премьере балета, когда в зале погасли свечи и на освещенную лунным светом как ходил в детстве с матушкой в Петербурге в зоологический сад и как она, указы­вая на стройную стаю неслышно скользящих по воде красавцев лебедей, сказала: «Лебёдушки – точно красны девушки в танце плывут. Засмотришься. До чего же благородная и преданная птица! В народе легенда ходит, будто когда лебедь подругу теряет, он взмывает в самую высь неба и оттуда грудью кидается на скалы; наверное, в каждой легенде есть доля правды...». Именно о лебединой верности, о чистой прекрасной любви повествует замечательный, всеми любимый балет «Лебединое озеро». (Звучит вступление к балету «Лебединое озеро»).

Прекрасной русской природе посвятил Чайковский цикл пьес для фортепиано «Времена года». Знаменитые 12 пьес – каждый месяц, друг за другом, от января до декабря. В этой музыке бездна поэзии. Пестрит шумный масленичный хоровод, мчатся наперегонки лихие тройки со звонкими заливистыми бубенцами, трубят по­утру охотничьи рога, льются над безбрежным степным привольем песни жнецов и косарей.

В жаркий июньский день хорошо брести пыльным полевым просёлком, отдавшись во власть солнца, ветра, ароматов цветущих трав. Ну, а в октябре хочется присесть в сумерки возле окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете. Да будет благословенна эта светлая мечтательная грусть!

(Звучит «Баркарола»). Пётр Ильич Чайковский писал: «Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, про­гулка вечером по степи, бывало, приводила меня в какое-то изнеможение от наплы­ва любви к природе?...» Всё его творчество – это возвышенный и в то же время ли­рический гимн природе России и человеку, оберегающему природу от зла. (Звучит «Адажио» из балета «Спящая красавица»).

Литература

1. Природа всегда нова… Час искусства Ивана Шишкина // Библиотека предлагает. – 2012. - №1.

2. Калинина Н.А. Пётр Ильич Чайковский: Повесть. – М.: Детская литература, 1988. – 143 с.: фотоил.

Викторина 2

2. Как называется картина?



  • «Рожь»
  • На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево - символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно - с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
  • Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем - очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, - тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за́мков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!

Н. А. Некрасов


  • Унылая пора! Очей очарованье!
  • Приятна мне твоя прощальная краса –
  • Люблю я пышное природы увяданье,
  • В багрец и в золото одетые леса…

  • "Золотая осень" стала одной из лучших картин посвященных самой живописной поре года. Пространство картины делит на две неравные части река. Это не бурная, горная река с шумом и белыми барашками волн, нет, это тихая, спокойная река, каких много на Среднерусской равнине. "Речка движется и не движется", как поется в песне. С возвышенного берега к ней сбегает толпа березок в праздничном, золотом убранстве.
  • На таком берегу хорошо отдохнуть, посмотреть на неспешное течение реки.


  • Утро в сосновом бору
  • Пейзаж с озером
  • Сокольники

  • Утро в сосновом бору Шишкин
  • Пейзаж с озером Шишкин
  • Сокольники Левитан




  • 1 2

  • 1 2

Людмила Шарова
Конспект открытого занятия с презентацией «Знакомство с творчеством И. И. Шишкина»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе.

Тема : Знакомство с творчеством И . И. Шишкина

Задачи :

Продолжать знакомить детей с творчеством И . И. Шишкина . Развивать интерес к изобразительному искусству.

Учить видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности.

Воспитывать : любовь к родной природе, эстетические чувства, желание посещать музеи, уважение ко всему живому на земле.

Материал :

1. Репродукция И. Крамского «Портрет И. И. Шишкина » .

2. Репродукции картин И. И. Шишкина :

«Дебри»

«Сосны, освещенные солнцем»

«Дубы, вечер»

«Полдень. В окрестностях Москвы.»

«Рожь»

«Лесные дали»

«Утро в сосновом лесу»

3. Музыкальное сопровождение (шум леса, голоса птиц)

Ход занятия:

Воспитатель : А сейчас настало время стать участниками путешествия, в которое приглашает художник, больше всего любивший изобразить на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная – Шишкин , а имя и отчество – очень русские и простые Иван Иванович. (Рассказ педагога сопровождается показом слайдов)

И. И. Шишкин родился в городе Елабуге. В его родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах рассказать об этом людям. Так он стал великим художником – пейзажистом. Пришло время и нам познакомится с ним .

Рассказ воспитателя о картинах художника :

1) «Портрет Ивана Ивановича Шишкина » написал Иван Крамской в 1873 г.

(слайд 1) . Художник-пейзажист действительно собрался в дальний путь. На нём шляпа, защищающая от солнца и дождя, высокие сапоги, в руках длинная палка, помогающая идти сквозь густые заросли и топкие болота. На плече этюдник с красками, а под рукой сложенный большой зонт.

И. И. Шишкин – художник , который исходил пешком сотни километров по

лесам и полям России.

2)Перед вами картина «Дебри» (слайд 2) . На картине изображены ели и

сосны, спрятавшиеся в непроходимой лесной чащобе. Ели и сосны растут близко друг к другу, в лесу стоит полумрак, даже становится страшно.

3)А сейчас «выбираемся» из дебрей и выходим на опушку леса. Перед

вами картина «Сосны, освещенные солнцем» (слайд 3) . В лесу светло, солнце освещает могучие сосны. Мы слышим пение птиц и продвигаемся вперед, и попадаем не просто в лес, а в настоящую дубраву.

4) Картина «Дубы, вечер.» (слайд 4) . Деревья приветствуют нас, как огромные великаны.

5) А сейчас нам предстоит перейти через поле. «Полдень в окрестностях Москвы» (слайд 5) .

6) И. И. Шишкин ничего не сочинял в своих пейзажах, а рисовал, то, что он видел. Но, именно, в картине «Рожь» (слайд 6) . он допустил сознательную ошибку, чтобы сделать пейзаж более выразительным. Чего в «чистом» поле никогда не бывает, а Шишкин рисовал «в полный рост» (могучие деревья никогда не растут в полях, их выкорчёвывают) . Если их убрать в поле, к картине будет пусто, скучно. Введя в изображение поля вековые, могучие сосны, пейзаж художника стал, узнаваем, и стал носить русский характер – простор, раздолье с бескрайними полями и вековыми могучими деревьями (воспроизвести вместе с детьми картину «Рожь» показать бескрайние поля)

7) Картина «Лесные дали» (слайд 7) вызывает чувство полёта, словно разбегаемся с высокого холма. Летим как птицы над густым, непроходимым лесом, вдалеке видим озеро, окутанное туманом (видим птицу, одиноко стоящую сосну) .

8) «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (слайд 8) . В лесу тихо, но совсем недавно здесь хозяйничал вечер или ураган. Под сосной расположились медведи, жители этого леса – медведи намерены полакомиться мёдом диких пчёл, на сосне, возле которой они сидят, укреплена «мёда полная колода» . Сосны в этом лесу особенные…

А сейчас настала пора сделать «привал» и полюбоваться картиной.

9) Картина «Утро в сосновом лесу» (слайд 9) написана И. И. Шишкиным более ста лет назад .

Игра «Войдём в картину» (слева, из центра, справа)

А сейчас тихо «постоим» в лесу (звучит музыка просыпающегося дня) .

Шишкин показывает в картине как наступает утро : утренний туман, в глубине рассеивающийся на глазах, росу на засохшем стволе.

Итог : Возвращение в группу. Сюрпризный момент : угощение конфетами «Мишка – косолапый» , на фантиках которых изображен фрагмент картины «Утро в сосновом бору» .

Литература :

1. Г. Е. Ветрова. Сказки о художниках. И. И. Шишкин . Белый город, 2001 г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/ 2002г., статья М. Манцевич. «Художник – пейзажист; Путешествие и страны» .

3. Знакомство с пейзажами и художниками – пейзажистами.




В.Л.Боровиковский В 18 веке эту болезнь лечить не умели. Мария в скором времени умерла, ее жизнь была очень короткой и несчастливой. Портретом восхищались не только современники. К примеру, спустя сто лет, поэтом Я. Полонским написаны эти замечательные строки, посвященные ей: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали. Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. О какой картине идет речь и о какой болезни говорит автор




Художник-самоучка, всегда шел в искусстве своим путем ища новые методы в технике изобразительного искусства. Почти каждая его картина разжигала нешуточные сплетни и страсти: его обвиняли в стремлении к дешевым эффектом, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен, использовании светящихся красок. О каком художнике идет речь.


Архип Иванович Куинджи ()


Художник снял комнату в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Долго стоял у окошка, смотрел на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Надевал сапоги, долго шел по побуревшей от навоза дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. В сапогах мерзли ноги. Надел валенки- за первый же час промокли насквозь. -Весна близко, -сказала хозяйка, помогая художнику переобуться. Она печально вздохнула. -Далеко еще до весны, Дарья Петровна. Ой далеконько… Но весна пришла, как приходит всегда,- неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул за окошко и рассмеялся: за окном голубое небо. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось! О создании какой картины идет речь, назовите автора картины?


Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели» Саврасов ()




Архип Иванович Куинджи () «Березовая роща»


До глубокой старости дожил художник и до последнего дня не выпускал кисти из рук. Ни возраст, ни болезни не могли заставить его отказаться от любимой работы. Когда ему было за пятьдесят, у него стала сохнуть правая рука он был в расцвете своего дарования, не мог бросить живопись, не выполнив своих замыслов. Пришлось писать левой рукой, для чего он сделал привесную палитру: прикрепляя ее к поясу на ремнях. Назовите имя художника?


Иван Иванович Шишкин ()


Виктор Михайлович Васнецов () Как художник называл свою картину «Три богатыря» ?



© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал