Жизнь в пресных водах 4. Жизнь в пресных водах

Главная / Электродвигатели

Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит, словно голубой шар. И это неудивительно, ведь 70% Земли занимает вода: в морях и океанах вода соленая, непригодная для питья. Наибольшую ценность для человека и большинства живых существ представляют пресные воды.

Источники пресной воды

Вода играет важнейшую роль, ведь благодаря ей возможна жизнь на нашей планете. Огромные территории земного шара занимают соленые воды морей и океанов, и лишь совсем немного, около 3% - пресные воды, но и их достаточно для поддержания жизнедеятельности.

Главное отличие пресной воды от морской - ее соленость. Концентрация соли в такой воде не должна превышать 0,1%.

Как известно, вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом (лед) и газообразном (пар).

Самый большой запас пресной воды - более 90% – сосредоточен в полярных льдах. Остальная часть сконцентрирована в ручьях, озерах и реках.

Рис. 1. Полярные льды.

Доказано, что самой чистой и полезной является талая вода. При замерзании вся грязь и иные посторонние примеси замерзают в самых верхних или нижних слоях, а в центре формируется кристальной чистый слой. Примечательно также, что соленая вода, превратившись в глыбу льда, вновь становится пресной.

Источники пресной воды на Земле являются возобновляемыми. Это стало возможным благодаря круговороту воды в природе:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • испаряясь с поверхности Мирового океана, вода в виде пара собирается в тучи и облака;
  • тучи, достигнув суши, посылают на землю осадки в виде дождя, снега, града;
  • происходит наполнение пресных водоемов, подземных вод, ледников.

Важнейшая особенность пресной воды - способность самоочищаться. Это происходит благодаря естественным биохимическим процессам и реакциям. У каждых источников пресной воды время на самоочищение разное: полярным льдам на это потребуется 8 тысяч лет, в озерах этот процесс происходит гораздо быстрее, а реки способны восстанавливать чистоту своих вод всего за 10-12 суток.

Рис. 2. Горная река.

Жизнь в пресных водах

В пресноводных водоемах всегда бурлит жизнь, а местная флора и фауна отличается большим разнообразием.

На мелководье и берегу растет камыш, рогоз, тростник, стрелолист. На глубине до одного метра растут очень красивые водные растения: кубышка желтая и кувшинка белая. Их корни крепятся на дне водоемов, а головки цветов покоятся на водной глади. Также на поверхности можно увидеть сальвинию - небольшой водяной папоротник, занесенный в Красную книгу.

Рис. 3. Кубышка желтая.

Самым популярным растением всех пресноводных водоемов является ряска - крошечное водяное растение, которое служит кормом для многих речных и озерных животных. В толще воды в большом количестве обитают одноклеточные водоросли.

Фауна водоемов представлена многочисленными беспозвоночными, насекомыми, микроскопическими организмами. Широко распространены различные виды лягушек, ужи, гадюки, черепахи. В реках и озерах много пресноводной рыбы: щука, судак, сазан, плотва, сом, окунь и другие.

Такое обилие различных растений и мелких животных привлекает к пресноводным водоемам много птиц и более крупных животных, которые живут и охотятся в прибрежной зоне: ондатра, выдра, бобр.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать водоȅм по фотографии, определять с помощью атласа - определителя растения пресного водоȅма, узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод, выявлять экологические связи в пресном водоȅме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод своего края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона, осуществлять взаимопроверку. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану в учебнике, обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни к воде, извлекать из книг «Зелȅные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресных вод, о поведении людей и обсуждать еȅ.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать основные правила поведения в окружающей среде, понятие - природное сообщество «водоȅм».

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - различать способ и результат действия.

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно - познавательных задач

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Основные понятия и определения

Основные правила поведения в окружающей среде, понятие - природное сообщество «водоȅм».

Подготовка к усвоению нового материала

Познакомимся с природным сообществом пресных вод. Будем учиться бережному отношению к водным растениям и животным

Вспомни, по своим наблюдениям, какие рас-тения и животные встречаются в воде и у во-ды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

1.Опишите водоём по фотографии.

2.Рассмотрите в гербарии растения пресно-го водоёма. Определите их с помощью атласа- определителя.

3.По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв по-лоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

4.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Изучение нового материала

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРЕСНЫХ ВОД

Живые организмы пресных вод (растения, жи-вотные, бактерии) образуют природное сооб-щество

Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднима-ются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, напри-мер, ряска, которая плавает на поверхности во-ды. А в толще воды плавают мельчайшие (мик-роскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной

Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организ-мов. Подводные заросли растений служат убе-жищем для животных.

Понаблюдаем за животными. Вот по поверх-ности воды стремительно бегают клопы-во-домерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

В толще воды плавают хищные жуки-плавун-цы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука.

1.Утка-кряква: самка (а) и самец (б).2.Бобр, его плотина и хатка. 3. Камыш. 4. Клоп-водомерка. 5. Жук-плавунец. 6. Ка-рась. 7. Двустворчатые моллюски. 8. Речной рак. 9. Микроскопические зелёные водо-росли. 10. Тростник. 11. Цапля. 12. Стрело-лист. 13. Рогоз. 14. Кубышки. 15. Лягушка. 16. Кувшинка. 17. Щука. 18. Головастики. 19. Катушка. 20. Элодея. 21. Прудовик.

Карась питается растениями, личинками насеко-мых. Щука относится к хищным рыбам.

На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мёртвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интерес-но. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.

Жизнь многих птиц, например уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млеко-питающие — бобр, ондатра, водяная крыса, выдра. Информацию о них и изображения этих животных ты можешь найти в атласе-опреде-
лителе.

На водных растениях живут другие моллюс-ки — растительноядные улитки прудовик и ка-тушка. У них закрученные раковины.

Перловица Беззубка Прудовик Катушка

В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бакте-рий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются.

Из них образуются соли. Эти соли растворяют-ся в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

ЧЕЛОВЕК У ВОДЫ

Ты уже знаешь, как вредит всему живому за-грязнение воды. Но не только над этим нам стоит задуматься

Многие красивые, интересные растения и жи-вотные, обитающие в пресных водах или на бе-регах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кубышку и кувшинку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем бе-речь лягушек и головастиков!

Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь участво-вать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду по-рой бывает опасно. Весной принимай участие в другой работе — спасении молоди рыб. Дело в том, что после весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или вёд-рах в безопасные места.

Осмысление и понимание полученных знаний

По своим наблюдениям расскажи, какие рас-тения и животные пресных вод встречаются в ва-шем крае.

Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.

По приведённому на с. 165 плану дай характе-ристику пресноводного сообщества вашего края.

Обсудим!

Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

Как приспособлены к жизни в воде и у во-ды различные растения и животные?

Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчез-нуть лягушки?

Проверь себя

Какие живые организмы составляют пресно-водное сообщество? 2. Какие растения и живот-ные пресных вод нуждаются в особой охране?

В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Вывод

В пресных водах обитают разнообразные жи-вые организмы (растения, животные, бакте-рии). Они составляют природное сообщество. Многие растения и животные пресноводного сообщества нуждаются в охране.

Задания для домашней работы

1.В тёплое время года проведите наблюде-ния у реки, озера или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удаст-ся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук-плавунец, как бегает по воде клоп-водомер-ка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых откры-тий и ярких впечатлений.

2.В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи рас-крыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Все пресные водоёмы ‒ от временных луж до рек и озер ‒ населённые живыми существами. Одни животные вынуждены приспосабливаться к быстрому течению, другие ‒ к периодическому высыханию их жилья, третьи ‒ научились выживать в условиях жёсткой конкуренции за пищу. Жители водоёмов дышат атмосферным воздухом или кислородом, растворенным в воде.

Жизнь в пресных водоёмах и на их берегах довольно разнообразная, даже на разных отрезках одной и той же реки могут жить совсем неодинаковые виды живых существ. Это связано с тем, что водоём может начинаться высоко в горах и иметь чистую холодную воду с быстрым течением, поэтому её жители будут приспособлены к таким, довольно экстремальных условиях. Когда же эта река протекает долиной, её течение значительно замедлится, температура воды будет немного выше и в ней будут хорошо себя чувствовать другие виды рыб, земноводных и насекомых. Сегодня мы поговорим о различных животных со всех уголков нашей планеты, которые выбрали себе домом пресные водоёмы.

Большеголовая черепаха (Platysternon megacephalum)


фото

Житель горных рек и ручьёв южного Китая и Индокитая. Это хищное животное, имеющее длину панциря до 20 см и охотящееся на водных беспозвоночных, рыб и лягушек. Она имеет очень низкую плодовитость: в кладке всего два яйца. Большеголовая черепаха ведёт сумеречный образ жизни. Очень подвижная. Необычным является умение хорошо лазить по скалам, кустам и деревьям. А голова черепахи настолько велика, что её нельзя втянуть под панцирь. И длинный хвост тоже не вмещается под ним.

Пираньи (Serrasalminae)


фото

Около 25 различных видов пираний населяют реки и озера тропических регионов Южной Америки. Эти хищники нападают на другие виды рыб. Чаще всего их жертвами становятся травмированные или больные особи. Сигналом, который побуждает этих рыб к нападению, есть запах крови. Но рассказы о кровожадности пираний сильно преувеличены. Они становятся опасными, как правило, только в необычных стрессовых ситуациях. Это случается во время засухи, когда реки очень пересыхают и рыбы невольно оказываются скученными в уцелевших водоёмах. Часто в их агрессивности бывает виноват и сам человек. Во многих местах принято сбрасывать отходы скотобоен в реки, таким образом, люди приучают рыб к мясу и запаха крови.

Серая цапля (Ardeacinerea)


фото

Жизнь в пресных водоёмах интересует и самую большую из цапель Европы. Её ареал занимает большую часть Евразии. Серая цапля населяет прибрежные районы рек, озер и водохранилищ. Питается прибрежными и водяными насекомыми, рыбой, лягушками. Также её добычей становятся ящерицы, змеи, мелкие птицы и млекопитающие, которых она находит в прибрежных зарослях. Гнездится колониями, часто вместе с другими видами цапель. В кладке 4-6 яиц. Осенью мигрирует в Западную Европу и страны Средиземноморья.

Японский журавль (Grusjaponensis)


фото

Относится к редким птицам мира. Считается одним из самых красивых журавлей. Питается корневищами, клубнями и сочными побегами болотных растений, склёвывая одновременно различных мелких животных. Пару создаёт на всю жизнь. Гнездо оборудует в заболоченной местности. Птенцы, которые вылупились, отчаянно сражаются между собой, и родителям удаётся вырастить только одного журавлёнка.

Дискус (Symphysodondiscus)


фото

Одна из самых красивых аквариумных рыбок. В дикой природе обитает в пресных водах Амазонки. Дискусы образуют семейные пары, которые бережно ухаживают за отложенной икрой, а потом и за личинками. Когда личинки превращаются в мальков, начинается самое интересное ‒ кормление «молоком». Рыбье «молоко» ‒ густое и богатое белками вещество, выделяемое из кожи дискусов и застывающее по бокам рыбы в виде серовато-желтого налёта. Мальки в первые дни жизни питаются этим веществом.

Капибара (Hydrochoerus hydrochaeris )


фото

Наибольший грызун мира, обитает в тропических и субтропических болотах, реках и озерах Южной Америки. Длина тела до 1,5 м, масса ‒ до 50 кг. Питается прибрежной растительностью. Прекрасно плавает и ныряет. Самка рождает 2-4 хорошо развитых детёнышей, которые вскоре становятся самостоятельными. Капибара живёт как в лесах, так и на открытой местности. Всегда держится около водоёмов, за что и получила второе название ‒ «водосвинка».

Кваква (Nycticorax nycticorax )


фото

Одна из самых распространённых птиц мира. Её нет только в Австралии и на севере Евразии. Житель мелководных заболоченных водоёмов. Получил свое название за своеобразное «ква-ква», которое он выкрикивает во время гнездования. Питается водными беспозвоночными, мелкой рыбой, амфибиями и их личинками. Предпочитает охоту в сумерках, полагаясь на своё замечательное зрение и слух. Кваква ‒ один из немногих видов птиц, который может ловить рыбу на приманку. Гнездится колониями. Массивное гнездо из веток размещается на деревьях или извилинах тростника. В кладке 4-5 яиц.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Жизнь пресного водоема

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МКОУ ПЬЯНКОВСКАЯ ООШ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Тема: Жизнь пресного водоема

Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

Задачи

обучающие:

    ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;

развивающие:

    развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

    учить детей понимать красоту пресного водоема;

    воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Формируемые УУД:

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – приобретать новые знания, умения

Ход урока

I. Орг. момент (1 мин.)

Мы начнем урок с разминки

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам урок пора начать.

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест (на карточках) (5 мин.)

Слайд № 1-6

1. На лугу растут:

А) только травянистые растения

Б) мхи и лишайники

В) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

А) лебеди, рябчики, шелкопряды

Б) шмели, совы, глухари

В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

А) тимофеевка, клевер, нивяник

Б) ландыш, осока, ягель

В) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

А) жуков навозника и могильщика, дятла

Б) пчёл, кабанов, соек

В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

А) жёлуди→мыши→совы

Б) мятлик→мыши→совы

В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка 

Ключ: 1 – а, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, в

2. Сообщения, кроссворды, цепочки питания (5 мин.)

III. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

Посмотрите на экран. (на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)

Слайд № 8

Исключите лишнюю иллюстрацию.

Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)

- О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)

Слайд № 9

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Записываю на доску.

IV. Открытие нового знания

1. Беседа. (2 мин.)

Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Естественные и искусственные)

А по составу воды? (пресные и соленые.)

Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище)

2. Работа в группах (10 мин.)

Сегодня у нас будут работать три отдела редакции журнала «Жизнь пресного водоема».

Условия игры:

    Класс поделим на три отдела.

    Каждый отдел получает карточку – задание.

    Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела в виде плаката.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

    1 отдел работает по теме «Растения водоема»

    2 отдел работает по теме «Животные водоема»

    3 отдел работает по теме «Человек и водоем»

Карта №2

Выяснить:

    Назовите животных водоёма.

Животные водоёма

Карта №3

Выяснить:

Человек

Физминутка

Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)

Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные.Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания

V. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование. В парах (3 мин.)

Используя иллюстрации на с. 180-181, запишите 2-3 цепи питания, характерные для пресного водоёма (тетрадь с. 84 № 6).

ПРОВЕРКА

2. Задания в тетради. Самостоятельно (3 мин.)

ПРОВЕРКА

VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?

КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ СЕГОДНЯ ОТКРЫЛИ?

ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ?

НА ВСЕ ЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОПРОСЫ МЫ С ВАМИ ОТВЕТИЛИ?

VII. Рефлексия (2 мин.)

ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Теперь я знаю, что…»

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)

На выбор:

Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги нашего края.

Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

Составить кроссворд «Жизнь водоёма»

Приложение

Карта №2

План работы 2 отдела «Животные водоёма»

Выяснить:

    Назовите животных водоёма.

    Богат ли водоём разнообразием животных? (Составьте схему «Животные водоёма»)

Животные водоёма

    Особенности жизни некоторых животных водоёма.

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и водоём»

Выяснить:

    Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

Человек

    Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?

    Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал