Преподобный Антоний Римлянин: русский итальянец. Житие преподобного антония римлянина Данная антония римлянина

Главная / Автоматические выключатели

Антоний Римлянин

Карпов А. Ю.

Антоний Римлянин (ум. 1147/48), основатель и первый игумен новгородского Рождество-Богородицкого Антониева монастыря.

Житие преп. Антония сообщает о том, что он был уроженцем г. Рима, принял монашеский постриг в 18-летнем возрасте в некой "пустыни", пробыл в ней двадцать лет и после разорения обители "латинянами" еще год с лишним провел на камне близ берега моря, после чего чудесным образом - минуя "теплое" море, Неву, Ладожское озеро и Волхов - приплыл на камне в Новгород. Впрочем, прозвище "Римлянин" появляется в источниках лишь со второй половины XVI в. (наиболее ранние списки Жития); летописи же никоим образом не намекают на "римское" или вообще иноземное происхождение основателя Антониева монастыря, так что современные исследователи склонны считать это не более чем легендой, появившейся в эпоху утраты Новгородом своей государственности. Кроме того, следует принять во внимание то обстоятельство, что в XII в. словом "римлянин" мог называться выходец не только из самого Рима, но и из другой части Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и купец, торгующий с этими землями.

Известно, что Антоний появился в Новгороде при жизни епископа Никиты (т. е. не позднее января 1109 г.). Житие называет точную дату, когда это произошло: сентябрь 1106 г. (5 сентября указанного года камень, на котором находился преподобный, оторвало от берега, и спустя два дня и две ночи он уже был в Новгороде), однако насколько эта дата достоверна, сказать трудно. Несомненно, Антоний был весьма состоятельным человеком. (В Житии приведены чудесные обстоятельства, при которых он возвратил богатство, утраченное им ранее.) В копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония, в которой он "возвещает", что "изыдохъ на место сее, не прияхъ и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа". За земли и "тони", на которых возник основанный им монастырь, Антоний уплатил из собственных денег 70 гривен и еще 100 гривен "на селе… на Волховскомъ".

В Новгородской Первой летописи имя Антония упоминается начиная с 1117 г. в связи с активным каменным строительством, развернувшимся в основанной им обители. В 1117 г. Антоний "заложи церковь камяну Святыя Богородиця манастырь"; эта церковь была завершена строительством в 1119 г.

В 1125 г. Богородицкая церковь была расписана, о чем также сохранилась запись в летописи, а спустя два года, в 1127 г., Антоний закладывает в своем монастыре каменную трапезную. Таким образом, Антониев монастырь очень быстро превращается в один из наиболее богатых и влиятельных новгородских монастырей.

Тем не менее в течение длительного времени Антоний возглавлял монастырь, не имея сана игумена. По предположению В. Л. Янина, это могло быть следствием некоего конфликта между основателем монастыря и новгородским епископом Иоанном Попьяном (1110-1130), что в свою очередь отражало более широкий конфликт, существовавший между новгородцами и новгородским епископом. И в самом деле, в духовной грамоте Антония Римлянина (ее предположительно датируют временем не позднее 1131 г.) ощущается откровенно неприязненное отношение к епископской (и, к слову сказать, княжеской) власти, заведомое осуждение возможного в будущем перехода монастыря под покровительство новгородского владыки: "А которои братъ нашъ да от места сего начнетъ хотети игуменства или мздою или насильемъ… или ото князя начнетъ по насилью деяти кому или по мзде, да будетъ проклятъ; или епискупъ по мзде начнетъ кого ставити… да будетъ проклятъ".

Лишь после появления в Новгороде нового владыки, Нифонта (1 января 1131), Антоний был поставлен им в игумены основанной им обители (1131/32, возможно, в конце января - феврале 1132). Преставился преп. Антоний в 1147/48 г. (согласно Житию, 3 августа 1147; по летописи, скорее, зимой 1147/48).

Преп. Антоний был погребен в построенной им церкви Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, его почитание в монастыре началось уже вскоре после его кончины. В Житии преп. Антония, составленном в XVI в., повествование ведется от имени его ученика и преемника Андрея, второго игумена Антониева монастыря (1147-1157); не исключено, что книжник XVI в. воспользовался подлинным кратким Житием святого, действительно написанным Андреем в XII в., но не дошедшим до нас. Больше оснований говорить о прославлении преподобного начиная с XVI в., когда при игумене Вениамине (1547-1552) в монастырь с берега Волхова был перенесен камень, на котором Антоний якобы приплыл в Новгород (камень сохранился до сих пор), и на камне был написан образ святого; позднее, при игумене Кирилле (1580-1594), образ был поновлен. 3 августа 1597 г. состоялось обретение мощей преп. Антония и их перенесение в окованную серебром раку в Рождественском соборе; тогда же преп. Антоний Римлянин был канонизирован к общецерковному почитанию. В 1731 г. мощи переложены в новую, также окованную серебром кипарисовую раку. В 1927 г., в разгар антицерковной кампании, рака преп. Антония Римлянина была вскрыта, мощи вынуты; их нынешнее местонахождение неизвестно.

Церковная память преп. Антония Римлянина празднуется 17 января (день памяти преп. Антония Великого), 3 августа (день перенесения мощей), а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых.

Как уже было сказано, в копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония. Вместе с нею в том же списке читается купчая на землю для Антониева монастыря, тогда же (т. е. в XVI в.) атрибутированная преподобному. Однако относительно ее подлинности в литературе были высказаны различные мнения: согласно одной точке зрения, эта купчая является поновленной копией с оригинала; по-другому, она представляет собой фальсификат XVI в.

В новгородском Софийском соборе сохранялось медное паникадило, принадлежащее, по преданию, преп. Антонию Римлянину; в Антониевом монастыре до 20-х г. XX в. хранились две приписываемые преподобному камчатые ризы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Преподобный Антоний Римлянин (около 1067 - 3 августа 1147) - святой Русской православной церкви, основатель новгородского Антониева монастыря. Память совершается (даты по юлианскому календарю) 3 августа в день преставления, 17 января в день тезоименитства с преподобным Антонием Великим и в 3-ю неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Житие

Согласно житию святого, составленному в XVI веке, Антоний родился в Риме от «православных родителей». В возрасте 18 лет, осиротев, он раздал имущество бедным (а часть его вложил в бочку и бросил в море) и принял монашеский постриг. Проявлял усердие в изучении греческого языка, чтении Священного Писания, творений святых отцов. Когда «князи» области, где находился монастырь, и «латиняне» начали гонения на православие, Антоний покинул разорённую обитель и в течение года предавался молитве на приморской скале. Однажды камень, на котором стоял Антоний, отломился от скалы и упал в море. Минуя «тёплое море», Неву, Ладожское озеро и Волхов, святой чудесным образом приплыл на камне в Новгород, причём путешествие длилось всего три дня. Это произошло, по сведениям агиографа, в сентябре 1106 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. С новгородцами Антоний поначалу общался через переводчика, затем, помолившись, «дабы ему Бог открыл русский язык», - без его помощи. При содействии новгородского епископа Никиты Антоний основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, истратив для покупки земель и украшения обители остатки своего имущества, найденные в выловленной рыбаками бочке. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн в 1119 году. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом основанного им монастыря. Он управлял обителью 16 лет, накануне кончины назначив своим преемником инока Андрея, которому приписывается авторство жития.

В 1597 году Антоний Римлянин, ранее пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован, а его мощи перенесены в Рождественский собор монастыря. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи вынуты и переданы в антирелигиозный музей; считались утраченными. В 2016 году кандидат биологических наук Денис Пежемский завершил 20-летнюю работу по изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе Новгорода:

Научная интерпретация

Житие святого носит в значительной степени легендарный характер, но его деятельность подтверждается историческими источниками: новгородские летописи упоминают строительство монастырской церкви, поставление в игумены и смерть Антония. Сохранилась (в нескольких списках, самые ранние датируются XVI столетием) духовная грамота святого, частично включённая в текст жития. Тем не менее до середины XVI века римское происхождение Антония никак не упоминалось и не подчёркивалось. Возможно, предание о его путешествии из Рима в Новгород сложилось в эпоху, когда потеря Новгородом независимости вызвала появление ряда сказаний о наследовании «римских» святынь (конец XVI - начало XVII в.). Тогда же сложилась и окончательная редакция жития, в основе которой мог лежать текст, действительно принадлежащий ученику святого монаху Андрею.

Кроме того, в XII веке словом «римлянин» мог называться выходец не только из Рима, но и из других частей Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и купец, торгующий с этими землями.

Рассказ о путешествии святого Антония на камне вошел в русский фольклор.

Удивительна судьба некоторых святых. Чтобы выполнить свое предназначение, им приходилось иной раз преодолевать огромные расстояния, селиться на чужих землях и становиться в итоге почитаемыми в далеких краях более чем, даже, у себя на Родине. Но бывали случаи еще чудеснее, когда вдали от дома угодники Божьи оказывались по вине стихии. Такова жизненная веха святого Антония Римлянина, которого по давно установившейся негласной церковной традиции величают «русским итальянцем». Праздник, посвященный чествованию памяти Антония Римлянина, отмечают ежегодно 16 августа.


Прибытие Антония Римлянина в Россию

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году в семье зажиточных горожан. Его родители были христианами, посему сына своего воспитали в кротости и благочестии. Вступив в пору отрочества, Антоний не на шутку увлекся изучением богословских трудов Восточной Церкви и святоотеческой литературы. 17-летним юношей он лишился отца и матери. Именно это событие подтолкнуло молодого человека изменить свою жизнь в корне, и он принял твердое решение покинуть римскую столицу, после чего стать монахом. Была и другая причина: в то время Папы прилагали все усилия для обращения народа в латинство. Антоний же не видел собственного существования без восточного православия, прикипев к нему душой.

Свой путь будущий святой не продумывал до мелочей. Он полагался не на себя, а всецело предал свою суть, жизнь и судьбу в руки Творца. Юноша раздал одну часть наследства, доставшегося ему от любящих родителей, нищим и обездоленным, другую вложил в бочку и бросил последнюю в море, сам же отправился без единой копейки денег в далекие странствия по монастырям, где обитали и существовали в соответствии с православной верой монахи-христиане. В одном из скитов Антоний прожил 20 лет, приняв монашеский подвиг. Конец сему положили гонения на православных, учиненные латинянами: в связи с данными событиями святому, да и всей братии монастыря пришлось скитаться. Так продолжалось достаточно долго, пока Антонию не удалось найти на пустынном морском побережье огромный валун. Здесь святой остановился и провел на камне целый год, постясь и беспрестанно творя молитву.


5 сентября 1105 года в тех местах разыгралась чудовищная буря. В результате камень, на котором стоял подвижник, бросило ветром в морскую пучину. Антония Римлянина понесло по волнам, затем валун вместе с монахом очутился в устье какой-то реки, и, наконец, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы прибило к берегу реки Волхова, что текла близ села Волховское, в трех верстах от Новгорода.

Новая жизнь

Святого Антония на утро обнаружили местные жители. Пришелец стоял на камне и на все расспросы людей лишь творил поклоны, ведь русского языка он не знал. Валун был прибежищем подвижника еще в течение трех дней и ночей: все это время слуга Господень неистово молился Богу и просил того открыть ему, куда же он попал.


После мужчина отправился в Новгород. Там, по воле Творца, ему встретился иноземный кузнец, разговаривавший на трех языках – в том числе и на латинском. Этот человек и сообщил преподобному, где тот очутился. Несказанно удивился святой Антоний, когда узнал, что город, в который он пришел, есть Великий Новгород, что камень его остановился на водах реки Волхов. Ведь от Рима до русских земель добираться пешком полгода, а его по промыслу Божию донесло сюда за каких-то три дня!

Кузнец показал Антонию Римлянину новгородский собор, где священником был святитель Никита. Душа подвижника загорелась огнем восторга, когда увидел он убранство православного храма и благолепие церковной службы. После, преподобный вернулся к камню своему на речном берегу. Но теперь он вел жизнь не столь уединенную, как раньше: к нему часто стали наведываться местные жители. Они шли к святому за благословением, а подвижник у селян учился русскому языку.


Спустя время Антоний снова посетил Великий Новгород и главный собор города. Там он рассказал святителю Никите о чудесном своем путешествии. Услышав историю Антония, святитель хотел оставить подвижника при кафедре. Однако преподобный отказался и попросил благословения продолжать жить на камне у реки. Прошло еще немного времени, и уже сам Никита нанес визит святому Антонию. Он дал подвижнику благословение основать на месте проживания того монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель освятил выросший здесь в скором времени деревянный храм.


Пролетел год. Обитель, воздвигнутая святым Антонием, уже почти полностью оформилась. Как-то местные жители рыбачили вблизи монастыря. Они поймали много рыбы, а в придачу вытащили бочку, которую подвижник много лет назад бросил у себя на родине в море – святой узнал ее. Рыбаки поначалу не хотели отдавать найденное преподобному, но, в конце концов, по велению судьи Антоний Римлянин получил собственное имущество. Последнее состояло в основном из церковной утвари. Было там и немного денег: их святой потратил на покупку земли вокруг монастыря, а также рыбной ловли и села у новгородских посадников.

В 1117 году был заложен каменный храм обители. Его спустя два года освятил епископ Новгородский Иоанн. Около 1125 года была произведена роспись церкви. Тогда же при монастыре появилась каменная трапеза. Позже возле нее воздвигли храм в честь Сретения Господня.

Кончина и обретение мощей преподобного

В 1131 году Антоний Римлянин удостоился чести стать игуменом основанной им обители. Таково было желание братии. Правление в озвученной должности монастырем преподобный осуществлял на протяжении 16-ти лет. Все это время святой наставлял своих подопечных в богоугодном житии и благочестии. Перед отходом в Царствие Небесное преподобный Антоний назначил своим преемником собственного ученика – преподобного Андрея. 3 августа 1147 года святой почил с миром. Погребение святого совершил епископ Новгородский Нифонт. Антоний нашел покой в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Обретение мощей Антония Римлянина состоялось лишь спустя четыре с лишним столетия, а именно в 1597 году, при Новгородском митрополите Варлааме и Всероссийском Патриархе Иове. Событие это имело место быть в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). Перед этим на месте погребения святого совершалось множество чудесных исцелений по молитвам святого подвижника. От неизлечимой болезни избавился у гробницы преподобного игумен обители Кирилл. Его благодарностью угоднику Божию за спасение от смерти стало строительство над камнем святого Антония часовни. Свечник Феодор, страдавший беснованием, молился у валуна преподобного, на котором в то время уже красовался образ святого. Ему явился сам подвижник и обещал исцеление от недуга после того, как тот приложится к камню. Как было сказано, так и произошло впоследствии.

Прославление Антония Римлянина случилось после того, как последний явился благочестивому иноку Антоничевой обители Нифонту и сообщил о соответствующей Божьей воле. В итоге патриарх Иов повелел переложить мощи подвижника в новую гробницу, что и было сделано. При открытии мощей они оказались абсолютно нетленными и благоухающими. Вскоре после этого святого канонизировали.

Мы поздравляем православных христиан с праздником, с Днем чествования памяти преподобного Антония Римлянина!

Пре-по-доб-ный Ан-то-ний Рим-ля-нин ро-дил-ся в Ри-ме в 1067 го-ду от бо-га-тых ро-ди-те-лей, дер-жа-щих-ся пра-во-слав-но-го ис-по-ве-да-ния ве-ры, и был вос-пи-тан ими в бла-го-че-стии. Ли-шив-ших ро-ди-те-лей в 17 лет, он при-нял-ся за изу-че-ние пи-са-ний от-цов на гре-че-ском язы-ке. За-тем он раз-дал часть на-след-ства ни-щим, а дру-гую вло-жил в де-ре-вян-ную боч-ку и пу-стил ее в мо-ре. Сам же при-нял по-стри-же-ние в од-ном из пу-стын-ных ски-тов, где про-жил 20 лет.

Го-не-ние со сто-ро-ны ла-ти-нян на пра-во-слав-ных при-ну-ди-ло бра-тию разой-тись. Пре-по-доб-ный Ан-то-ний ски-тал-ся, пе-ре-хо-дя с ме-ста на ме-сто, по-ка не на-шел на пу-стын-ном бе-ре-гу мо-ря боль-шой ка-мень, на ко-то-ром це-лый год про-жил в по-сте и мо-лит-ве. Страш-ная бу-ря, разыг-рав-ша-я-ся 5 сен-тяб-ря 1105 го-да, со-рва-ла ка-мень, на ко-то-ром на-хо-дил-ся пре-по-доб-ный Ан-то-ний, и по-нес-ла его в мо-ре. Под празд-ник Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы ка-мень оста-но-вил-ся в 3 вер-стах от Hов-гоpода на бе-ре-гу ре-ки Вол-хов при се-ле Вол-хов-ском. Со-бы-тие это за-сви-де-тель-ство-ва-но в нов-го-род-ских ле-то-пи-сях. На этом ме-сте пре-по-доб-ный с бла-го-сло-ве-ния Нов-го-род-ско-го свя-ти-те-ля Hики-ты За-твор-ни-ка († 1109, па-мять 14 мая), ос-но-вал мо-на-стырь в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

На дру-гой год ры-бо-ло-вы вы-ло-ви-ли боч-ку с на-след-ством пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, пу-щен-ную в мо-ре мно-го лет на-зад. Ука-зав, что на-хо-ди-лось в боч-ке, пре-по-доб-ный за-брал боч-ку и ку-пил для оби-те-ли зем-ли.

Ду-хов-ное по-движ-ни-че-ство со-че-та-лось в оби-те-ли с на-пря-жен-ной тру-до-вой де-я-тель-но-стью. Пре-по-доб-ный Ан-то-ний за-бо-тил-ся, чтобы из мо-на-стыр-ских до-хо-дов ока-зы-ва-лась по-мощь ни-щим, си-ро-там и вдо-вам. В 1117 го-ду пре-по-доб-ный на-чал ка-мен-ное стро-и-тель-ство в мо-на-сты-ре. До на-ших дней со-хра-нил-ся со-бор в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, по-стро-ен-ный при жиз-ни пре-по-доб-но-го в 1117-1119 г.г. из-вест-ным нов-го-род-ским зод-чим Пет-ром, с фрес-ко-вы-ми рос-пи-ся-ми 1125 го-да. В 1131 го-ду свя-ти-тель Hифонт Hов-гоpод-ский по-ста-вил пре-по-доб-но-го Ан-то-ния игу-ме-ном мо-на-сты-ря. Скон-чал-ся свя-той Ан-то-ний 3 ав-гу-ста 1147 го-да, имея 79 лет от рож-де-ния, и был по-гре-бен свя-ти-те-лем Ни-фон-том.

Мо-щи его об-ре-те-ны 1 июля 1597 го-да нетлен-ны-ми и по-ло-же-ны в око-ван-ную се-реб-ром ра-ку. С то-го вре-ме-ни был учре-жден в па-мять его крест-ный ход из Со-фий-ско-го со-бо-ра, в первую пят-ни-цу по-сле Пет-ро-ва дня. При ра-ке пре-по-доб-но-го на-хо-ди-лась ветвь осо-ки, с ко-то-рой Ан-то-ний при-плыл из Ри-ма, дер-жа ее в ру-ке. Так он изо-бра-жа-ет-ся и на ико-нах. До 30-х го-дов на-ше-го ве-ка мо-щи пре-по-доб-но-го Ан-то-ния по-чи-ва-ли в со-бор-ной мо-на-стыр-ской церк-ви Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, в при-де-ле его име-ни. В на-сто-я-щее вре-мя их судь-ба неиз-вест-на.

Про-слав-лен пре-по-доб-ный Ан-то-ний в 1597 го-ду. Па-мять его от-ме-ча-ет-ся так-же (в честь об-ре-те-ния мо-щей) в первую пят-ни-цу по-сле празд-но-ва-ния пер-во-вер-хов-ным апо-сто-лам Пет-ру и Пав-лу (29 июня) и 17 ян-ва-ря - в день те-зо-име-нит-ства, ко-гда празд-ну-ет-ся па-мять пре-по-доб-но-го . Пер-во-на-чаль-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Ан-то-ния Рим-ля-ни-на бы-ло на-пи-са-но вско-ре по-сле его кон-чи-ны уче-ни-ком и пре-ем-ни-ком по игу-мен-ству свя-щен-но-и-но-ком Ан-дре-ем, а об-ра-бот-ка жи-тия, ска-за-ние об об-ре-те-нии мо-щей и по-хваль-ное сло-во - по-стри-же-ни-ком Ан-то-ни-е-ва мо-на-сты-ря, ино-ком Ни-фон-том, в 1598 го-ду (из-да-но в "Пра-во-слав-ном со-бе-сед-ни-ке", Ка-зань, 1858, май-июнь). Со-хра-ни-лись ду-хов-ная и куп-чая гра-мо-ты пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, из-дан-ные неод-но-крат-но. (По-след-ние пуб-ли-ка-ции: Гра-мо-ты Ве-ли-ко-го Нов-го-ро-да и Пско-ва. М.-Л., 1949, с. 159-161, N 102, 103; Янин В.Л. Очер-ки ком-плекс-но-го ис-точ-ни-ко-ве-де-ния. Сред-не-ве-ко-вый Нов-го-род. М., 1977, с. 58-59).

Молитвы

Тропарь преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Ве́тхий Рим, оте́чество твое́, оста́вив,/ на ка́мень, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́/ и на нем па́че естества́, а́ки безпло́тен, по вода́м ше́ствовал еси́,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́емь,/ Вели́каго Нова́гра́да дости́гл еси́/ и, оби́тель в нем сотвори́в,/ те́ло твое́ в ней предложи́л еси́, я́ко дар освяще́н./ Тем мо́лим тя, о́тче Анто́ние:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Древний Рим, отечество твое, оставив, на камень, как на быстрый корабль, ты взошел и на нем превыше законов природы, как бесплотный, по воде ты путешествовал, руководимый Божественного разума, Великого Новгорода достиг ты и, в нем создав, тело твое в ней предал Богу, как священный дар. Потому молим тебя, отче Антоний, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Кондак преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Ри́мское воспита́ние, Вели́кому же Нову́гра́ду благода́тное процвете́ние,/ мно́гими бо труды́ и по́двиги в нем Бо́гу угоди́л еси́./ Сего́ ра́ди чуде́с дарова́ний от Него́ сподо́бился еси́,/ и те́ло твое́ мно́гими ле́ты соблюде́ нетле́нно./ Мы же, сие́ лобыза́юще, ра́достно от души́ вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче Анто́ние.

Перевод: Воспитанник Рима, в Великом Новгороде же благодатно процветший, ибо многими трудами и подвигами в нем угодил ты Богу. Потому ты удостоился от Него дара чудотворения, и тело твое многие годы сохраняется нетленным. Мы же прикладываясь к нему, радостно от души взываем к тебе: «Радуйся, отче Антоний».

Ин кондак преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Я́ко звезда́, возсия́л еси́ от Ри́ма,/ и, доше́д Богоспаса́емаго Вели́каго Нова́гра́да,/ ту в нем оби́тель сотвори́л еси́,/ и, це́рковь поста́вив,/ созва́ и́нок мно́жество./ С ни́миже моли́ о нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Анто́ние.

Перевод: Как звезда, воссиял ты из Рима, и, дойдя до Богоспасаемого Великого Новгорода, создал в нем обитель, и, построив церковь, созвал множество монахов. С ними же моли о нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, преподобный отче Антоний».

Молитва преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Па́стырю предо́брый и наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Анто́ние! Ты во пло́ти еще́ сый, Боже́ственным манове́нием управля́емь, ве́тхий Рим оте́чество твое́ и род твой оста́вил еси́, и отту́ду чуде́сным по вода́м на ка́мени, я́ко на ле́гцем корабли́, прише́ствием твои́м се́мо освяти́л еси́ град сей, и в нем храм Бо́жией Ма́тери воздви́гл еси́, труды́ же и по́двиги твои́ми просвети́л еси́ оби́тель твою́, ея́же и основа́ние тобо́ю бысть, умно́жил еси́ в ней ча́да твоя́, о́бразом до́брых дел и уче́нием наставля́яй их; тем и нетле́нием моще́й твои́х и чуде́с сия́нием просла́ви тя Бог, Ему́же безпло́тен со безпло́тными предстоя́ ра́дуешися, и, ра́дуяся, о притека́ющих к чудотво́рней ра́це твое́й, и мо́щи твоя́ усты́ же и се́рдцем лобыза́ющих мо́лишися: ты и ны́не, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Влады́це Христу́, бу́ди моли́твенник и хода́тай о предстоя́щих сих рабе́х твои́х, честно́му твоему́ о́бразу кла́няющихся, и прося́щих от тебе́ ми́лостиваго заступле́ния. Ей мо́лим тя, слуго́ Христо́в и уго́дниче, главы́ и сердца́ на́ша преклоня́юще тебе́; не пре́зри убо́гаго сего́ моле́ния на́шего, но при́зри на ны ми́лостивно, коего́жды потре́бу исполня́я: боля́щим здра́вие, путеше́ствующим в пути́ благопоспе́шество, пла́вающим ско́рое и безбе́дное пла́вание да́руя: нас от вся́ких бед, внеза́пно находя́щих, сохрани́; да вси твои́ми моли́твами на земли́ богоуго́дно поживе́м, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дники бу́дем, досто́йны славосло́вити Всесвяту́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в безконе́чные ве́ки. Ами́нь.

16 августа Русская Православная Церковь празднует день памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, приплывшего на камне из далекой Италии в Новгород, чтобы основать в новгородских землях знаменитый монастырь. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям наиболее значимые факты из жизни этого святого.

Факт 1. Кто он, Антоний Римлянин?

Информация о новгородском чудотворце, которой мы сегодня располагаем, в большей степени основывается на житии Антония Римлянина и косвенно на материале новгородских летописей. Житие преподобного Антония, дошедшее до нас, было написано в XVI веке, и, в свою очередь, оно опирается на оригинальное житие, написанное иноком Андреем, верным учеником и последователем Антония-чудотворца и вторым игуменом новгородского Антониева монастыря. К сожалению, этот исходный материал затерялся в веках. Возможно, именно поэтому местами (в основном, в датах) житие прп. Антония XVI века расходится и с новгородской летописью, и даже с некоторыми исследовательскими материалами.

В истории жизни преподобного Антония Римлянина есть несколько поистине удивительных фактов.

Согласно житию родился Антоний в 1067 году в Риме в семье весьма состоятельных родителей-христиан. Прекрасно владея греческим, он рано стал изучать Ветхий и Новый Заветы, читал творения святых Отцов и всей душой стремился к монашескому образу жизни. Поэтому, потеряв родителей в возрасте 18 лет, Антоний решает покинуть Рим и постричься в монахи. Он раздает половину своего имущества нищим и нуждающимся, а вторую половину помещает в бочку и бросает ее в море. После чего Антоний отправляется на поиски православных монахов. Найдя их в какой-то отдаленной пустыни, он принимает постриг и 20 лет живет в монашеском скиту.

Когда начались гонения на христиан, монахи, принявшие к себе Антония, были вынуждены оставить пустынь. Антоний много скитался, прежде чем нашел тихое и уединенное место на берегу моря, где решил поселиться. Там он провел в молитве год и два месяца.

Факт 2. История с камнем

Согласно все тому же житию в этом месте имелась большая скала, выдававшаяся в море. Антоний, подобно великим монахам-столпникам, день и ночь проводит на этой скале в молитвах. На ней он находится и 5 сентября 1106 года, когда на море начинается страшная буря. Морские волны отрывают часть скалы, на которой стоит Антоний, и уносят в море. Как записано в житии Антония-чудотворца, «камень же плыл по водам без руля и без кормчего, и человеческий разум не может представить, что ни скорбь, ни страх, ни уныние, ни иная какая печаль, ни голод, ни жажда не посетили преподобного; только пребывал он в мысленной молитве Богу и радовался душою».

Дальше начинаются вещи просто поразительные. Камень с Антонием не только не потонул в морской пучине, но уже спустя три дня, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, приплыл к селу Волховскому, что находится на берегу реки Волхов в трех верстах от Новгорода.

Чтобы попасть из Италии в новгородские земли, преподобному пришлось практически обогнуть всю Европу: проплыть по Тирренскому, Средиземному, Северному и Балтийскому морям, части Атлантического океана, пройти Гибралтарский пролив и Ла-Манш, по Неве войти в Ладожское озеро и оттуда спуститься против течения (!) по реке Волхов почти к самому Новгороду. И это путешествие, на которое в те времена уходило почти полгода, камень, на котором плыл Антоний, преодолел за три дня.

Кто-то скажет, что такого быть не может. Что ж, в конце концов, это вопрос веры. Можно вспомнить, как ответил Иисус в Евангелии от Матфея на вопрос, кто же может спастись: «А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).

Каждый паломник, приезжающий в Антониев монастырь, может увидеть этот знаменитый камень. Сойдя на сушу, Антоний оставил его на берегу Волхова. Спустя почти 400 лет, в середине XVI века, игумен монастыря Вениамин отыскал камень и вставил его в наружную стену собора Рождества Пресвятой Богородицы. Теперь он лежит в западном притворе храма под изображением святителя Никиты. Камень представляет собой серый валун длиной 126 см, шириной 94 см и высотой 37 см.

Факт 3. Бочонок с золотом

История с сокровищами преподобного Антония напоминает сказку из «Тысячи и одной ночи». Загадочная бочка, в которой он спрятал часть своих сокровищ и которую кинул в море, спустя год, всплыла - в прямом и переносном смыслах - в Новгороде.

Случилось это так. Однажды, спустя год после своего таинственного появления в Новгороде, Антоний пришел к рыбакам на берег реки Волхов. К тому моменту рыбаки долго и безуспешно пытались наловить рыбы. Решив, что день выдался сильно неудачный, они стали сворачивать сети. Тогда Антоний Римлянин попросил их еще раз закинуть сети. Рыбаки отнекивались, и Антоний предложил им в уплату за еще одну попытку маленький кусочек серебра стоимостью в одну гривну, заранее попросив отдать всё, что в этот раз попадется в сети, в дом Пресвятой Богородицы.

Рыбаки вновь забросили свои сети, а Антоний стоял на берегу и молился. В этот раз в сети попалось большое количество рыбы… и бочонок, обитый железными обручами, который Антоний сразу же признал своим. Преподобный сказал рыбакам, что отдает им всю выловленную рыбу, но бочонок, как договаривались, забирает себе. Тут же разгорелся жаркий спор: рыбаки никак не хотели отдавать бочонок, чуя в нем сокровище. Они спорили и даже обзывали Антония. И тогда тот предложил отправиться за решением к новгородским судьям.

Рыбаки и перед судьями пытались лукавить, говоря, что бочка эта принадлежит им и что они специально ее спрятали, но растерялись, когда судьи спросили, что же в ней находится. Тогда как преподобный Антоний уверенно заявил: «Это бочка нашего ничтожества, она предана морской воде в Риме нашими грешными руками, а положены в эту бочку церковные сосуды, золотые, и серебряные, и хрустальные, потиры и блюда, и много другого из священных церковных вещей, и золото, и серебро из имущества моих родителей - погружено это сокровище в море с той целью, чтобы оно - священные сосуды - не осквернилось от богомерзких еретиков, от бесквасных (их) бесовских жертв; а подписи на сосудах сделаны на римском языке» . Когда по приказу судий бочонок открыли, там и нашли сокровища Антония.

Деньги из бочонка преподобный Антоний использовал на приобретение земли и строительство монастыря, а золотую и серебряную утварь - для украшения и проведения служб.

Факт 4. Основание монастыря

Известно, что, высадившись на новгородском берегу в канун Рождества Пресвятой Богородицы, Антоний Римлянин решил построить в честь этого праздника монастырь. С этой просьбой он обратился к тогдашнему епископу Новгородскому святителю Никите Затворнику - единственному человеку, которому он рассказал историю своей жизни и путешествия на камне из Италии в Новгород. Тот благословил строительство монастыря. Вначале при поддержке святителя Никиты Антоний Римский построил деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а позже, в 1117 году, было начато строительство каменного храма. Оно продолжалось два года, и строил каменный собор известный новгородский зодчий Петр.

Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Известно, что Антоний на выловленные деньги купил не только землю под строительство монастыря, но и село Волховское, а также рыбные ловли, чтобы снабжать монастырь рыбой.

Новый монастырь рос и становился известным в новгородских землях, под крыло Антония Римлянина стала быстро стекаться братия. К сожалению, после смерти новгородского епископа Никиты Затворника у Антония возник сильный конфликт с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Именно по этой причине Антоний почти 20 лет возглавлял монастырь, не имея сана игумена. Лишь архиепископ Нифонт, взошедший на новгородскую кафедру в 1131 году, сделал то, что собирался сделать еще святитель Никита Затворник, - поставил Антония Римлянина игуменом монастыря.

Согласно общепринятым источникам святой Антоний Римлянин умер 3 августа 1147 года (практически в год основания Москвы). Хотя эти цифры не совпадают с теми, что указаны в его житии: если верить дошедшему до нас житию Антония Римлянина XVI века, кончина святого случилось на пять лет раньше - в 1142 году. Отходя к Господу, Антоний завещал монастырь своему верному ученику иноку Андрею.

В последующие века Антониеву монастырю приходилось видеть всякое: и радости, и беды. В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввел в монастыре общежительный устав. А в 1570 году царь Иван Грозный, разгромив Новгород, казнил всех насельников монастыря вместе с настоятелем Геласием, а сохранившиеся сокровища Антония, приплывшие в бочке из Италии, увез с собой в Москву и поместил в ризницу Московского Успенского собора. Позже, правда, царь опалу снял и даже прислал нового настоятеля игумена Кирилла (Завидова), но сокровища не вернул.

В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоанновны при монастыре учредили Новгородскую Духовную семинарию.

В 1918 году, с приходом к власти большевиков, Духовная семинария была закрыта, а в 1920 году Антониев монастырь был упразднен. Сегодня монастырские постройки входят в состав музея-заповедника, на той же территории находятся и некоторые факультеты Новгородского университета.

Факт 5. Обретение мощей святого Антония Римлянина

3 августа 1597 году были обретены мощи святого Антония Римлянина: их положили в окованную серебром кипарисовую раку и разместили в приделе Антония Римлянина в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

Достоверно известно, что после кончины Антония Римлянина возле его мощей происходило немало чудес, которые были специально записаны монастырским иноком Нифонтом в сочинении «О преложении честного и многочудесного тела». Часто на иконах преподобного Антония Римлянина изображают держащего в руках некую загадочную траву, напоминающую осоку. Ее также называют «тростником» Антония. Считается, что с ней он приплыл на камне. То ли эта трава росла на камне и Антоний за нее держался во время бури, то ли он ею питался в течение этих трех дней, - к сожалению, происхождение этой травы история не сохранила.

В 1927 году в ходе антирелигиозной кампании рака святого была вскрыта, мощи переданы в музей атеизма и, как считалось, безвозвратно утеряны.

В феврале 2016 года появилась информация о том, что кандидату биологических наук Денису Пежемскому, который 20 лет изучал мощи, хранящиеся в Софийском соборе Новгорода, удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Он передал их митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву.

Петр Селинов

© 2024 skupaem-auto.ru -- Школа электрика. Полезный информационный портал