Состав гласных и согласных фонем русского языка. Состав гласных и согласных фонем современного русского языка мфш и спфш

Главная / Электротехника

Фонетика.Основные понятия.Система звуков.Слог.Слогоделение

Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка.

Таким образом, морфология, синтаксис, лексикология изучают языковые единицы, имеющие лексическое значение. Фонетика изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служащие для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики, так как невозможно верно определить основу слова не зная фонетических законов.

В зависимости от задач исследования различают фонетику:

Частную и общую;

Описательную и историческую;

Сопоставительная;

Экспериментальная;

Социофонетика.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая изучает общие закономерности. Описательная изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития. Историческая изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сопоставительная изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения. Экспериментальная изучает язык с помощью экспериментов.

Речь – поток звуков и, кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выеляются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение (|| – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.

На берегу пустынных волн || стоял он || дум великих холм

Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.

Надо учиться работать и отдыхать.

Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

В ту же ночь || широкая лодка || отчалила от гостиницы.

3 речевых такта, по 2 фонетических слова в каждом.

Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

Классификация гласных и согласных звуков

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом, гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В современном русском языке 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

по месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

по участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.

Лавиализованные [y] [o]

Нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Согласные классифицируются по 4 признакам:

Санорные и шумные

Санорные – согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]

Шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]

Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как два звука, а в других условиях неразличаются.

Роза – роса, раз – рос.

По месту образования шума (губные и язычные)

губно-губные [м] [п] [б]

губно-зубные [ф] [в]

переднеязычные:

зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]

передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]

среднеязычные [й]

заднеязычные [к] [г]

По способу образования шума

Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]

Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]

Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]

Смычнопроходные [н] [м] [л]

Дрожащие [р]

По наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)

без парных мягких ж, ц, ш

Фонетические единицы. Звук .

1. Звук – это минимальная единица звучащей речи. В слове рука 4 звука.

3. Слог – сегментная фонетическая единица - сочетание нескольких звуков, один из которых непременно гласный.

Открытый слог – тот, который оканчивается гласным звуком: го-ло-вА, ра-мА, ю-лА.

Закрытый – в конце согласный звук: сон, кар – касс, бол-тик.

Прикрытый – начинается с согласного: СА-ды, мо-ю, я-рмар-ка.

Неприкрытый – начинается с гласного: о-сень, ар-ка.

Правила переноса:

1. Слогов столько, сколько гласных звуков.

2. Граница между словами в середине слова проходит обычно после гласного звука: за-кон, та-бу-ре-тка.

3. Если между гшласными звуками в слове располагается сочетание нескольких согласных, то всё сочетание согласных, как правило, отходит к следующему слогу

Из последнего правила есть 2 исключения:

1) сонорный согласный «йот», находясь в середине слова между гласным и согласным, всегода отходит к предыдущему слогу: май-ка, пой-те, тай-на, пой-мал;

2) остальные 8 сонорных звуков (р, р/,л, л/, м, м/, н, н/) ведут себя в этой позиции несколько иначе. Если они находятся перед шумными согласными, то всегда отходят к предыдущему слогу, шумный же звук присоединяется к следующему слогу: маар-ка, галь-ка, рам-па, и-юнь-ский. Если сонорные звуки находятся перед каким-то другим сонорным, то всё сочетание согласных по общему правилу отходит к последующему слогу: во-лна, ко-рма, Ма-рья.

4. На установлении границ между слогами может сказываться выделение в слове значимых частей слова, в результате чего появляются варианты слогоотделения. например, на стыке приставки и корня (если приставка оканчивается согласным звуком, а корень с него начинается)граница между слогами может проводиться как по фонетическим правилам слоотделения, так и с учётом выделения приставки и корня: ра-збить и раз-бить; по-дска-зать и под-ска-зать.

Урок: Система гласных и согласных звуков русского языка. Фонетический разбор.

Тип урока : повторительно – обобщающий урок.

Цели: активизировать, углубить и обобщить знания учащихся о звуковом составе русского языка; обобщить знания о соотношении звука и буквы в слове, повторить случаи количественного несоответствия звука и буквы в слове; развивать умения выполнять фонетический разбор.

Ход урока

I.Работа по теме урока

1.Фронтальный опрос. Повторение и обобщение уже известного о фонетике.

Примечание. Вопросы, которые могут вызвать затруднение у учащихся, разбираются совместно с учителем. К ним относятся: определение фонетики как раздела науки о языке; понятие фонемы; соотношение звука и буквы.

Организация совместной учебной деятельности на уроке начинается с поисков ответа на них.

В тетрадях делается запись: « Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, ударение, слог».

Звуков так много, что их не перечислить. Звуки речи передаются на письме буквами. Это их форма. В современном русском алфавите 33 буквы, каждый из которых имеет свое название: а [а], б [бэ], в [вэ] и. т. д. Различают строчную и прописную разновидности букв. Например: а – А, б – Б, в – В и. т. д.

Все ли звуки нужно одеть в форму? (Нет, например, человек картавит, но специальных букв для обозначения неправильно произносимых звуков нет и не нужно.)

Какие же звуки мы одеваем в буквы?

Задание 1. На доске пишется слово сом. Меняем первый звук: ком, лом, ром, дом, том; сок – сор, сон, сом. Меняя звуки мы получаем новые слова, наблюдаем, как с помощью звука мы слова различаем по смыслу. Эти смыслоразличительные звуки и есть фонемы.

Записываем в тетрадях определение фонемы:

Фонема – кратчайшая, неделимая единица в звуковом потоке, служащая для различения смысла слов.

Повторение сведений о транскрипции.

Примечание. В зависимости от уровня подготовки учащихся им предлагается или традиционная школьная фонетическая транскрипция, которая не свободна от недостатков: она не отражает в полной мере систему звуков речи русского языка, или предложенная авторами учебника, Н. Г. Гольцевой и И. В. Шамшиным, более сложную, полно отражающую систему гласных русского языка. (с. 37)

Классу предлагаются вопросы.

На какие две большие группы делятся звуки речи? (На главные и согласные)

В чем состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками? (При образовании гласных звуков воздух свободно проходит через полость рта, а при образовании согласного звука воздух всегда встречает преграду.)

На какие группы делятся согласные по участию голоса и шума? (На сонорные и шумные. В сонорных согласных голос преобладает над шумом, а в шумных – шум. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие.)

По какому еще признаку, кроме участия голоса и шума можно охарактеризовать согласный звук? (По твердости и мягкости.)

Какие согласные не имеют пар по глухости/звонкости? (Непарные глухие: х, ц, ч, непарный звонкий: й (j)

Какие согласные не имеют пар по твердости/мягкости? (ж, ш – непарные твердые, й (j), ч, щ - непарные мягкие)

2.Лабораторная работа (выполняется устно). Учащиеся произносят вслух звук, одновременно фиксируя что при этом происходит. Если при произнесении звука приложить ладонь к горлу, то можно почувствовать ладонью работу голосовых связок: звонкий звук заставляет голосовые связки вибрировать, если же звук глухой, то голосовые связки останутся в спокойном состоянии. Второй способ определения глухого или звонкого согласного звука состоит в том, что закрываем уши и пол голоса произносим согласные звуки. При этом звонкие согласные звуки будут давать резонанс барабанных перепонках.

3. Фронтальный опрос. Соотношение звука и буквы.

Одинаково ли количество звуков и букв в языке? (Нет.)

Сколько звуков и сколько букв в русском языке? (В русском языке 6 гласных, 37 согласных звуков).

Почему звуков больше чем букв? (Парные по твердости и мягкости согласные звуки обозначаются одной буквой)

Какие две буквы в русском языке сами по себе не обозначают звук? (В современном русском алфавите есть буквы, которые не обозначают звуков речи (ъ, ь)).

Как соотносятся в русском речи звуки и буквы? ()

Две буквы могут передавать один звук (например: счетчик [ш оч ик].

Одна буква может обозначать два звука (например: я ). Для звука j в русском алфавите отсутствует отдельная буква, и он передается йотированной буквой.

В современном русском алфавите четыре йотированные буквы: е, е, ю, я. Что они обозначают? Они передают разные звуки. Употребляясь после мягкого согласного. Они передают звуки [э], [о], [у], [а]: люк [лук], ряд [р ат]. В начале слова, после гласного звука, после разделительных твердого и мягкого знаков они передают два звука: , , , : ель , еж . В русском алфавите нет отдельных букв для обозначения мягких согласных звуков. Поэтому для обозначения мягкости согласных звуков используются буквы е, е, и, ю, я, ь.

Буквы русского языка характеризуются многозначностью, то есть одна буква может обозначать разные звуки. Например: сядь, сбор, косьба, сшить, сжать.

Задание 2. Сколько звуков в словах обозначают буквы е, е, ю, я: лень, мять, ехать, поездка, вьюга, Ялта.

Гласные звуки образуют слог, сколько в слове гласных звуков, столько слогов.

4.Упражнение на закрепление изученного. Предлагаются тесты в формате ЕГЭ.

В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) видение 3) пресечь

2) шепелявить 4) извержение

В каком слове все согласные звуки твердые?

1)конец 3) проглотил

2) пробуждал 4) дельта

В каком слове звуков больше чем букв?

1) туман 3) зимняя

2)ложь 4) осень

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) яд 3) вдоль

2)степь 4) желтый

В каком слове букв больше чем звуков?

1) кует 3) края

2) насквозь 4) труд

В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) предположил 3) редкость

2) проезд 4) отбил

5. Фонетический разбор слов

Проводя фонетический разбор, вы должны показать звуковой состав. Это значит, что при разборе вы отобразить как слышится слово, то есть описать звуки из которых состоит слово, учитывая орфоэпические нормы русского языка. Порядок фонетического разбора дан на с. 36. Особое внимание учитель обращает на то, что характеристикой гласного звука будет ударная / безударное положение. Характеристикой согласного звука будет его сонорность /глухость/звонкость. (+ парность /непарность по этому признаку), а так же твердость / мягкость, парность /непарность по этому признаку.

6. Фонетический разбор слова вьюга. Организация совместной учебной деятельности.

II.Итог урока

Учитель резюмирует изученное на уроке.

Домашнее задание.

1.Доделать упражнение 49.

2.Изучить §13 на с. 34 – 37.

«Фонетический анализ слова»

1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) Пишешь 2) шествие 3) чистить 4) житие

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) Конец 2) дельта 3) притеснял 4) пробуждал

3. В каком слове букв больше чем звуков?

1) Ночуют 2)поет 3) съешь 4) поздняя

4. В каком слове звуков больше чем букв?

1) Счет 2) значение 3) пять 4) адъютант

5. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1)Яд 2)степь 3) вдоль 4) желтый

6. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

1) Семья 2) песчаная 3) грамматика 4)честная

7. В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) Праздный 2) ирландский 3) движение 4) кредитор

8. В каком слове произносится согласный звук [З]?

1) Скользко 2) лазерный 3) разведать 4) въезжать

9. Сделать фонетический разбор слова поездка.

10. Слова Столб и стол различаются последними буквами. Имеются ли различия в звуковом составе этих слов? Аргументируйте ответ.

«Правописание приставок и буквы ы после приставок»

1. Выделить приставки в следующих словах

одеревенеть, оловянный, озабоченный, отчизна, офицер, проводить, производить, непроизводительный, непроизносимый, переподготовка, водопровод.

2. Вычеркните приставки, которых нет в русском языке:

Об, от, ф, в, па, ад, до, да, над, да, пад, з, оп, од.

3. Подчеркнуть с словах приставки и корни:

Рассвет, раскат, бессмертник, исследовать, бессонный, врассыпную, мировоззрение, беспристрастный.

4. Вставить пропущенные буквы

Пр…бывать в город – пр…бывать в неведении, пр…зирать врага – пр…зреть сироту, пр…емникрадиволн – пр…емник отца, пр…ступить закон – пр…ступить к работе, пр…клонить колени – пр…клонить к стене, пр…творить задуманное в жизнь – пр…творить форточку.

5. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

Пр…мировать, пр…большой, пр… емущество.

Без…интересный, меж…нститутский, пре…фарктный.

Ни…вергать, ни…послать, во…ходить.

6. Вставить пропущенные буквы.

Пр…жимистый, без…дейный, пр…дать друга, р…спись, р…списка, (с)здание.

Иностранные языки, филология и лингвистика

В языке действует строгий закон: отождествляются звуки различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки это разные звуки но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них и [з˙] одна языковая еденица. В словах бар бор бур звуки [а] [о] [у]. Все звуки находящиеся в пределах этой зоны отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук.

Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ.

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Два основные аспекта фонетики: фонема и звук речи.

Фонема как единица языка: сущность, функции.

ФОНЕМА (от греч. phoneoma — голос, звук, речь) — совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от других фонем. Ф. — это различительная единица звукового строя языка. Акустический образ Ф. возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая — глухой, твердая — мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений.

В языке действует строгий закон: отождествляются звуки, различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки [з] и [з˙], [ж] [ж˙] и [с] [с˙] – это разные звуки, но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них [з] и [з˙] – одна языковая еденица. Она называется фонемой .У фонем в языке важное назначение – различать разные слова, разные морфемы. Слова дом, ком, ром различаются начальными звуками [д], [к], [р]. В словах бар, бор, бур звуки [а], [о], [у]. Эта функция фонемы называется смыслоразличительной. Другое назначение фонем – способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем. Эта функция морфемы называется перцептивной. В словах лез и лес разные корни, потому что у них разные значения. В словах лез и залез корень один и тот же потому что имеет одно и тоже значение. Фонема – это кротчайшая линейно выделяемая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Звук как единица речи. Соотношение фонемы и звука

Различия между звуками настолько тонкие, что находятся за пределами человеческого восприятия. В нашем языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания. Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук. Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Обычно нельзя воспроизвести в точности один и тот же звук: это будет уже другой звук речи. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве . Редукция - изменение звучания гласной фонемы в бездарном положении (сокращение). Звуки, выступающие в одной и той же позиции, относятся к разным фонемам. В одну фонему могут объединяться разные звуки, выступающие в разных позициях. В русском языке [и] бывает только под ударением, [иэ] – только без ударения . Следовательно, не степень акустической или артикуляционной близости звуков определяет, к одной или разным фонемам они относятся. Фонему определяет все множество чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями. Р и Р’ – 1 фонема, разные звуки.

В РЯ фонемы делятся на гласные и согласные. Гласные (6шт.) - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума. Ряд: пер. (и, е), сред. (ы, а), зад. (у, о). Подъём: верх. (и, ы, у), сред. (е, о), нижн. (а). Подъём языка к небу - способ образования, ряд - место образования (место подъёма языка).

Гласные: ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные).

Согласные звуки (37 шт.) - при произнесении воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на: 1. сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м"], [н"), [л"], [р], [j]; 2. шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б"] [в"] [г"] [д"] [з"]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч"], [п"], [ф"], [к"], [х"]. [т"],[с"].

Согласные делятся на твёрдые и мягкие, могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ. Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"],, глухие звуки [х], [ц], [ч"], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч"], [щ"], .

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] - свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Позиции звуков: сильные (чётко произносится) и слабые. Глас.: сильные – под ударением, слабые – без. Согл.: сильные – перед глас., слабай – в конце слова, позиция перед звонким и глухим.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39865. АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАТОР 675 KB
Курсовой проект выполнен на листах содержит чертежей.5 В каждый тарный ящик должен быть вложен упаковочный лист составленный по форме принятой предприятием изготовителем и согласованной с представителем заказчика. Упаковочный лист и сопроводительная документация должны находиться в пакете из полиэтиленовой плёнки ГОСТ 1035482. Сам корпус изготовляется из листового алюминиевого сплава толщиной 1 мм.
39866. Автомобильный речевой информатор 320.5 KB
Были произведены необходимые инженерные расчеты. РАСЧЕТНОТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Анализ технического задания описания работы информатора речевого автомобильного 1. Проверочный схемотехнический расчет 1. Компоновочный расчет 1.
39867. Разработка стенда для снятия фазо-токовых характеристик ферритовых фазовращателей 1.11 MB
Нормы времени на разработку определяем из Нормативы времени на разработку КД в НИИ и КБ по всем направлениям техники на ОАО ММЗ; п количество листов документации ед; К комплексный коэффициент учитывающий различные условия организации труда и вид разрабатываемой аппаратуры. К1 = 10 тип производства единичное; К2 = 10 условия применения РЭС стационарная; К3 = 14 количество чертежей; К4 = 06 одновариантная разработка чертежа; К5 = 12 перевод на иностранный язык; К6 = 085 метод размножения документов; К7 = 09 ...
39868. АЦП с буферной памятью 1.45 MB
Схема АЦП с буферной памятью состоит из следующих блоков: генератор тактовых импульсов, счётчик формирователь адресов, буферную память составляет динамическое ОЗУ, мультиплексор, регистр последовательного приближения, буферный регистр, компаратор, ЦАП и три логических элемента.
39869. Разработка электронного блока для ИИС мониторинга тепловых полей растений 1.38 MB
В данном дипломном проекте представлен электронный блок для мониторинга температуры деревьев предназначенный для мониторинга окружающей среды. Блок обеспечивает длительные измерения и регистрацию температуру стволов деревьев в атомном режиме. Между состоянием деревьев их водным режимом и температурой стволов существует определенная связь. Температуре деревьев свойственен свой суточный ход который коррелирует с суточным ходом солнечной радиации и температуры воздуха и оказывается смещен по сравнению с ними во времени в зависимости от...
39870. Модель зрительных функций (КЧСМ, ДЧСМ) 686 KB
В частности физиологами военного труда путем определения надежности стабильная устойчивость и несущественные колебания параметра от одного измерения к другому и валидности адекватность параметра исследуемому явлению различных клиникофизиологических биохимических и психофизиологических параметров было установлено что только комплекс из шести показателей время сложной сенсомоторной реакции с выбором КЧСМ ЧСС пульсовое АД выносливость к статическому мышечному усилию и индекс стептеста обладает значимой корреляционной связью с...
39871. 40 квартирный жилой дом 5.52 MB
Для защиты деревянных элементов от возгорания и биологического разрушения обработать их препаратом БОПОД. В каждой квартире установлен газовый котел АльфаКолор работающий на природном газу. Определяем расчетный пролет перемычки: Элемент перемычки работает как однопролетная свободно лежащая равномерно загруженная балка. Плита монолитно связана со ступенями которые армируют по конструктивным соображениям и её несущая способность с учетом работы ступеней вполне обеспечивается.
39872. Разработка эффективной технологии сушки рециклового винилхлорида 1.66 MB
Наибольший интерес к винилхлориду проявили позднее когда И. Первое промышленное производство винилхлорида основанное на щелочной обработке дихлорэтана изза недостатков не позволили полностью удовлетворить растущие потребности в винилхлориде. Простота и удобство этой реакции позволили за очень короткое время построить первые заводы сначала в Германии а затем в Англии. В настоящее время основным видом сырья для производства винилхлорида традиционно используют этилен ацетилен смеси этилена с ацетиленом получаемые крекингом нафты или...
39873. Производство глицерина производительностью 40000 т/год 331.5 KB
Это позволило ориентировать нефтигазопереработку на обеспечение народного хозяйства не только топливом маслами и другими товарными продуктами но и дешёвым сырьём для химической и нефтехимической отраслей промышленности производящих различные синтетические продукты: пластические массы синтетические каучуки химические волокна спирты синтетические масла и др. Позже в 1913 году немецким ученым Гейнеманом предпринимались попытки синтезировать глицерин путем омыления 123трихлорпропана получаемого прямым хлорированием пропилена: C12...

Для гласных фонем русского языка постоянными, конститутивными признаками являются степень подъема языка и наличие/отсутствие лабиализации. Поэтому можно установить следующий состав гласных фонем, каждая из которых будет характеризоваться различной комбинацией этих двух признаков:

<и> верхнего подъёма, нелабиализованная

<у> верхнего подъёма, лабиализованная

<э> среднего подъёма, нелабиализованная

<о> среднего подъёма, лабиализованная

<а> нижнего подъёма, нелабиализованная

Признак степени подъёма языка является дифференциальным: по этому признаку каждая гласная фонема обязательно противопоставляется хотя бы одной другой; признак наличие/ отсутствие лабиализации также является дифференциальным, т.к. он противопоставляет <и> и <у> в зоне верхнего подъёма и <э> и <о> в зоне среднего подъёма; для <а> этот признак оказывается интегральным, т.к. в зоне нижнего подъёма нет лабиализованной гласной фонемы.

Система согласных фонем русского языка .

Для согласных фонем русского языка постоянными, конститутивными признаками являются: 1) степень участия голоса и шума: 2) место образования шума: 3) способ образования шума: 4) наличие/отсутствие палатализации (твёрдость – мягкость). Поэтому можно установить следующий состав согласных фонем русского литературного языка, в котором каждая фонема будет характеризоваться определённым набором четырёх перечисленных признаков.

сонорные губные (губно-губные) смычно-проходные (носовые) твёрдая <м> мягкая <м’>
переднеязычные ’’ ’’ <н> ’’ <н’>
’’ смычно-проходные (боковые) ’’ <л> ’’ <л’>
’’ дрожащие ’’ <р> ’’ <р’>
среднеязычные щелевые ’’ ’’
шумные глухие губные (губно-губные) смычные ’’ <п> ’’ <п’>
переднеязычные ’’ ’’ <т> ’’ <т’>
’’ аффриката ’’ <ц>
’’ ’’ ’’ <ч’>
(зубные) щелевые ’’ <с> ’’ <с’>
(нёбно-зубные) ’’ ’’ <ш> ’’ <ˉшۥ>
губные (губно-зубные) ’’ ’’ <ф> ’’ <ф’>
заднеязычные смычные ’’ <к> ’’ <к’>
’’ щелевые ’’ <х> ’’ <х’>
шумные звонкие губные (губно-губные) смычные ’’ <б> ’’ <бۥ>
(губно-зубные) щелевые ’’ <в> ’’ <вۥ>
переднеязычные (зубные) смычные ’’ <д> ’’ <дۥ>
’’ щелевые ’’ <з> ’’ <зۥ>
(нёбно-зубные) ’’ ’’ <ж> ’’ <ж‾>
заднеязычные смычные ’’ <г> ’’ <гۥ>


Таким образом, в современном русском литературном языке насчитывается 37 согласных фонем, каждая из которых отличается от всех других по совокупности четырех конститутивных признаков, определяющих эти согласные.

Русская фонологическая система носит ярко выраженный консонантный характер. Это значит, что в ней определяющую роль играют согласные, а гласные находятся к ним в подчиненных отношениях: 1. Сам состав согласных фонем (37) более чем в семь раз превышает состав гласных (5). Это означает еще и то, что для образования слов и их форм у согласных во много раз больше возможностей, чем у гласных. Информативность согласных русского языка во много раз выше информативности гласных. Совершенно ясно и то, что большой состав согласных фонем создает практически неограниченные возможности для образования слов и их форм и для различения слов по одной, двум и т.д. фонемам. 2 . Определяющая роль согласных проявляется еще и в том, что в потоке речи согласные оказывают влияние на гласные, в результате чего обнаруживается варьирование аллофонов гласных фонем . Обратного влияния – гласных на согласные – в русском языке нет, вернее, оно очень незначительное, поэтому можно говорить, что согласные фонемы большей частью выступают в одном аллофоне, а гласные – в нескольких.



Важнейшей типологической особенностью русского языка в области согласных является объединение большинства согласных фонем в два соотносительных ряда: парных твердых-мягких согласных и парных глухих – звонких фонем; вне этих двух рядов остаются только единичные фонемы.

Твердые-мягкие (15 пар фонем): <н – н’>, <б – б’>, <ф – ф’>, <в – в’>, <т – т’>, <д – д’>, <с – с’>, <з - з’>, <к – к’>, <г – г’>, <х – х’>, <м – м’ >, <н – н’ >, <р –р’ >, <л –л’>.

Эти фонемы сходны по всем присущим им конститутивным признакам, кроме твердости или мягкости.

Глухие – звонкие (12 пар фонем): <п – б>, <п’ - б’>, <ф – в>, <ф’ - в’>, <т - д>, <т’ - д’>, <с - з>, <с’ - з’>, <ш - ж>, <‾ш’ - ‾ж’>, <к - г>, <к’ - г’>. Они тоже сходны по всем признакам, кроме глухости или звонкости.

За пределами твердых - мягких пар находятся <ж>, <ш>, <ц>, <чۥ>, <шۥ>, <жۥ>.

За пределами глухих - звонких пар находятся <м - мۥ>, <н – нۥ>, <р – рۥ>, <л – лۥ>, <х – хۥ>, <ц>, <чۥ>. Фонема <ј> занимает особое положение: это щелевая, среднеязычная, звонкая, мягка согласная фонема; она имеет два аллофона: [ĭ ] (гласный) и [j] (согласный).

Синтагматическая ось образуется линейной последовательностью фонем и имеет свои законы, свои особенности, связанные с распределением, или дистрибуцией (лат. Distributus -распределенный), единиц звуковой системы, с возможностями и ограничениями в сочетаемости этих единиц друг с другом.

Распределение фонем на синтагматической оси системы определяет отличие позиционной мены фонем от позиционных изменений звуков речи как аллофонов фонем, которые одновременно противопоставляются чередованием единиц звуковой системы. Рассмотрим каждое из этих явлений.

Состав и система согласных фонем

II. Состав фонем, как уже было сказано, – фонемы в сильных позициях. Сильные позиции для всех согласных – положение перед гласными [а], [о], [у], [и] 1 .В этом положении выделяют 34 согласные фонемы 2: (‹б›, ‹б’›, ‹п›, ‹п’›, ‹в›, ‹в’›, ‹ф›, ‹ф’›, ‹д›, ‹д’›, ‹т›, ‹т’›, ‹з›, ‹з’›, ‹с›, ‹с’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹j› 3 , ‹ц›, ‹ч’›, ‹ж›, ‹ш›, ‹ж’›, (представлена звуком [ж’]), ‹ш’›, (представлена звуком [ш’]), ‹г›, ‹к›, ‹х›.

Систему же согласных фонем образуют сильные и слабые фонемы со своими разновидностями.

Система согласных, как и система гласных, основана на пересекающейся и параллельной мене звуков.

Фонологическая система согласных русского языка характеризуется объединением большинства согласных в соотносительные пары, которые образуют соотносительные ряды. Существуют соотносительные ряды по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. При этом за счет парных по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных фонем осуществляется пересекающаяся мена звуков, а за счет внепарных – параллельная.

Глухость – звонкость согласных фонем
Пересекающийся тип позиционной мены

Из 34 согласных фонем современного русского литературного языка 9 являются внепарными по глухости – звонкости звонкими фонемами: ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹j›; 3 – внепарными но глухости-звонкости глухими фонемами: ‹х›, ‹ц›, ‹ч’›. Остальные 22 фонемы образуют 11 пар фонем, противопоставленных по глухости-звонкости: ‹

Сильными позициями по глухости-звонкости, т. е. позициями, в которых противопоставляется глухость-звонкость согласных, за счет чего возможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:

1) перед всеми гласными:

дом [дóм] – том [тóм], ‹д›-‹т›

2) перед сонорными:

для [дл’а] – тля [тл’а], ‹д›-‹т›

3) перед [в], [в’] 1

дверь [дв’эр’] – Тверь [тв’эр’], ‹д›-‹т›.

Все указанные фонемные ряды являются полными, так как возглавляются сильными фонемами. Но фонемный ряд может быть и неполным, если он не возглавляется сильной фонемой, например вокзал – [вLгзáл]: ‹г› – слабая фонема, не имеющая соответствующей ей сильной. В орфографии это соответствует правописанию сомнительных непроверяемых согласных, а сам метод проверки представляет собой нахождение сильной фонемы в соответствии с данной слабой.



Различия гласных и согласных:

1.в акустическом аспекте:

Система гласных – вокализм. ПФШ считает, что в РЯ 6 фонем.

Гласные имеют 3 конструктивных признака:

2. подъем;

3. наличие / отсутствие лабиализации.

Лабиализация – только О и У.

Ряд определяется движением языка спереди назад.

Подъем – движение языка вверх \ вниз

Пер. ряд Сред ряд Зад ряд
Верхн подъём и ы у
Средний подём э о
Нижн подъём а

Дифференциальными являются только признаки подъема и лабиализации.

МФШ – признает 5 гласных фонем, отличающихся по признакам подъема и огубленности. Статус звучания Ы до сих пор не определен – этот звук позиционно закреплен, не свободен, всегда употребляется после твердых согласных, не может быть в начале слова.

ПФШ утверждает самостоятельность Ы. В ДРЯ Ы также была самостоятельной.

С течением времени система самостоятельных фонем упрощается.

В речи фонема подвергается позиционной мене или позиционным изменениям .

Гласные в сильной позиции под ударением, там слышен основной вариант фонемы.

Мена происходит только в слабых позициях фонем, т.е. безударных. Мена происходит в результате фонетического закона редукции. Мена не знает исключений и совершается в пределах одной морфемы.

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал