Некрасов николай алексеевич критика. Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта

Главная / Монтаж электропроводки

Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера 28 ноября (10 декабря) 1821 г. Через два года после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Грешнево. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе поэта. И связано это было прежде всего с деспотическим характером отца - Алексея Сергеевича. Несколько лет Некрасов обучался в Ярославской гимназии. В 1838 г., следуя воле отца, уезжает в Петербург, чтобы поступить в Дворянский полк: отставной майор желал видеть сына офицером. Но, оказавшись в Петербурге, Некрасов нарушает отцовскую волю и пытается поступить в университет. Наказание последовало весьма суровое: отец отказал сыну в материальной помощи, и Некрасов должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Сложность заключалась и в том, что подготовка Некрасова оказалась недостаточной для поступления в университет. Мечта будущего поэта стать студентом так и не осуществилась.

Некрасов стал литературным поденщиком: он писал статьи для газет и журналов, стихи на случай, водевили для театра, фельетоны - все то, что пользовалось большим спросом. Денег это давало немного, явно недостаточно для жизни. Много позднее в своих мемуарах его современники нарисуют запомнившийся им портрет молодого Некрасова, «дрогнувшего в глубокую осень в легком пальто и ненадежных сапогах, даже в соломенной шляпе с толкучего рынка». Тяжелые годы молодости потом сказались на здоровье писателя. Но необходимость самому зарабатывать себе на жизнь оказалась сильнейшим импульсом к писательскому поприщу. Много позднее, в автобиографических заметках он так вспоминал о первых годах жизни в столице: «Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы». Некрасов пишет в основном прозу: повести, рассказы, фельетоны. К этим же годам относятся и его драматургические опыты, прежде всего водевили.

Романтическая душа юноши, все его романтические порывы отозвались в поэтическом сборнике с характерным названием «Мечты и звуки». Он вышел в 1840 г., но не принес молодому автору ожидаемой славы. Отрицательную рецензию на него написал Белинский, и это для молодого автора было приговором. «Вы видите по его стихотворениям, - утверждал Белинский, - что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость, и - скука». Некрасов скупил большую часть издания и уничтожил ее.

Прошло еще два года, и поэт и критик встретились. За эти два года Некрасов изменился. И.И. Панаев, будущий соредактор журнала «Современник», считал, что Белинского привлек в Некрасове «резкий, несколько ожесточенный ум». Он полюбил поэта «за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, которые вынес он из своей труженической и страдальческой жизни - и которому Белинский всегда мучительно завидовал». Влияние Белинского было огромным. Один из современников поэта, П.В. Анненков писал: «В 1843 году я видел, как принялся за него Белинский, раскрывая ему сущность его собственной натуры и ее силы, и как покорно слушал его поэт, говоривший: «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне».

Но дело не только в собственных исканиях писателя, его собственном становлении. Начиная с 1843 г. Некрасов выступает и как издатель, ему принадлежит весьма важная роль в объединении писателей гоголевской школы. Некрасов становится инициатором издания нескольких альманахов, наиболее известным из которых является «Физиология Петербурга» (1844-1845), «едва ли не лучший из всех альманахов, которые когда-либо издавались», по утверждению Белинского. В двух частях альманаха были опубликованы четыре статьи Белинского, очерк и стихотворение Некрасова, произведения Григоровича, Панаева, Гребенки, Даля (Луганского) и др. Но еще большего успеха добивается Некрасов и как издатель, и как автор другого изданного им альманаха - «Петербургского сборника» (1846). В сборнике приняли участие Белинский и Герцен, Тургенев, Достоевский, Одоевский. Некрасов поместил в него ряд стихотворений, в том числе сразу же ставшее знаменитым «В дороге».

«Небывалый успех» (если воспользоваться словами Белинского) изданий, предпринятых Некрасовым, вдохновил писателя на осуществление новой идеи - на издание журнала. С 1847 по 1866 г. Некрасов редактирует журнал «Современник», значение которого в истории русской литературы трудно переоценить. На его страницах появились произведения Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), И. Гончарова («Обыкновенная история»), рассказы из цикла «Записки охотника» И. Тургенева, повести Л. Толстого, статьи Белинского. Под эгидой «Современника» печатается первый сборник стихотворений Тютчева, сначала как приложение к журналу, затем - как отдельное издание. В эти годы Некрасов выступает и как прозаик, романист, автор романов «Три страны света» и «Мертвое озеро» (написаны в соавторстве с А.Я. Панаевой), «Тонкий человек», целого ряда повестей.

В 1856 г. здоровье Некрасова резко ухудшилось, и он вынужден передать редактирование журнала Чернышевскому и уехать за границу. В том же году выходит второй сборник стихотворений Некрасова, имевший колоссальный успех.

1860-е гг. относятся к самым интенсивным и напряженным годам творческой и редакторской деятельности Некрасова. В «Современник» приходят новые соредакторы - М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А. Антонович и др. Журнал ведет ожесточенную полемику с реакционными и либеральными «Русским вестником» и «Отечественными записками». В эти годы Некрасовым написаны поэмы «Коробейники» (1861), «Железная дорога» (1864), «Мороз, Красный нос» (1863), начата работа над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо».

Запрещение «Современника» в 1866 г. заставило Некрасова на время отказаться от редакторской работы. Но спустя полтора года ему удалось договориться с собственником журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским о передаче редакции этого журнала в его руки. В годы редактирования «Отечественных записок» Некрасов привлекает к журналу талантливых критиков и прозаиков. В 70-е гг. он создает поэмы «Русские женщины» (1871-1872), «Современники» (1875), главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир»).

В 1877 г. выходит последний прижизненный сборник стихотворений Некрасова. В конце этого года Некрасов умер.

В своем проникновенном слове о Некрасове Достоевский точно и емко определил пафос его поэзии: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его...», - так сказал о Некрасове Ф.М. Достоевский. В этих словах, действительно, - своего рода ключ к пониманию художественного мира некрасовской поэзии, к звучанию самых задушевных его тем - темы судьбы народной, будущего народа, темы назначения поэзии и роли художника.

Библиография:

    Библиография литературы о Н.А. Некрасове. 1917-1952 / Сост. Л.М. Добровольский, Б.В. Лавров. М.; Л.: АН СССР, 1953. 207 с.

    Дульнева К.П., Рудяков Г.М., Л.П. Новикова. Библиография литературы о Некрасове за 1953-1958 годы // Некрасовский сборник / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.-Л., 1960. Вып. III. С. 367-386.

    Дульнева К.Д. Библиография литературы о Некрасове за 1859 - 1869 годы // Н.А. Некрасов и русская литература. 1821-1971. М., 1971. С. 477-504.

    Мостовская Н.Н. Библиография литературы о Некрасове, 1970-1974 // Некрасовский сборник / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л., 1978. Вып. VI. С. 179-201.

    Мостовская Н.Н. Библиография литературы о Некрасове, 1975 - начало 1986 // Некрасовский сборник. Л., 1988. Вып. IX. С. 175-202.

    Мостовская Н.Н. Библиография литературы о Некрасове, 1987 - начало 2000 // Некрасовский сборник. СПб., 2001. Вып. XIII. С. 245-270.

    Н.А. Некрасов и Ярославский край: Указ. лит. Ярославль, 1959. 76 с.

    Н.А. Некрасов и Ярославский край: Указ. лит. за 1986 - 1995 годы (Сост. М.В. Бекке) // Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1997. Вып. 3. С. 353-365.

Воспоминания о поэте:

    Буткевич А.А. Из дневников и воспоминаний // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 170-184.

    Бывший сотрудник «Отечественных записок». Воспоминания о Н.А. Некрасове // Всемирный Вестник. 1903. №1. С. 124-138.

    Гамазов М.К. К «Воспоминаниям» А.Я. Головачевой // Ист. вестник. 1889. №4. С. 34-55; № 5. С. 276 - 304; № 6. С. 531 - 561.

    Горячим словом убеждения: («Современник» Некрасова - Чернышевского): Воспоминания, дневники, объявления журнала, письма, «Колокол» о «Современнике», правительственный лагерь о «Современнике». М.: Современник, 1989. 543 с.

    Григорович Д.В. Литературные воспоминания. Л.: Academia, 1928. 515 c.

    Живые страницы: Н.А. Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974. 448 с.

    Е.Л. Воспоминания о Н. Д. Некрасове // Научное обозрение. 1903. № 4. (апрель).

    С. 131—141.

    Кривенко С.Н. Из рассказов Некрасова // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 207-210.

    Н.А. Некрасов в воспоминаниях и документах / Под ред. Ю.Г. Оксмана. Л.: Academia, 1930. 300 с.

    Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит, 1971. 598 с. (Сер. лит. мемуаров).

    Некрасова Н.П. Мои воспоминания // Некрасов: К 50-летию со дня смерти. Л., 1928. С. 9-23.

    Некрасова-Рюмлинг Е. А. Н. А. Некрасов в домашнем быту // Вестник литературы. 1920. № 2 (14). С. 4—6.

    Иванова (Фохт-Рюмлинг) Е.А. Воспоминания сестры поэта / [публ. О.А. Замареновой // Карабиха. Ярославль, 1997. Вып. 3. С. 208—221.

    Немирович-Данченко В.И. Мои встречи с Некрасовым // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 591-599.

    Панаев В.А. Воспоминания // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 196-200.

    Панаев И.А. О Н.А. Некрасове // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 535-548.

    Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1988. 480 с.

    Панаева А.Я. Воспоминания. М., 1986. 512 с.

    Пономарев С.И. Копеечная свечка в память о Некрасове // Отечественные записки. 1878. №3. С. 100-110.

    Потанин Г.Н. Воспоминания о Н.А. Некрасове // Ист. вестник. 1905. №2. С. 458-489.

    Пыпин А.Н. Н.А. Некрасов. СПб., 1905. 323 с.

    Пыпин А.Н. Н.А. Некрасов. Несколько воспоминаний // Вестник Европы. 1903. № 11. С. 64-117; № 12. С. 567-644.

    Скабичевский А.М. Литературные воспоминания. М.: Аграф, 2001. 432 с.

    Шестидесятые годы. М.А. Антонович. Воспоминания. Г.З. Елисеева. Воспоминания / [вступ. ст., коммент. и ред. В. Евгеньева-Максимова и Г.Ф. Тизенгаузена]. М.; Л.: Academia, 1933. 580 с. (Русские мемуары, письма и материалы).

    Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки (1854-1886). М.-Л., 1934. 586 с.

Критико-биографическая литература:

    Ашукин Н. Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова. М.; Л.: Academia, 1935. 569 с. (Лит. пособия).

    Ашукин Н. Как работал Некрасов. М.: Мир, 1933. 95 с. («Как работали классики»).

    Басина М Литейный 36. Л.: Детская литература, 1971. 256 с.

    Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо Н.А. Некрасова): [Текст] / Т.А. Беседина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 216 с.Брюсов В.Я. Н.А. Некрасов как поэт города // Избранные сочинения: В 2 т. М., 1955. С. 231-236.

    Бухштаб Б. Н.А. Некрасов. Статьи и исследования. Л.: Сов. писатель, 1989. 352 с.

    Гин М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. М.: Сов. писатель, 1971. 303 с.

    Гин М., Успенский В.С. Некрасов - драматург и театральный критик. М.; Л.: Искусство, 1958. 147 с.

    Гин М.М., Евгеньев-Максимов В.Е. Семинарий по Некрасову. Л.: ЛГУ, 1955. 228 с.

    Григорьев А.Д., Иванова И.Н. Язык лирики XIX в. Пушкин. Некрасов. М.: Наука, 1981. 340 с.

    Данилова М.Д. Основные подходы к мемориализации усадьбы Н.А. Некрасова «Карабиха» и созданию экспозиции // Музеи Верхней Волги: проблемы, исследования, публикации / ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1997. С. 14 - 40.

    Данилова М.Д. Карабиха // Знаменитые музеи-усадьбы России. М.: АСТ-ПРЕСС. 2010. С. 197-219.

    Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова: В 3 т. М.-Л.: Худож. лит, 1947 - 1952. Т. 1-3.

    Евгеньев - Максимов В.Е. Николай Алексеевич Некрасов. Ярославль, 1946. 260 с.

    Евгеньев-Максимов В.Е. Некрасов и театр. М.; Л.: Искусство, 1948. 282 с.

    Евгеньев-Максимов В. Некрасов и Петербург. Л., 1947. 247 с.

    Евгеньев-Максимов В.Е. Творческий путь Н.А. Некрасова / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.; Л, 1953. 282 с.

    Еголин А.М. Н.А. Некрасов. М.: Госкультпросветиздат, 1952. 78 с.

    Емельянов Н.П. "Отечественные записки" Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова -Щедрина (1868-1884). Л.: Худож. лит., 1986. 336 с.

    Жданов В. Жизнь Некрасова. М.: Худож. лит., 1981. 239 с.

    Жданов В. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 1971. 494 с.: ил. (Жизнь замечат. людей).

    Зонтиков Н.А. Некрасов и Костромской край: страницы истории / Сост. и ред. Н.А. Зонтикова. Кострома: ДиАр, 2008. 384 с.Иванов Г.К. Н.А. Некрасов в музыке. М.: Сов. композитор, 1972. 52 с.

    Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1964. 390 с.

    Красильников Г.В. Ярославское литературное окружение Н.А. Некрасова: [автореф. …дис. канд. филологич. наук] / Ивановск. гос. ун-т. Иваново, 2006. 20 с.

    Краснов Г.В. Н.А. Некрасов в кругу современников / Коломен. гос. пед. ин-т. Коломна, 2002. 216 с.

    Лебедев Ю.В. Н.А. Некрасов и русская поэма 1840-1850 годов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. 136 с.

    Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова: В 3 т. Т.1: 1821-1855 / Отв. ред. Б.В. Мельгунов; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2006. 581 с.

    Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова: В 3 т. Т.2: 1856-1866 / Отв. ред. Б.В. Мельгунов; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2007. 555 с.

    Летопись жизни и творчества Н.А.Некрасова: В 3 т. Т.3: 1867-1877 / Отв. ред. Б.В. Мельгунов; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2009. 705 с.

    Литературное наследство / АН СССР. М.: Наука, 1931-

Т.49-50: Н.А. Некрасов. Кн. 1. М., 1949. 655 с.

Т.51-52: Н.А. Некрасов. Кн.2. М., 1949. 671 с.

Т.53-54: Н.А. Некрасов. Кн.3. М., 1949. 639 с.

    Ломан О.В. Некрасов в Петербурге. Л.: Лениздат, 1985. 247 с.: ил. (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде).

    Ломан О.В. Некрасов и народное просвещение. Ярославль, 1957. 68 с.

    Макеев М.С. Николай Некрасов: поэт и предприниматель. М.: Макс Пресс, 2009. 236 с.

    Макеев М. Литература для народа: протекция против спекуляции (к истории некрасовских "красных книжек") // Новое литературное обозрение. 2013. №6. С.130-147.

    Мельгунов В.В. «Всему начало здесь…»: (Некрасов и Ярославль). Ярославль: Верхняя Волга, 1997. 240 с.

    Мельгунов Б.В. Некрасов - журналист. (Малоизученные аспекты проблемы) / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1989. 280 с.

    Мельшин Л. (Якубович П.Ф.). Н.А. Некрасов: Его жизнь и литературная деятельность: Критико-биогр. очерк. СПб., 1907. 96 с.

    Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Сов. писатель, 1991. С. 416-482.

    На память о Николае Алексеевиче Некрасове. СПб, 1878. 147 с.

    Некрасов Николай Алексеевич: Учеб. пос.: Компакт-диск / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова; Научно-технологич. гуманит. парк "Ярославия"; ГЛММЗ Н.А. Некрасова Карабиха"; Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова; Литературный музей ИРЛИ РАН. Ярославль, 2004.

    Н.А. Некрасов: Биография, критич. обзор поэзии. Собр. стихотворений, посвященных памяти поэта. Свод статей о Н.А. Некрасове с 1840 года / Сост. А. Голубев. СПб., 1878. 154 с.

    Н.А. Некрасов и русская литература. 1821 - 1971. М.: Наука, 1971. 511 с.

    Н.А. Некрасов и современность: Сб. статей и материалов / Сост. Л.А. Розанова. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. 191 с.

    [Некрасов] // Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / Сост. и коммент. Л.А. Сугай. М., 1998. С. 464-491.

    Некрасов и Ярославский край. Ярославль: Яросл. кн. изд-во, 1953. 195 с.

    Некрасов Н.К. «В краю моем родном»: Некрасовские места России. М.: Сов. Россия, 1984. 194 с.

    Некрасов Н.К. Некрасовские места России / Гравюры А. Мищенко. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. 176 с.

    Некрасов Н.К. «О Волга! … колыбель моя!»: Очерк для сред. и старш. возраста. 2-е изд., перераб. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. 144 с.: ил.

    Некрасов Н.К. По их следам, по их дорогам. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1975. 304 с.: ил.

    Некрасов Н. По следам некрасовских героев. М.: Сов. Россия, 1970. 173 с.: ил.

    Некрасов Н.К. Сейте разумное…: Очерки о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. М.: Сов. Россия, 1989. 320 с.

    Некрасовский сборник: к 100-летию со дня рождения поэта / под ред. проф. В.Н. Бочкарева. Ярославль: Ярославское издательство Ярославского сельско-хозяйственного и кустарно-промыслового союза кооперативов, 1922. 119, с.

    Некрасовский сборник [Текст] / Акад. наук СССР; Ин-т русской лит. (Пушкинский дом). М.; Л.: Наука, 1951 -

Т.1: М.; Л.: Наука, 1951. 276 с.

Т.2: М.; Л.: Наука, 1956. 516 с.

Т.3: М.; Л.: Наука, 1960. 396 с.

Т.4: Л.: Наука, 1967. 296 с.

Т.5: Л.: Наука, 1973. 332 с.

Т.6: Л.: Наука, 1978. 208 с.

Т.7: Л.: Наука, 1980. 240 с.

Т.8: Л.: Наука, 1983. 214 с.

Т.9: Л.: Наука, 1988. 210 с.

Т.10: Л.: Наука, 1988. 224 с.

    Некрасовский сборник / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит.(Пушк. дом). СПб: Наука, 1998 -

Т.11-12: СПб.: Наука, 1998.

Т.13: СПб.: Наука, 2001. 286 с.

Т.14: Спб.: Наука, 2008. 284 с.

    О Некрасове // Андреевский С.А. Книга о смерти / [изд. подгот. И.И. Подольская]. М.: Наука, 2005. С. 342-361.

    Пайков Н. Феномен Некрасова: (Избр. статьи о личности и творчестве поэта) / Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2000. 120 с.

    Пайков Н.Н. Некрасовские места Ярославля. Ярославль, 2004. 16 с.

    Прийма Ф.Я. Некрасов и русская литература / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1987. 264 с.

    Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 239 с.

    Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Коммент. Л.: Просвещение, 1970. 320 с.

    Сабурова Т.Г. Последняя фотография Некрасова // Гос. ист. музей. Труды. М., 1991. Вып. 79. С. 164-169.

    Сабурова Т. Фотография художника Тулинова // Фотография. 1992. № 7-8. С. 32-33.

    Скабичевский А.М. Николай Алексеевич Некрасов: (Его жизнь и поэзия) // Отеч. записки. 1878. №5-6.

    Скатов Н.Н. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 1994. 411 с. (Жизнь замечат. людей).

    Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели: Очерки. М.: Сов. Россия, 1986. 336 с.

    Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему…»: О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. 174 с.

    Скатов Н.Н. Сочинения: В 4-х т. Т.3: Некрасов. СПб.: Наука, 2001. 536 с.

    Смирнов С.В. Автобиографии Некрасова. Новгород, 1998. 210 с.

    Смирнов С.В. "И вот они опять, знакомые места..." (литературно- краеведческие аспекты изучения Некрасова): [монография] / ННОУ Институт управления (г. Архангельск). Ярославль: ЯФ МИУ, 2007. 160 с.

    Степина М.Ю. Н.А. Некрасов в русской критике 1838-1848 гг.: [автореф. дис. ...канд. филологии] / РАН; Ин-т рус. лит (Пушкинский дом). СПб., 2013. 26 с.

    Тарасов А.Ф. Некрасов в Карабихе. 3-е изд., доп. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989. 224 с.: ил.

    Тынянов Ю.Н. Стихотворные формы Некрасова // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 18-27.

    Филипповский Г.Ю. Глубины некрасовского текста: монография. Ярославль: Изд-во "Канцлер", 2010. 150 с.

    Чуковский К. Гоголь и Некрасов. М.: Худ. лит, 1952. 86 с.

    Чуковский К. Некрасов: Статьи и материалы. Л.: Кубуч, 1926. 395 с.

    Чуковский К. Мастерство Некрасова. М.: Худ. лит., 1971. 711 с.

    Чуковский К. Собр. соч.: В 15 т. Т. 10: Мастерство Некрасова. Статьи (1960-1969)/ Предисл. и коммент. Б. Мельгунова и Е. Чуковской. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2005. 236 с.

    Шашкова Е.В. Устойчивые образы в поэзии Н.А. Некрасова (родной дом и чужбина): монография / Е.В. Шашкова; Новгородский музей-заповедник. Великий Новгород, 2010. 127 с.

    Шпилевая Г.А. Динамика прозы Н.А. Некрасова: [текст] / Г.А. Шпилевая; Воронежск. гос. ун-т. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. пед. ун-та, 2006. 272 с.

    Яковлев В.И. Гнездо отцов: (Поместья и судебные процессы дворян Некрасовых во второй половине 1730 - начале 1860-х гг.). Ярославль: ЛИЯ, 1996. 144 с.

    Якушин Н.И. Тропа к Некрасову: Докум.-худож. кн. о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. М.: Дет. лит, 1987. 303 с.: ил.

Путеводители по музеям:

    Выставка памяти Некрасова (1878 - 1828): Крат. путеводитель. Л., 1928. 15 с.

    Глевенко Е. Литейный, 36: Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова: Путеводитель. СПб: Серебряные ряды, 2001. 63 с.: ил.

    Карабиха: Дворцы и усадьбы: [Еженедельное издание]. М., 2012. Вып. 54. 32 с.

    Карабиха. Музей-усадьба Н.А. Некрасова / Авт.-сост. А.Ф. Тарасов. М.: Сов. Россия, 1974. 36 с.

    Ломан О.В. Музей-квартира Н.А. Некрасова. Л.: Лениздат, 1971. 69 с.

    Музей-усадьба Н.А. Некрасова в Карабихе / Авт. А. Тарасов. М.: Сов. Россия, 1967. 14 с.: ил.

    Охотничий домик Н.А. Некрасова в Чудове: Альбом / Сост. и авт. текста А.А. Ермолаева. Л.: Лениздат, 1987. 32 с.

    Суслов А. Карабиха. Ярославская усадьба Н.А. Некрасова: Путеводитель / под общ. ред. Вл. Бонч-Бруевича. М.: ГЛМ, 1948. 94 с. (Литературные памятники и уголки СССР).

    Тарасов А.Ф. Карабиха. Музей-усадьба Н.А.Некрасова: Путеводитель. Ярославль, 1959. -110 с.

    Тарасов А.Ф. Карабиха: Музей-усадьба Н.А.Некрасова: Путеводитель. Ярославль, 1961. -124 с.

    Тарасов А.Ф. Карабиха: музей-усадьба Н.А. Некрасова: Путеводитель. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во., 1972. 80 с.

    Тарасов А.Ф. Карабиха: Музей-усадьба Н.А. Некрасова: Путеводитель. 2-е изд. Ярославль: Верх.-Волжск. кн. изд-во, 1980. 80 с.

    Тюрин В.В. Некрасов в Чудове. Л.: Лениздат, 1983. 86 с.: ил.

    Усадьба Н.А. Некрасова Чудовская Лука / Авт. И.В. Смирнова, Т.Г. Григорьева; Новгородск. гос. объединенный музей-заповедник, Чудовский филиал. Б/м., б/д. 16 с.

    Ярославский мемориальный музей Н.А. Некрасова (Путеводитель по музею) / Сост. С.И. Великанова; Яросл. мемориальный музей Н.А. Некрасова (с. Карабиха, Яросл. обл.). Ярославль: Яросл. обл. гос. изд-во, 1952. 48 с.

Сборники и материалы, изданные ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха»

    О Некрасове: Сб. статей / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1958. Вып. 1. 270 с.

    О Некрасове: Статьи и материалы / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1968. Вып. 2. 336 с.

    О Некрасове: Статьи и материалы / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. Вып. 3. 336 с.

    О Некрасове: Статьи и материалы / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1975. Вып. 4. 320 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; Гос. литерат.-мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.1. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. 244 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; Гос. литерат.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.2. Ярославль, 1993. 355 с.: ил.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; Гос. литерат.-мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.3. Ярославль: ТОО ЛИЯ, 1997. 368 с.: ил. Ярославль, 1997. Вып.3. 368 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1993. Вып.4. 342 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов, Н.Н. Пайков, Е.В. Яновская; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.5: Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2006.

    Карабиха: ист.-лит. сб. / Под ред Н.Н. Пайкова; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.6: Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2009. 415 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Ярославль, 2011. Вып.7. 368 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып. 8. Ярославль, 2013. 240 с.

    Коллекция усадебных фотографий (1860-1940-х гг.) в собрании музея Н.А. Некрасова: Каталог / Сост. Е.А. Кокорина. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. 100 с.: ил.

    Некрасов Николай Алексеевич: Компакт-диск / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова; Научно-технологич. гуманит. парк "Ярославия"; ГЛММЗ Н.А. Некрасова Карабиха"; Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова; Литературный музей ИРЛИ РАН. Ярославль, 2004.

    Некрасов и поиски национального самосознания: ("Некрасов в контексте русской культуры"): Материалы конф. / Ред. Н.Н. Пайков, Е.В. Яновская; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Ярославль: Александр Рутман, 2003. 96 с.

    Некрасов в контексте русской культуры: материалы конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: Александр Рутман, 2006. 104 с.

    Некрасов в контексте русской культуры: материалы науч. конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; Яросл. регион. центр некрасоведческий ислледований при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; ред.-сост. Н.Н. Пайков, Е.В. Яновская. Ярославль: Александр Рутман, 2008. 120 с.

    Н.А. Некрасов в контексте русской культуры: Материалы науч. конф., посвященной 190-летию со дня рождения поэта (Ярославль, 30 июня - 1 июля 2011 года) / Департамент культуры Ярославской области; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: ИПК "Конверсия", 2011. 72 с.

    Н.А. Некрасов в контексте русской культуры: Материалы науч. конф. (Ярославль, 4 - 5 июля 2013 года) / Департамент культуры Ярославской области; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: Издательское бюро "ВНД", 2013. 128 с.

    Н.А. Некрасов в контексте русской культуры: Материалы науч. конф. (Ярославль, 2-3 июля 2015 года) / Департамент культуры Ярославской области; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: ИПК «Конверсия», 2015. 116 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XX века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации. Семиотика пространства: Тезисы докладов / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха", 2000. 52 с.

    Усадебные библиотеки - история и современность: (Русская усадьба XVII- начала XIX вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации): материалы научной конференции / Гос. литерат. - мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха", Яросл. обл. науч. биб-ка им. Н.А. Некрасова. Ярославль: Александр Рутман, 2002. 76 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XX века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Ярославль: Александр Рутман, 2004. 68 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XX в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред. - сост. Е.В. Яновская. Ярославль: Александр Рутман, 2005. 88 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / Деп-т культуры и туризма адм. Яросл. обл., Гос. лит.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"; [Сост. Е.В. Яновская]. Ярославль: Александр Рутман, 2007. 88 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI века. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / Деп-т культуры и туризма адм. Яросл. обл., Гос. лит.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"; [Сост. Е.В. Яновская]. Ярославль, 2009. 126 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / Деп-т культуры и туризма адм. Яросл. обл., Гос. лит.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"; [Сост. Е.В. Яновская]. Ярославль, 2010. 96 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; сост. Е.В. Яновская. Ярославль, 2012. 88 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. (Ярославль, 3-4 июля 2014 года) / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; сост. Е.В. Яновская. Ярославль, 2014. 128 с.

    "Праздники радости": Цикл музейных культурно-образовательных программ: [методич. материалы для педагогов и родителей] / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; [авт.-сост. Н.И. Игнашева, Т.А. Полежаева]; [худ. Н.Н. Бутусова]. Карабиха, 2007. 44 с.

Николай Алексеевич Некрасов - русский писатель и поэт, который своими произведениями заставлял восхищаться весь мир.

Происхождение

Николай Некрасов родился в дворянской семье, которая в то время имела достаточно большое состояние. Местом рождения поэта считается город Немиров, расположенный в Подольской губернии.

Отец писателя, Алексей Сергеевич Некрасов, был военным офицером и состоятельным помещиком, который очень любил играть в азартные игры, карты.

Мать Н. Некрасова, Елена Закревская, происходила из богатой семьи, главой который был уважаемый человек. Елена отличалась широким кругозором и впечатляющей красотой, поэтому родители Закревской были против брака с Алексеем, но свадьба состоялась против воли родителей.

Николай Некрасов очень любил свою мать, что видно в произведениях «Последние песни», «Мама» и в других поэмах и стихотворениях. Именно мама является главным положительным лицом в мире писателя.

Детство и образование поэта

Своё детство писатель провёл со своими братьями и сёстрами в имении Грешнево, которое принадлежало его семье.

Юный поэт видел, как страдает простой народ под гнётом помещиков. Это и послужило идеей для будущих его произведений.

Когда мальчику стукнуло 11 лет, его отправили в гимназию, где он учился до 5 класса. Учился Некрасов слабо, но первые его стихи уже заполняли страницы тетрадей.

Серьёзный шаг. Начало творчества

Следующим шаг Н. Некрасов - это переезд в Санкт-Петербург, где он подал желание посещать лекции в университете.

Отец писателя был строгим и принципиальным человеком, который хотел, чтобы его сын стал военным. Сын пошёл против воли отца, лишая себя финансовой помощи и уважения со стороны семьи.

В новом городе, чтобы выжить, приходилось зарабатывать написанием статей. Так и произошло знакомства начинающего поэта с известным критиком Белинским. Через пару лет Некрасов становится владельцем известного литературного издания, имевшее большое влияние, «Современник», но вскоре цензура закрывает журнал.

Активная деятельность писателя. Вклад в литературу

Заработав значительную сумму денег, Некрасов принимает решение выпустить в свет свой первый сборник стихов «Мечты и звуки». Сборник не пришёлся по душе народу, поэтому это был полный провал, но поэт не стал расстраиваться и взялся за написание прозаических произведений.

Журнал «Современник», в котором Николай Некрасов редактировал и писал тексты, очень сильно повлиял на жизнь на писателя. В это же время поэт создаёт несколько сборников личных стихотворений. Впервые большую известность принесли Некрасову его творения «Крестьянские дети» и «Коробейники».

Журнал «Современник» показал миру таких талантливых людей, как и И. Гончаров, и других писателей, поэтов. Лев Толстой и Федор Достоевский стали известны всему миру благодаря Николаю Некрасову, который принял решение печатать их на страницах журнала.

В 40-х годах 19 века ещё одно издание «Отечественные записки» стало сотрудничать с Николаем Некрасовым.

Юный Некрасов видел, как приходилось тяжело приходилось простому крестьянину, поэтому это не осталось без внимания в произведениях писателя. Яркая особенность творчества Некрасова - использование разговорной речи в произведениях: стихах и рассказах.

Некрасов за десять последних лет жизни выпускает множество известных произведений о декабристах и простом народе: «Кому на Руси хорошо», «Дедушка», «Русские женщины» и другие.

Смерть писателя

В 1875-ом году у Н. Некрасова диагностировали рак кишечника. Свой последний сборник «Последние песни», созданный в страшных муках, поэт посвящает Зинаиде Николаевне - своей жене.

27 декабря 1877 года болезнь одолела Николая Некрасова. Могила писателя, который внёс огромный вклад в литературную жизнь, находится в Санкт- Петербурге.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Николай Некрасов является известным русским поэтом, писателем и публицистом. Его произведения стали классикой русской литературы. Он был одним из первых поэтов, кто начал уделять большое внимание крестьянской жизни.

Проучившись в гимназии 5 лет, он окончил ее в 1837 г., в год, когда трагически погиб . Поскольку отец хотел сделать из сына военного, в 1838 г. он устроил его в Константиновское артиллерийское училище, находящееся в .

Однако военное дело не очень интересовало будущего писателя, вследствие чего он решил поступить в Петербургский университет.

Такое решение привело отца в ярость. Он пригрозил сыну прекратить материальную поддержку, если тот поступит в университет.

Интересно, что Некрасова это нисколько не испугало, в результате чего он начал активно готовиться к сдаче экзаменов. Но сдать их ему не удалось, поэтому он стал вольнослушателем на филологическом факультете.

Трудные годы

В связи с тем, что отец перестал высылать сыну деньги, Николай оказался в крайней нужде. Он часто голодал, и нередко ему было попросту негде ночевать. Какое-то время он жил на улице, влача жалкое существование.

Однажды проходивший мимо него нищий сжалился над ним, и отвел его в одну из трущоб, где он мог хотя бы иметь крышу над головой.

Эти годы станут самыми трудными в биографии Некрасова, хоть они и закалили его юношеский .

Литературная деятельность

Спустя несколько лет, Некрасову удалось приспособиться к условиям в которых он жил. Вскоре он начал писать небольшие статьи и печататься в разных изданиях. Кроме этого, он периодически давал уроки, благодаря чему имел дополнительный доход.

Николай Алексеевич с головой погрузился в литературу, читая произведения русских и зарубежных авторов. После этого он стал оттачивать свое мастерство в написании стихотворений и водевилей, а также усердно работать над прозой.

В результате он заработал ту сумму денег, которая была необходима для публикации его первого сборника стихотворений «Мечты и звуки» (1840 г.).

Интересен факт, что Некрасова сильно расстраивала критика в адрес его произведений, так как по натуре он был очень эмоциональным человеком.

Нечто подобное до него сделал , который скупил и сжег «Ганца Кюхельгартена».

Однако, несмотря на критику, Николай Некрасов не опустил рук, а наоборот продолжил работать над собой. В скором времени он начал сотрудничать с известным петербургским изданием «Отечественные записки».

С каждым годом его работы становились все лучше, и довольно скоро между Некрасовым и Белинским развились теплые и дружеские отношения.

В этот период биографии Некрасова, его произведения начинают активно публиковаться и получать положительные отзывы у критиков, в том числе и у самого Белинского.

В материальном положении писатель также не испытывал никаких трудностей. В 1846 г. он вместе с единомышленниками приобрел журнал «Современник», в котором позже начали печататься многие литераторы: , и т.д.

В связи с тем, что издание находилась под царской цензурой, большая часть произведений носила приключенческий характер, однако это никоим образом не влияло на популярность журнала.

В середине 50-х годов, в биографии Некрасова происходит серьезная неприятность. Он заболевает горловой болезнью, в результате чего ему приходится уехать лечиться в Италию.

Пробыв там какое-то время, он пошел на поправку и снова вернулся на родину. Тем временем его произведения стали считаться одними из лучших, а в числе его верных друзей и помощников оказались и Добролюбов.

В 1866 г. «Современник» был закрыт, вследствие чего Некрасову пришлось искать новые пути для продолжения своей деятельности.

Вскоре он арендовал издание «Отечественные записки», в котором начал успешно публиковать собственные работы, а также сотрудничать с другими литераторами.

Наиболее известным трудом в биографии Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо», которая была закончена в 1876 г.

В ней повествовалось о путешествии 7 простых мужиков, ищущих счастливого человека.

После нее из-под пера поэта выходит множество стихотворений, имеющих положительные отзывы, как у критиков, так и у простого читателя.

Любовь в жизни поэта

В биографии Некрасова было 3 женщины, которые отличались между собой и по характеру, и по социальному положению.

Первой любовью была Авдотья Панаева, которую Некрасов впервые увидел в 1842 г. Вскоре у них начался бурный роман, в результате чего они начали жить вместе.

И хотя они не были официально расписаны, им удалось прожить вместе более 15 лет. Авдотья являлась грамотной и красивой женщиной.

Интересен факт, что в нее был влюблен Федор Достоевский, который, однако, так и не смог добиться взаимности.

Следующей девушкой Некрасова стала француженка Селина Лефрен, отличавшаяся легким характером и простотой.

Их близкие отношения развивались на протяжении нескольких лет, однако до женитьбы дело так и не дошло.

Третьей и последней женщиной в биографии Некрасова стала Фекла Викторова.

Всю свою жизнь она прожила в деревне, и была очень простым и добродушным человеком.

Несмотря на то, что она имела скудное образование, Николай Алексеевич влюбился в нее до беспамятства.

Пара обвенчалась за полгода до смерти поэта, так и не сумев в полной мере насладиться супружеской жизнью.

Смерть

В 1875 г. у Некрасова обнаружили рак кишечника. Болезнь причиняла много страданий, которые не давали ему полноценно заниматься писательской деятельностью.

Однако после того как ему начали приходить письма от преданных читателей, он воспрянул духом и вновь взялся за перо.

Болеющий Некрасов продолжает работать в постели

В последние годы жизни ему удалось написать сатирическую поэму «Современники», а также сочинить ряд стихотворений «Последние песни».

Николай Алексеевич Некрасов умер 27 декабря 1877 г. в возрасте 56 лет. Несмотря на сильные декабрьские морозы, проститься с русским поэтом пришли тысячи людей.

Если вам понравилась биография Некрасова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Николай Алексеевич Некрасов (1821─1877) - выдающийся русский поэт, писатель и публицист, ставший классиком отечественной литературы. Наибольшую известность получили его произведения «Кому на Руси жить хорошо», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Дедушка Мазай и зайцы». В течение длительного времени он занимался активной общественной деятельностью, руководя журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Николай Алексеевич прославился как апологет народных страданий, пытаясь показать через свои произведения истинную трагедию крестьянства. Также он известен как поэт-новатор, активно вводивший в русскую поэзию народные прозаизмы и речевые обороты.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии в семье крупного ярославского помещика Алексея Некрасова. В это время полк, в котором он служил, квартировал в этих местах. Матерью великого поэта была полька Елена Закревская. Вскоре после рождения сына отец бросил военную службу, и семья переселилась под Ярославль в родовое имение Грешнево.

Будущий поэт рано познакомился с реалиями крепостной русской деревни и тяжелого крестьянского быта. Все это производило гнетущее впечатление и оставило в его душе глубокий след. Мрачная и унылая жизнь в этих местах откликнется в будущих стихотворениях поэта «Родина», «Несчастные», «В неведомой глуши».

Осложняли суровые реалии плохие отношения матери и отца, что пагубно отражалось на жизни многодетной семьи (у Некрасова было 13 сестер и братьев). Там же, в родном краю, Некрасов впервые заболел поэзией. Вселила любовь к искусству его любимая матушка, которая была хорошо образована. Уже после ее смерти поэт нашел множество книг на польском языке, на полях которых она оставляла заметки. Свои первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, маленький Коля также посвятил маме:

Любезна маменька, примите
Сей слабый труд
И рассмотрите,
Годится ли куда-нибудь.

После поступления в гимназию Некрасов покинул родной очаг и наслаждался свободой. Он жил в городе на частной квартире вместе с младшим братом и был предоставлен сам себе. Наверное, поэтому учился он неважно, да и с учителями нередко вступал в словесные перепалки и писал о них сатирические стихи.

В 16 лет Николай переезжает в Петербург. Смена обстоятельств оказалась вынужденной, так как после отчисления из гимназии ему грозила военная карьера с непереносимым для свободолюбивого Коли казарменным духом. В 1838 году он приезжает в столицу с рекомендательным письмом для поступления в кадетский корпус, но вместо этого начинает подготовку к поступлению в университет. Подчеркивая свое желание порвать с ненавистным прошлым, в котором единственным светлым пятном были воспоминания о матери, поэт пишет стихотворение «Мысль».

Первый поэтический сборник Некрасова под названием «Мечты и звуки» не был принят ни критиками, ни самим автором. После этого он надолго отошел от лирики, а все попадающие ему в руки экземпляры книги немедленно уничтожал. До самой смерти Николай Алексеевич не любил вспоминать об этих пьесах и стихах.

На литературном поприще

После такого поворота отец отказал в материальной поддержке, поэтому Некрасов вынужден был перебиваться случайными заработками и даже рисковал умереть голодной смертью. Тем не менее он свято верил в литературу как наиболее совершенную форму свободной и разумной деятельности. Даже самая тяжелая нужда не заставила его уйти с этого поприща. В память об этом периоде он начал писать, но так и не закончил роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В период с 1840 по 1843 года Николай Алексеевич занялся написанием прозы, параллельно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Из-под его пера вышло множество рассказов - «Утро в редакции», «Карета», «Помещик 23 лет», «Опытная женщина» и многие другие. Под псевдонимом Перепельского он пишет драмы «Муж не в своей тарелке», «Феокфист Онуфриевич Боб», Дедушкины попугаи», «Актер». Вместе с этим он стал известен как автор многочисленных рецензий и фельетонов.

В 1842 году состоялось долгожданное примирение с отцом, которое открыло ему дорогу домой. «С усталой головой, ни жив ни мертв», - так он описывает возвращение в Грешнево. К тому времени уже престарелый отец простил его и даже гордился способностью сына преодолевать трудности.

На следующий год Некрасов знакомится с В. Белинским, который поначалу не очень серьезно относился к его литературному дару. Все изменилось после появления стихотворения «В дороге», заставившего знаменитого критика назвать его «истинным поэтом». Еще больше Белинский восхитился знаменитой «Родиной». Некрасов не остался в долгу и назвал встречу с ним своим спасением. Как оказалось, поэту с его огромным талантом очень нужен был человек, который озарил бы его своими идеями.

Певец души народной

После написания стихотворения «В дороге», обнажавшего душу интеллигентного человека, которому были не чужды народные страдания, он создает еще около десятка произведений. В них автор аккумулирует всю свою ненависть к бессмысленному мнению толпы, готовой клеймить лживой и пустой болтовней любую жертву тяжелой жизни. Его стихи «Когда из мрака заблужденья» стали одной из первых попыток русских авторов показать светлый образ женщины, загибавшейся от нищеты и несчастий.

В период с 1845 по 1854 год поэт писал не так много, создавая бессмертные стихи «Памяти Белинского», «Муза», «Маша», «Несжатая полоса», «Свадьба». В них трудно не заметить того призвания, которое нашел в своей судьбе великий поэт. Правда, он пока еще с особой осторожностью шел по этому пути, чему способствовали и не лучшие годы для литературы, связанные с усилением реакционного николаевского режима.

Общественная деятельность

Начиная с 1847 года, поэт встал у руля журнала «Современник», став его издателем и редактором. Под его руководством издание превратилось в полноценный орган революционно-демократического лагеря, с ним сотрудничали самые передовые литературные умы России. Несмотря на отчаянные попытки спасти журнал, когда Некрасов продекламировал свои стихи на обеде в честь знаменитого графа Н. Муравьева («вешателя»), в 1866 году «Современник» был закрыт. Поводом к столь решительному шагу властей стали выстрелы Каракозова в Летнем саду, чуть не стоившие жизни императору. До последних дней жалел поэт о своем поступке, назвав это «звуком неверным».

Спустя два года Некрасов все же вернулся к издательской деятельности, приобретя право на издание «Отечественных записок». Этот журнал станет последним детищем Николая Алексеевича. На его страницах он публиковал главы знаменитой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ряд сатирических произведений.

Поздний период

Гораздо более плодотворным был период с 1855 по 1864 год, который начался с воцарения нового императора Александра II. В эти годы Некрасов предстает как истинный творец поэтических картин народной и общественной жизни. Первым произведением в этом ряду стала поэма «Саша». Так получилось, что на это время пришелся общественный подъем, в том числе и зарождение народнического движения. Откликом на это неравнодушного поэта и гражданина стало написание поэмы «Коробейники», «Песни Еремушке», «Размышления у парадного подъезда» и, конечно, «Поэт и гражданин». Стремясь поддержать порыв революционной интеллигенции, он призывает к подвигу и самопожертвованию ради народного счастья в стихотворении «Сеятелям».

Поздний творческий период характеризуется присутствием в стихах элегических мотивов. Они нашли выражение в таких стихотворениях, как «Утро», «Элегия», «Три элегии», «Уныние». Особняком стоит самое известное произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо», ставшая венцом его творческой деятельности. Ее можно назвать настоящим путеводителем по народной жизни, где нашлось место народным идеалам свободы, выразителем которых стал герой произведения Гриша Добросклонов. Поэма содержит большой пласт крестьянской культуры, донесенной до читателя в форме поверий, поговорок, разговорного народного языка.

В 1862 году после расправы со многими друзьями-радикалами Некрасов возвращается в родные места на Ярославщине. Пребывание на малой родине вдохновило поэта на написание поэмы «Рыцарь на час», которую автор особенно любил. Вскоре он купил собственную усадьбу Карабиха, куда приезжал каждое лето.

Поэт и гражданин

В русской литературе Николай Некрасов занял свое, совершенно особенное место. Он стал настоящим народным поэтом, выразителем его чаяний и страданий. Обличая пороки властьпридержащих, он, как мог, заступался за интересы угнетенной крепостничеством деревни. Тесное общение с соратниками по «Современнику» помогло сложиться глубоким нравственным убеждениям, связанным с его активной гражданской позицией. В своих произведениях «О погоде», «Плач детей», «Размышления у парадного подъезда» он делится с читателями своими революционными идеями, рожденными во имя народного счастья.

В 1856 году увидел свет литературный сборник «Стихотворения», ставший своеобразным манифестом прогрессивной литературы, мечтавшей навсегда снять оковы крепостничества. Все это способствовало росту авторитета Николая Алексеевича, который стал нравственным ориентиром для многих представителей тогдашней молодежи. И не случайно его гордо называли самым русским поэтом. В 1860-е годы утвердилось понятие «Некрасовская школа», в которую «зачисляли» поэтов реального и гражданского направления, писавших о народе и говоривших со своим читателем его языком. Среди самых известных авторов этого течения выделяются Д. Минаев и Н. Добролюбов.

Отличительной чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. В своих стихах «Колыбельная песня», «Современная ода» он высмеивает знатных лицемеров и буржуазных филантропов. А в «Суде» и «Песне о свободном слове» виден яркий остросатирический политический подтекст. Поэт изобличает цензуру, помещиков-крепостников и иллюзорную свободу, данную императором.

Последние годы жизни Некрасов страдал от тяжелого онкологического заболевания желудка Он согласился на проведение операции знаменитым доктором Бильротом, но она оказалась безуспешной. Не спасла от тяжелого недуга и поездка в Крым - 27 декабря 1877 Николая Алексеевича не стало. Его похороны превратились в беспрецедентное выражение народных симпатий тысяч людей, пришедших в морозный зимний день почтить память великого поэта.

Личная жизнь

В самые тяжелые времена безденежья Некрасову помог известный в Петербурге держатель литературного салона Иван Панаев. В его доме поэт познакомился со многими выдающимися деятелями литературы - Достоевским, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным. Особняком стояло знакомство с красавицей Авдотьей Панаевой, супругой Ивана. Несмотря на ее твердый нрав, Некрасов сумел добиться расположения женщины. После пришедших успехов Николай Алексеевич приобрел большую квартиру на Литейном, куда въехала и семья Панаевых. Правда, супруг давно охладел к Авдотье и не питал к ней никаких чувств. После смерти Панаева долгожданный брак с Авдотьей не состоялся. Она быстро вышла замуж за секретаря «Современника» А. Головачева и съехала с квартиры.

Терзаемый неразделенной любовью, Некрасов вместе с сестрой Анной отправляется за рубеж, где встречает новую пассию ─ француженку Седину Лефрен. В течение пяти лет они будут поддерживать отношения на расстоянии, однако, получив от преуспевающего издателя много денег, она навсегда исчезла из его жизни.

В конце жизни Некрасов сблизился с Феклой Викторовой, которую по легенде выиграл в карты. Она была девушкой незнатного происхождения и часто стеснялась своего присутствия среди образованного общества. Испытывая к ней скорее отцовские чувства, поэт наградил девушку своим отчеством и поспособствовал приобретению нового имени ─ Зиночка. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что все свои поздние стихи он посвящал А. Панаевой.

Тем не менее незадолго до смерти, уже сильно ослабший и истощённый, поэт решился на венчание с Феклой, которое состоялось во временном храме, сооруженном прямо в столовой его дома.

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал